|
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Интуитивизм Лосского………………………...…………………………...3
Заключение………………………………………………………………….8
Список литературы…......................................................................................9
Введение
Историки мысли единодушно и по праву
считают Николая Лосского одним из самых
значительных философов России серебряного
века. В фундаменте его многостороннего,
многоаспектного учения, развитого в качестве
философско-теоретической системы, —
гносеологическое учение, объединенное
с онтологией и получившее название интуитивизма.
Для того чтобы поныть специфику интуитивистских
идей Лосского, необходимо прежде всего
принять во внимание их историко-философские
предпосылки, как их выявил и проработал
сам мыслитель. Анализ предшествующих
философских учений, вскрывающих и критически
оценивающих их основоположения, Лосский
считал принципиально важным для выработки
собственных воззрений. Поэтому I часть
главного гносеологического труда Лосского
"Основание интуитивизма" посвящена
новому осмыслению фундаментальных положений
докантовских эмпиризма и рационализма,
теории знания самого Канта, а также и
послекантовской философии (в аспекте
ее уже начавшегося движения к интуитивизму).
"Мы прибегаем к истории не ради истории,
— писал Лосский, — а для того чтобы найти
с помощью анализа действительных и возможных
миросозерцании пути, возвращающие к утраченным
идеалам живого знания. Цель реферата
проанализировать главные категории интуитивизма
Лосского. Объектом выступает первая часть
его гносеологического труда «Основание
интуитивизму».
Интуитивизм
Лосского
Философская система Лосского базируется
на том, что метафизика занимает центральное
место в составе философских наук. С этим
связано, во-первых, представление русского
философа о самой философии и, во-вторых,
о роли метафизики в формировании мировоззрения
человека. Лосский всем своим творчеством
стремился обосновать, что философия представляет
собой особую науку. Поэтому неслучайно
он называл свои концептуальные построения
«теориями». Исследователи справедливо,
на наш взгляд, употребляют термин «философское
учение».
Главная мысль, которую стремился обосновать
Лосский, состояла в том, что именно метафизика
определяет тип философского мировоззрения.
Она призвана отыскивать во множестве
разнородных предметов их тождество. Те
же философские мотивы развивали В.С. Соловьева,
Л.М. Лопатина С.Л. Франк. Таким образом,
классификация метафизических систем
является одновременно и классификацией
философских мировоззрений.
В основе классификации философских
учений лежит то, что можно обозначить
принципом связности или раздробленности
мира, который признается этими учениями.
Это позволяет Лосскому разделить бытие
на идеальное (сверхвременное и свехпространственное)
и реальное. Другое основание классификации
философских учений – интерпретация субстанции,
которая есть идеальное бытие; это – субстанциализм
–учения Демокрита, Лейбница (плюрализм
субстанций), Декарта (дуализм), Спинозы
(монизм). Метафизические учения, признающие
такого рода бытие, Лосский назвал идеал-реализмом,
имея в виду характерное для него признание,
что «реальное бытие существует на основе
материального. Он выделил два вида идеал-реализма:
отвлеченный идеал-реализм, который признает
только отвлеченные начала (как, например,
у Г. Когена) и конкретный идеал-реализм,
согласно которого существуют еще и конкретно-идеальные
начала, идеи, как живые самостоятельные
существа (как например, у Аристотеля,
Плотина, Гегеля, Вл. Соловьева).
Лосский полагал, что существует три
типа мировоззрений в зависимости от их
отношения к идеальному бытию. В зависимости
от отношения целого и частей он выделил
основание для различия двух типов мировоззрений
– органического и неорганического. Если
в учении утверждается, что элементы первоначальнее,
основнее, а целое есть нечто вторичное,
производное, возникшее из элементов,
то такое мировоззрение является неорганическим
(как у Демокрита). Если же, напротив, целое
первоначальнее (но не в хронологическом
смысле) своих элементов мировоззрение
является органическим.
Соединение двух указанных оснований
классификации дает в целом шесть типов
мировоззрений. Следует обратить внимание
на то, что идеал-реализм может быть неорганическим,
а может выступать как отвлеченным, либо
конкретным.
Для классификации материалистических
учений Лосский выделил три класса теорий:
гилокинетические (атомизм Левкиппа и
Демокрита, Т.Гоббс, Р.Декарт, Гюйгенс,
Р.Бойль и др.), динамические (Г.В.Лейбница,
Н.Канта, В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Эд. фон
Гартмана, Вл. Соловьева и др.) и энергетическую
(В. Освальд). Позиция Лосского относительно
понятия субстанции привела его к понятию
«субстанциального деятеля».
Неорганический актуализм в учении о
душе обнаруживается у Д.Юма, Дж.Ст. Милля,
Г. Спенсера. Лосский справедливо указывает,
что субстанциалистское учение о душе,
как правило, является неорганическим.
Таковы учения Р. Декарта и Дж. Беркли,
а также у В. Вундта, А.Бергсона. Последовательный
органический актуализм рассматривает
душевную жизнь человека как неделимое
целое единство, которое вплетено в целое
более высокой душевной жизни. У Плотина
«земные души» людей представляют собой
аспекты Мировой души; в Каббале единое
человечество имеет духовный первообраз
в Адаме Кадмоне. Иерархический персонализм
развит Э. фон Гартманом, В. Штерном, Н.О.
Лосским, Л.П. Карсавиным. С точки зрения
Лосского, это наиболее последовательный
вариант органического актуализма, позволяющий
описать не только психическую жизнь,
но и сознание.
На наш взгляд, здесь имеет место логическая
непоследовательность русского философа.
Строго говоря, материализм, если следовать
традиционной терминологии, редуцирует
все многообразие явлений реальности
к материи, к материальным явлениям. Тогда
марксисты (Маркс, Энгельс, Ленин), совершенно
правы, рассматривая то, что они реализовали
в качестве метода (то, что Лосский обозначил
как методологический материализм). Применительно
к обществу и его истории – это исторический
материализм, то, что Лосский обозначил
экономический материализм, применительно
ко всей реальности – это диалектический
материализм.
Лосский различает реалистический и
субъективно-идеалистический панпсихизм.
Такие воззрения называются интеллектуализмом
или гносеологическим идеализмом. В решении
проблемы связи, взаимодействия психического
и материального бытия в XIX в. возникло
направление, которое получило название
психофизического параллелизма. Оно полагает,
что психические и физические процессы
причинно не влияют друг на друга.
В классификации видов психофизического
параллелизма Лосский опирается на исследование
немецкого философа Л. Буссе, который приводит
три классификации психофизического параллелизма;
в основе каждой из них лежат соответствующие
категории или принципы: модальность,
количество, качество - эмпирический (Вундт,
Мюнстберг), либо метафизический (Фехнер,
Паульсен). По категории количества различаются
частичный (Вундт, Модль) и универсальный
(Спиноза, Фехнер, Паульсен, Гефдинг, Гейманс).
По категории качества различаются материалистический
(Мюнстенберг, Циген), реалитически-монистический
(Спиноза, Бен, Клиффорд, Гексли, Иодль,
Спенсер), идеалистически-монистический
(Паульсен, Ланге, Фехнер, Вунд, Циген, Гейманс,
Эббингаус) и дуалистический виды параллелизма.
(Спиноза, Бен, Клиффорд, Гексли, Иодль,
Спенсер).
С одной стороны, Лосский, проанализировав
учения классической философии и выявив
их достоинства и трудности, желал восстановить
классическую метафизику в ее правах как
одну из главных сфер философского знания.
С другой стороны, он в самом начале своей
творческой деятельности понял, что сделать
это можно лишь на основе новых инноваций
в теории познания. Именно поэтому он занялся
философскими проблемами восприятия,
которые и привели его к формированию
оригинального философского учения интуитивизма.
Центральной проблемой для Н.О. Лосского
была проблема соотношения трансцендентного
и имманентного в познании и в его результатах.
Идея русского философа состояла в том,
что «мир не-я познается так же непосредственно,
как и мир я». Значит, в процессе познания
внешнего мира объект трансцендентен
в отношении к познающему «я», но, несмотря
на это, он остается имманентным самому
процессу знания. Такой ход мысли освобождает
нас от прежних представлений субстанциальности.
Кант настаивал на том, что наши суждения
объективны, поскольку в них есть априорный
синтез на уровне чувственного познания
и на уровне рассудка. Он полагал, что априорный
синтез обусловлен природой мышления
человека; без него невозможно единство
опыта, а, следовательно, существования
самосознания. Послекантовская философия,
по мнению русского философа, реализовала
различные теории знания, которые в определенной
мере приближались к интуитивизму.
Во-первых, это рационализм, который в
книге «Обоснование интуитивизма» Лосский
назвал мистическим, (Фихте, Шеллинг, Гегель,
Шопенгауэр), который, по его мысли, наиболее
приблизился к интуитивизму. Во-вторых,
эмпиризм, «вырвавшийся» из объятий субъективного
идеализма Юма. Это течение, приведшее
к позитивизму, «позитивистическому эмпиризму»,
как выразился Лосский (Г.Спенсер, Э.Мах,
Р.Авенариус). В-третьих, критицизм, вышедший
из учения Канта, который характеризуется
Лосским как учение о надиндивидуальном
характере апперцепции и называется им
«интуитивным критицизмом». В современной
терминологии это – неокантианское учение
или имманентная философия (Р. Шуберт-Зольдерн,
В. Шуппе, Г. Риккерт, В. Виндельбанд).
Значение аналитических истин, аналитической
необходимости, как справедливо указывал
Лосский, до сих пор распространена в логике
как некий верховный критерий истины.
Не разделяя это утверждение, русский
мыслитель полагал, что роль «первых истин»
«принадлежит аксиомам (и постулатам),
определениям и суждениям прямого восприятия.
Но тогда возникает закономерный вопрос:
как это возможно? Логические законы (тождества,
противоречия, исключенного третьего)
бессильны разрешить этот вопрос.
Интуитивизм Лосского предлагает новое
решение. Чтобы познать предмет, нужно
иметь его в сознании, чтобы он стал имманентным
сознанию. Это осознание не есть причинное
воздействие предмета на тело субъекта
познания и его душевную жизнь. Отношение
между субъектом и объектом можно обозначить
гносеологической координацией. Но простое
«имение в виду», созерцание предмета
не есть знание о нем. Это знание появляется,
как полагает Лосский, в сравнении. Тогда,
всякое знание состоит в том, что я, во-первых,
созерцаю предмет в его неприкосновенной
подлинности и, во-вторых, анализирую созерцаемый
мир, вскрывая в нем то, что необходимо
связано с предметом. Согласно учению
русского философа, познаваемый предмет
существует как нечто сложное и существует
«сам по себе». Следовательно, любой предмет
и весь познаваемый мир есть целое (или
момент целого), в котором можно различать
стороны (Коген, Риккерт, Бергсон).
Введение понятия «субстанциальный деятель»
является для Лосского важным. Оно не только
конкретизирует его онтологию и естественным
образом связывает онтологическое учение
с гносеологическим и другими частями,
составляющими его философское учение.
Следует отметить ту мысль русского философа,
которую он стремился обосновать еще в
работе «Мир как органическое целое» –
это творческая деятельность субстанциального
деятеля. В самом деле, субъект (я) есть
субстанция, и притом субстанция не только
познающая, но и живущая, т. е. творящая
новое бытие.
|
Список литературы
1. Белов В.Н., Рожков В.П.
История русской философии. Саратов,
2003.
2. Гасилин В.Н. И. Кант и Н.О. Лосский // И.
Кант, неокантианство и Г. Коген. / Под редакцией
профессора В.Н. Белова. Саратов: Изд-во
«Научная книга», 2004. С. 36-41. Чумичёв К В.
Проблематизация интуиции в русской религиозно-философской
парадигме «Логос». Саратов, 2002.
3. Гасилин В. Н. Эвристические функции
диалектики: прошлое и современность //
Эвристические функции диалектики. Саратов,
2001. С. 3 – 34.
4. Хакимов М.З.Формирование философского
учения Н.О. Лосского// Русская философия
«Серебряного века». Сборник научных статей.
2004
5. Г. Саратов, Поволжская академия государственной
службы им. П.А. Столыпина, 2004. С.23-27.
6. Хакимов М.З. Н.О. Лосский об особенностях
интуиции // Философия, человек, цивилизация:
новые горизонты XXI века. Материалы третьих
Аскинских чтений. Межвузовский научный
сборник. Ч. 2. Г. Саратов, ООО Изд. «Научная
книга», 2004. С.210 – 213. |
|