Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:16, реферат
В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве
Введение……………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические предпосылки  возникновения марксизма. Философская  эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..
 
4
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..
 
7
3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………………….
11
Список литературы……………………………………
Содержание
| Введение………………………………………………………… | 3 | 
| 1 Теоретические предпосылки 
  возникновения марксизма.  | 
 4 | 
| 2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства…………………….. | 
 7 | 
| 3 Историческая судьба марксизма…………………………………………………. | 9 | 
| Заключение…………………………………………………… | 11 | 
| Список литературы………………………………… | 12 | 
| Тест…………………………………………………………………… | 13 | 
 
Введение
В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве. Как показывает практика современных исследований, полноценное решение тех или иных проблем диалектики, теории познания, теории исторического процесса обеспечивается на основе целостного , диалектико-материалистического подхода как единого методологического принципа марксистской философии.
Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом учение коренным образом отличается от всей прежней философии - как идеалистической, так и материалистической.
Возникновение марксистской 
философии – необходимое 
Обобщая результаты исследований различных отраслей человеческой культуры, последователи марксистской философии считали, что она способствует формированию у человека целостной мировоззренческой позиции, расширению его кругозора, развитию духовных потенций, укреплению его идейно-нравственных позиций в быстротечном развороте современных событий и борьбе идей.
 
1 Теоретические 
предпосылки марксизма. 
Философия марксизма называется диалектический и исторический материализм. Ее основоположниками стали Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).
Карл Маркс родился в городе Трир (Германия) в семье адвоката. В 1835-1841 гг. учился на юридическом факультете Боннского, затем Берлинского университета. С 1842 г. редактор демократической «Рейнской газеты» В период революционных событий в Европе 1848-1849 гг. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.).
Фридрих Энгельс родился в г. Бармен (ныне Вупперталь, Германия) в семье фабриканта. В 1841-1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете»
Философия марксизма зародилась в 40-х годах в Германии, и ее появление обусловлено рядом обстоятельств:
- начало индустриальной революции, ускоренное становление капиталистического способа производства и революционные события в Европе, поставили перед философией ряд задач в исследовании закономерностей развития общества;
- потребность в философском осмыслении достижений в естествознании первой половины XIX в., изменивших научную картину мира: в первую очередь, это – открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Ч. Дарвина, утвердивших идею связи и развития в понимании природы;
- наличие теоретических предпосылок, позволивших сделать дальнейшие шаги в развитии философского знания. Ведущую роль в этом сыграла немецкая классическая философия – гегелевское учение о диалектическом методе и материализм Л. Фейербаха.
Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса выразилась в переходе от идеализма1 к материализму2 и явилась основой для переосмысления ими своих экономических и социально-политических взглядов. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с начала 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Их борьба составляет содержание историко-философского процесса.
 Существенное влияние 
на формирование философских 
позиций К. Маркса и Ф. 
С развитием классовой 
борьбы пролетариата против буржуазии 
росла потребность в 
В возникновении марксистского мировоззрения наряду с социально экономическими факторами огромную роль сыграли достижения в развитии естествознания и философии.
К середине 19 века наука достигла 
такого уровня развития, когда появилась 
реальная возможность теоретического 
обоснования принципов 
Достижения естественных 
наук первой половины 19 века способствовали 
обоснованию важнейших 
Диалектический и исторический 
материализм возник как прямое продолжение 
предшествующего этапа развития 
передовой философской мысли. Он 
является преемником и продолжателем 
прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими 
мыслителями. Это означает, что наряду 
с социальными и 
Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, представил весь исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и истории диалектическое развитие у Гегеля, в конечном счете, представляет собой результат самодвижения духа.
С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейербах. Он показал, что природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею. Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но, критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелевской философии, его диалектики.
Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Опираясь на материалистические принципы, восстановленные Фейербахом, они подвергли всесторонней критике гегелевскую философию. В ходе этой критики они выделили главное приобретение немецкой классической философии- диалектику, и, развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и исторический материализм – последовательно научное мировоззрение и общий метод познания и преобразования действительности.
Создатели диалектического 
и исторического материализма были 
уверены, что причиной идеальных 
побудительных сил является материальная 
деятельность самих людей. Они считали, 
что тот простейший, но скрытый 
под идеологическими 
Маркс и Энгельс последовательно распространили материализм на познание общества истории, считая, что в развитии общества определяющими факторами являются не духовная деятельность, не сознание, не идеи, а материальные условия жизни людей, производство материальных благ и складывающиеся на этой основе экономические отношения.
С возникновением марксизма 
коренным образом изменилась основная 
задача философии. Домарксовские философы 
главным считали объяснение мира, 
его познание, диалектический и исторический 
материализм же своей задачей 
считает не только объяснение действительности, 
но и ее изменение, преобразование. 
Это придает марксисткой 
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства.
Материалистическое понимание 
истории впервые в 
Согласно социальной философии марксизма, «не сознание людей определяет их бытие, а, напротив, их общественное бытие определяет их сознание». Основой общественной жизни является способ производства (базис), представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. Он обусловливает надстройку - сферы политики, права, морали, философии, религии и искусства, которые, в свою очередь, оказывают активное обратное воздействие на общественное бытие.
Центральной категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины. Процесс исторического развития рассматривается Марксом как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе.
Источник общественного прогресса — диалектика производительных сил и производственных отношений. При назревании противоречия между производительными силами и производственными отношениями и обострении его выражения — классовой борьбы — наступает социальная революция, которая является средством перехода от одной ступени развития общества (формации) к другой.
Маркс выделял первобытную, 
античную (рабовладельческую), феодальную, 
буржуазную и коммунистическую формации. 
Последняя подразделяется на две 
стадии: низшую (социализм), при которой 
еще сохраняются черты 
Согласно Энгельсу, «единство мира состоит в его материальности», движение — способ существования материи. Он выделял пять форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная), а пространство и время рассматривал как формы существования материи. Материя на определенной (социальной) ступени своего развития порождает сознание. Развивающийся мир (природа, общество, мышление) наиболее адекватно отражается в законах (отрицания отрицания, взаимного перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей) и категориях (сущность и явление, форма и содержание, случайность и необходимость и др.) диалектического материализма материалистически переосмысленной диалектики Гегеля.