Историческая судьба марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:16, реферат

Краткое описание

В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические предпосылки возникновения марксизма. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..

4
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..

7
3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………………….
11
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Теория МАРКСИЗМА.docx

— 43.68 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………………….

3

1 Теоретические предпосылки  возникновения марксизма. Философская  эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..

 

4

2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..

 

7

3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….

9

Заключение…………………………………………………………………………….

11

Список литературы……………………………………………………………………

12

Тест……………………………………………………………………………………..

13


 

Введение

 

В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического  и исторического материализма, что  подспудно приводило к идее существования  “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве. Как показывает практика современных исследований, полноценное решение тех или иных проблем диалектики, теории познания, теории исторического процесса обеспечивается на основе целостного , диалектико-материалистического подхода как единого методологического принципа марксистской философии.

Разработанное К. Марксом  и Ф. Энгельсом учение коренным образом  отличается от всей прежней философии - как идеалистической, так и материалистической.

Возникновение марксистской философии – необходимое следствие  определенной стадии исторического  развития общества, экономической жизни, политических отношений, науки и  культуры.

Обобщая результаты исследований различных отраслей человеческой культуры, последователи марксистской философии  считали, что она способствует формированию у человека целостной мировоззренческой  позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его идейно-нравственных позиций  в быстротечном развороте современных  событий и борьбе идей.

 

 

1 Теоретические  предпосылки марксизма. Философская  эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса.

 

Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

Карл Маркс родился в городе Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. редактор демократической «Рейнской газеты» В период революционных событий в Европе 1848-1849 гг. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.).

Фридрих Энгельс родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете»

Философия марксизма зародилась в 40-х годах в Германии, и ее появление обусловлено рядом  обстоятельств:

- начало индустриальной революции, ускоренное становление капиталистического способа производства и революционные события в Европе, поставили перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества;

- потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это – открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Ч. Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы;

- наличие теоретических предпосылок, позволивших сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия – гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Л. Фейербаха.

Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса выразилась в переходе от идеализма1 к материализму2 и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Их борьба составляет содержание историко-философского процесса.

 Существенное влияние  на формирование философских  позиций К. Маркса и Ф. Энгельса  оказали английская политическая  экономия в лице А. Смита  и Д. Риккардо, французский утопический социализм (А. де Сен-Симон и Ш. Фурье). 30- 40-е годы 19 века были ознаменованы массовыми выступлениями рабочих против буржуазии: восстания лионских ткачей во Франции (1831 и 1834 гг.), силезское восстание ткачей в Германии (1844 г), чартистское движение в Англии.

С развитием классовой  борьбы пролетариата против буржуазии  росла потребность в теоретическом  обосновании необходимости коренного  изменения существующего строя, в учении, которое указывало бы, как и в каком направлении  осуществлять эти изменения, какие  общественные отношения и учреждения должны заменить существующие. В ответ  на эту историческую потребность  и возник марксизм как учение, объединяющее пролетариат и его союзников  в борьбе за социальную справедливость, как теория революционного преобразования действительности. Утопические социалистические учения, обосновывавшие необходимость  создания нового, “идеального” общества, возникли тоже в ответ на потребность  угнетенных масс в изменении условий  жизни, однако они не только не способствовали правильному пониманию действительности, но подчас даже дезориентировали трудящихся в их борьбе с эксплуататорами.

В возникновении марксистского  мировоззрения наряду с социально  экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии.

К середине 19 века наука достигла такого уровня развития, когда появилась  реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, разработки диалектико-материалистического  воззрения. Именно в этот период в  естествознании происходит переход  от описания и классификации изучаемых  материальных образований к осмыслению происходящих в них процессов, от фиксации их свойств к выявлению  закономерностей изменения последних. В этот период получили развитие такие  науки, как физиология, эмбриология, геология и др. Был сделан ряд  открытий, свидетельствовавших о  диалектическом характере процессов  природы.

Достижения естественных наук первой половины 19 века способствовали обоснованию важнейших принципов  диалектики, разработке последовательно  научного мировоззрения.

Диалектический и исторический материализм возник как прямое продолжение  предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является преемником и продолжателем  прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими  мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными  предпосылками возникновения философии  марксизма существовали определенные теоретические предпосылки. Они  связаны, прежде всего, с немецкой классической философией второй половины 18 – первой половины 19 веков, особенно с философскими взглядами Гегеля и Фейербаха.

Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь исторический и духовный мир в  виде процесса, в виде беспрерывного  движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе  и истории диалектическое развитие у Гегеля, в конечном счете, представляет собой результат самодвижения духа.

С критикой объективного идеализма  Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком  и полностью зависит от нее, порождается  ею. Фейербах восстановил в своих  правах основные принципы материализма. Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального  ядра гегелевской философии, его  диалектики.

Но то, что не смог сделать  Фейербах, сделали Карл Маркс и  Фридрих Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. В ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии- диалектику, и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм – последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.

Создатели диалектического  и исторического материализма были уверены, что причиной идеальных  побудительных сил является материальная деятельность самих людей. Они считали, что тот простейший, но скрытый  под идеологическими наслоениями  факт, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде, чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор”3.

Маркс и Энгельс последовательно  распространили материализм на познание общества  истории, считая, что в  развитии общества определяющими факторами  являются не духовная деятельность, не сознание, не идеи, а материальные условия  жизни людей, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.

С возникновением марксизма  коренным образом изменилась основная задача философии. Домарксовские философы главным считали объяснение мира, его познание, диалектический и исторический материализм же своей задачей  считает не только объяснение действительности, но и ее изменение, преобразование. Это придает марксисткой философии  революционный, действенный характер. Она выступает не только в качестве метода познания, но и метода ее революционного преобразования. 

2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства.

 

Материалистическое понимание  истории впервые в систематической  форме изложено в работе «Немецкая  идеология», совместно написанной Марксом  и Энгельсом в 1845-1846 годах.

Согласно социальной философии  марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой  общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил  и производственных отношений. Он обусловливает  надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают  активное обратное воздействие на общественное бытие.

Центральной категорией марксизма  стала «практика», понимаемая как  целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем  самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась  как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины. Процесс исторического развития рассматривается Марксом как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе.

Источник общественного  прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между  производительными силами и производственными  отношениями и обострении его  выражения — классовой борьбы — наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой.

Маркс выделял первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, буржуазную и коммунистическую формации. Последняя подразделяется на две  стадии: низшую (социализм), при которой  еще сохраняются черты предшествующей истории («предыстории»): разделение труда, оплата по труду, государство (диктатура  пролетариата) и т.д. и высшую, или  коммунизм в узком смысле, зрелый коммунизм («подлинная история»), при  которой происходит полное преобразование человеческого общества.

Согласно Энгельсу, «единство  мира состоит в его материальности», движение — способ существования  материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы  существования материи. Материя  на определенной (социальной) ступени  своего развития порождает сознание. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость  и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.

Информация о работе Историческая судьба марксизма