Иррационалистическая традиция неоклассической философии 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:26, контрольная работа

Краткое описание

С учетом содержания понятия “рационализм” ( от лат. “ratio” – разум ) и противоположного ему понятия “иррационализм” (от лат. “irrationalis” – неразумный, бессознательный) можно разделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические. Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо ее сторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки.

Файлы: 1 файл

1..docx

— 35.74 Кб (Скачать)

     Давая  критическую оценку экзистециализму,  необходимо отметить, что данное  философское направление примыкает к субъективному идеализму, ибо в экзистенциализме окружающий мир рассматривается через призму человеческой субъективности, роль которой при этом явно преувеличена.

     Экзистенциалисты  полагают, что от человека не  зависит его принадлежность к  определенному времени, определенному народу, ибо, как они говорят, человек "брошен" в мир. От человека не зависит его характер, интеллект, начало и конец его существования в мире. Все это заставляет светских экзистенциалистов признавать помимо человеческого существования какую-то внеличностную реальность, которую они называют "трансценденцией".

       Трансценденция представляет собой  среду человеческого существования,  мир его забот. Она, как облако, окружает человека и находится  в неразрывной связи с ним.  Вот что говорит об этом  сам Хайдеггер: "До тех пор, пока существование длится, есть также и мир...Если нет никакого существования, то нет и никакого мира".

      Подобная  точка зрения фактически предполагает порицание объективности как пространства, так и времени; для экзистенциализма подлинное время - это время, которое протекает между рождением и смертностью человека. Представление же о времени, предшествующем началу существования и следующим за его концом, не более чем абстракция.

    Идеализм  экзистенциализма проявляется в  трактовке понимания "транценденция". Религиозный экзистенциализм уверяет, например, что только в пограничных ситуациях, особенно в момент смерти, завеса таинственности несколько приподнимается и человек может встретиться с трансценденцией. Причем трасценденция, т.е. реальность, не зависящая от существования человека, - это Бог.

      Таким  образом, ключевыми понятиями  экзистенциалистской философии  выступают "существование", "экзистенция" и "трансценденция". Вокруг них и группируются основные идеи философии существования.

    Характеризуя  данную философию, следует обратиться  еще к одной из ее центральных  проблем - свободе. Вокруг этой  проблемы как вокруг оси вращается  вся антропоцентристская, индивидуалистская философия экзистенциализма.

     Напомним, что, согласно Хайдеггеру, свобода  есть не что иное, как подлинное  существование. Несколько иначе выглядит понимание свободы у другого крупнейшего представителя светского экзистенциализма - французского философа и писателя Ж.П. Сартра.(1905-1980).

     Важнейшим  принципом обоснования свободы  у Сартра является положение  о том, что существование человека предшествует его сущности. И в этом состоит принципиальное отличие человека от всех других вещей. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Например, из желудя может вырасти дуб, а кошка всегда рождается кошкой. Здесь сущность предзадана заранее, затем уже приобретается существование.

    Иное  дело человек. Человек существует, находится в этом мире и  лишь затем себя определяет. Человек  неустанно созидает себя из  ничего, поэтому он всегда свободен. Человек, говорит Сартр, "обречен на свободу". Он устремлен и непрерывно проектирует себя в будущее. Человек есть то, чем он стремится быть. Все, что человек делает, зависит от его индивидуального выбора.

     Сартр,  конечно, не может обойти тот  житейский факт, что в своих  действиях человек ограничен  ситуацией, в которой он находится.  Однако, считает он, каждый человек  не только находится в ситуации, но и "образует ситуацию". Сама ситуация, в которой оказывается человек, может быть от него не зависима, но от него зависит отношение к этой ситуации. Даже заключенный, по мнению Сартра, свободен, потому что он может считать свою ситуацию либо ограничением, либо поводом к побегу.

     Сартр  отрицательно относится к попыткам  объяснить то или иное поведение  ссылками на обстоятельства. Он говорит, что люди придумали идею детерминизма, чтобы либо оправдать свою пассивность, либо снять ответственность за совершенный ими выбор. Детерминизм - это философия "оппортунистов" и "прохвостов", которые пытаются снять с себя ответственность за свои поступки. У подлинного человека, который полностью отдает себе отчет в своей абсолютной свободе, ссылка на обстоятельства всегда вызывает протест.

          Указывая на субъективизм Сартра, необходимо все-таки признать, что понятие внутренней свободы, свободы как качества личности действительно имеет место. Это такая свобода, когда человек, имея определенные взгляды, утверждения, считает необходимым придерживаться их, несмотря ни на какие обстоятельства. Он может даже умереть, но не поступится своими убеждениями.

     Наличие  такой свободы личности хорошо  показано в романе Ю. Домбровского "Факультет ненужных вещей". Главный герой романа Зыбин, измотанный неравной борьбой со своими тюремщиками в сталинских застенках, приходит к выводу, что единственный способ их победить - это нравственный способ. И Зыбин объявляет смертельную голодовку. Даже солдат, наблюдавший за этим в глазок, понимает, что здесь его власть и власть над заключенными всей системы кончилась, потому что ничего уже более страшного для этого заключенного придумать она не в состоянии. Все, чем пугают арестанта, все, что могут с ним плохого сделать, он сделал с собой сам. Зыбин в тюрьме в нравственном отношении свободнее своих тюремщиков. Его моральная победа - вопрос силы духа.

     Признавая  факт наличия такой внутренней  свободы, надо в то же время  признать, что ее явно недостаточно, когда речь идет об освобождении человека от рабства, от гнета социальных и природных сил. Для достижения подлинной свободы необходимо реальное изменение обстоятельств, ограничивающих свободу. Такого понимания свободы экзистенциализм не приемлет.

     Важным  вопросом, позволяющим выявить природу  экзистенциализма, является вопрос  о гносеологоческих и социальных корнях этого философского направления. Экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны, в обстановке озлобления и уныния, вызванном крахом кайзеровского милитаризма. Не оправившись еще от потрясений войны, человечество столкнулось с новым политическим и идеологическим явлением - итальянским и германским фашизмом, который попрал значительную часть ценностей западной цивилизации. Главными из этих ценностей были свобода, достоинство и неприкосновенность личности.

     Новая  волна экзистенциализма поднялась  во Франции в период оккупации  и сразу после второй мировой  войны. Позор поражения и национальное  унижение в период фашистского  террора, а также страстный  протест против надругательства  над свободой человека - все это  способствовало распространению идей экзистенциализма.

     После  второй мировой войны мода  на экзистенциализм распространилась  по всему Западу, чему способствовало  то, что он обращался к жизненно  важным проблемам, которые волнуют  любого мыслящего человека (о смысле жизни, человеческой судьбе, о выборе своего жизненного пути, личной ответственности).

     Сегодня  экзистенциализм как самостоятельное  философское направление становится  достоянием истории. И все же  он оставил неизгладимый след  в европейской и мировой культуре. Мысль о том, что центральной  проблемой философии является  конкретный человек, прочно утвердилась  в современной философии. Марксистская философия, к сожалению, почти не обращалась к экзистенциальным проблемам (жизни и смерти, бытийных переживаний человека). 
 

Информация о работе Иррационалистическая традиция неоклассической философии 19-20 веков