Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 22:26, контрольная работа
С учетом содержания понятия “рационализм” ( от лат. “ratio” – разум ) и противоположного ему понятия “иррационализм” (от лат. “irrationalis” – неразумный, бессознательный) можно разделить различные философские системы на рационалистические и иррационалистические. Например, позитивистская философия по своему понятию рационалистична, ибо ее сторонники убеждены, что мир познаваем средствами разума, науки.
Давая
критическую оценку
Экзистенциалисты полагают, что от человека не зависит его принадлежность к определенному времени, определенному народу, ибо, как они говорят, человек "брошен" в мир. От человека не зависит его характер, интеллект, начало и конец его существования в мире. Все это заставляет светских экзистенциалистов признавать помимо человеческого существования какую-то внеличностную реальность, которую они называют "трансценденцией".
Трансценденция представляет
Подобная точка зрения фактически предполагает порицание объективности как пространства, так и времени; для экзистенциализма подлинное время - это время, которое протекает между рождением и смертностью человека. Представление же о времени, предшествующем началу существования и следующим за его концом, не более чем абстракция.
Идеализм
экзистенциализма проявляется
Таким образом, ключевыми понятиями экзистенциалистской философии выступают "существование", "экзистенция" и "трансценденция". Вокруг них и группируются основные идеи философии существования.
Характеризуя
данную философию, следует
Напомним, что, согласно Хайдеггеру, свобода есть не что иное, как подлинное существование. Несколько иначе выглядит понимание свободы у другого крупнейшего представителя светского экзистенциализма - французского философа и писателя Ж.П. Сартра.(1905-1980).
Важнейшим принципом обоснования свободы у Сартра является положение о том, что существование человека предшествует его сущности. И в этом состоит принципиальное отличие человека от всех других вещей. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Например, из желудя может вырасти дуб, а кошка всегда рождается кошкой. Здесь сущность предзадана заранее, затем уже приобретается существование.
Иное
дело человек. Человек
Сартр,
конечно, не может обойти тот
житейский факт, что в своих
действиях человек ограничен
ситуацией, в которой он
Сартр
отрицательно относится к
Указывая на субъективизм Сартра, необходимо все-таки признать, что понятие внутренней свободы, свободы как качества личности действительно имеет место. Это такая свобода, когда человек, имея определенные взгляды, утверждения, считает необходимым придерживаться их, несмотря ни на какие обстоятельства. Он может даже умереть, но не поступится своими убеждениями.
Наличие
такой свободы личности хорошо
показано в романе Ю.
Признавая факт наличия такой внутренней свободы, надо в то же время признать, что ее явно недостаточно, когда речь идет об освобождении человека от рабства, от гнета социальных и природных сил. Для достижения подлинной свободы необходимо реальное изменение обстоятельств, ограничивающих свободу. Такого понимания свободы экзистенциализм не приемлет.
Важным вопросом, позволяющим выявить природу экзистенциализма, является вопрос о гносеологоческих и социальных корнях этого философского направления. Экзистенциализм стал складываться после первой мировой войны, в обстановке озлобления и уныния, вызванном крахом кайзеровского милитаризма. Не оправившись еще от потрясений войны, человечество столкнулось с новым политическим и идеологическим явлением - итальянским и германским фашизмом, который попрал значительную часть ценностей западной цивилизации. Главными из этих ценностей были свобода, достоинство и неприкосновенность личности.
Новая
волна экзистенциализма
После
второй мировой войны мода
на экзистенциализм
Сегодня
экзистенциализм как
Информация о работе Иррационалистическая традиция неоклассической философии 19-20 веков