Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:16, реферат
В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве
Введение……………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические предпосылки возникновения марксизма. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..
4
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..
7
3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………………….
11
Список литературы……………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Теоретические предпосылки
возникновения марксизма. |
4 |
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства…………………….. |
7 |
3 Историческая судьба марксизма…………………………………………………. |
9 |
Заключение…………………………………………………… |
11 |
Список литературы………………………………… |
12 |
Тест…………………………………………………………………… |
13 |
Введение
В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве. Как показывает практика современных исследований, полноценное решение тех или иных проблем диалектики, теории познания, теории исторического процесса обеспечивается на основе целостного , диалектико-материалистического подхода как единого методологического принципа марксистской философии.
Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом учение коренным образом отличается от всей прежней философии - как идеалистической, так и материалистической.
Возникновение марксистской
философии – необходимое
Обобщая результаты исследований различных отраслей человеческой культуры, последователи марксистской философии считали, что она способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его идейно-нравственных позиций в быстротечном развороте современных событий и борьбе идей.
1 Теоретические
предпосылки марксизма.
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Карл Маркс родился в городе Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. редактор демократической «Рейнской газеты» В период революционных событий в Европе 1848-1849 гг. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.).
Фридрих Энгельс родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете»
Философия марксизма зародилась в 40-х годах в Германии, и ее появление обусловлено рядом обстоятельств:
- начало индустриальной революции, ускоренное становление капиталистического способа производства и революционные события в Европе, поставили перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества;
- потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это – открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Ч. Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы;
- наличие теоретических предпосылок, позволивших сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия – гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Л. Фейербаха.
Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса выразилась в переходе от идеализма1 к материализму2 и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Их борьба составляет содержание историко-философского процесса.
Существенное влияние
на формирование философских
позиций К. Маркса и Ф.
С развитием классовой
борьбы пролетариата против буржуазии
росла потребность в
В возникновении марксистского мировоззрения наряду с социально экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии.
К середине 19 века наука достигла
такого уровня развития, когда появилась
реальная возможность теоретического
обоснования принципов
Достижения естественных
наук первой половины 19 века способствовали
обоснованию важнейших
Диалектический и исторический
материализм возник как прямое продолжение
предшествующего этапа развития
передовой философской мысли. Он
является преемником и продолжателем
прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими
мыслителями. Это означает, что наряду
с социальными и
Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля, в конечном счете, представляет собой результат самодвижения духа.
С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики.
Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. В ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии- диалектику, и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм – последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.
Создатели диалектического
и исторического материализма были
уверены, что причиной идеальных
побудительных сил является материальная
деятельность самих людей. Они считали,
что тот простейший, но скрытый
под идеологическими
Маркс и Энгельс последовательно распространили материализм на познание общества истории, считая, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание, не идеи, а материальные условия жизни людей, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.
С возникновением марксизма
коренным образом изменилась основная
задача философии. Домарксовские философы
главным считали объяснение мира,
его познание, диалектический и исторический
материализм же своей задачей
считает не только объяснение действительности,
но и ее изменение, преобразование.
Это придает марксисткой
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства.
Материалистическое понимание
истории впервые в
Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины. Процесс исторического развития рассматривается Марксом как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе.
Источник общественного прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения — классовой борьбы — наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой.
Маркс выделял первобытную,
античную (рабовладельческую), феодальную,
буржуазную и коммунистическую формации.
Последняя подразделяется на две
стадии: низшую (социализм), при которой
еще сохраняются черты
Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», движение — способ существования материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.