Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:16, реферат
В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве
Введение……………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические предпосылки возникновения марксизма. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..
4
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..
7
3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………………….
11
Список литературы……………………………………
Диалектический подход к
пониманию мира рассматривает все
явления как взаимосвязанные, находящиеся
в состоянии постоянного
Материя, согласно диалектическому материализму — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Исторический материализм
исходит из признания первичности
материальной жизни общества — общественного
бытия по отношению к общественному
сознанию; из идеи о том, что люди
сами творят свою историю, а побудительные
мотивы их деятельности определяются
материальными условиями
Диалектический материализм изучает общее во всех формах движения материи, а исторический – тоже общее, но лишь в одной, социальной, форме. Плеханов Г. В. как то заметил, что исторический материализм – это тот же диалектический материализм, только примененный к обществу. Он связан с изучением законов развития общества и человека. Любая категория, закон, принцип диалектического материализма имеют важное значение для разработки проблем исторического материализма.
Органическое единство диалектического и исторического материализма проявилось уже в процессе формирования марксистской философии. Это был сложный процесс переработки достижений мировой философской мысли, в основе которого лежали практические задачи освобождения человечества.
Формирование диалектического и исторического материализма – это единый процесс, в котором можно выделить ведущую роль последнего, но неправомерно ставить вопрос о том, что было создано вначале.
3 Историческая судьба марксизма
Распространение материалистического
принципа в объяснении мира на понимание
истории позволило увидеть
Марксизм оказал влияние
на развитие социальной мысли 19-20 вв. В
то же время подверглись критике
содержавшиеся в нем
Прошедший после смерти Маркса
век подтвердил правоту ряда его
взглядов и вместе с тем показал
необоснованность многих его прогнозов.
Как и предвидел Маркс, научно-технический
прогресс ныне непосредственно определяет
все стороны промышленного
Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.
Судьба учения К. Маркса и
Ф. Энгельса весьма драматична, поскольку
дальнейшее развитие марксизма как
социально-политического и
Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.
Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).
Заключение
Диалектический и исторический материализм как философская наука о всеобщих законах природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и человека в их взаимоотношении. Марксистская философия исследует мир не только как природное и социальное бытие и не только человека, взятого самого по себе, а мир в соотношении с человеком и человека в его взаимоотношении с миром. Специфика философского знания заключается в том, что оно есть результат рассмотрения объектов познания не просто самих по себе, а под углом зрения культурно исторического сопряжения мира и человека.
В наш неспокойный и тревожный век роль философии в мире, раскрывается во многом по-новому. Она призвана внести свой вклад в духовное вооружение человечества, в духовную ориентацию человека по отношению к многообразному, противоречивому и в то же время единому миру как месту его обитания, его “жизненного пространства”. В этой связи особое значение приобретают мировоззренческие, гуманитарные, ценностные аспекты философского знания, а не одни лишь онтологические и теоретико-познавательные представления.
Философия призвана формировать целостную жизненную позицию человека как личности, как субъекта познания и преобразования мира и самого себя. Изучая философию люди хотят найти не просто совокупность объективных знаний о предметах и процессах окружающего мира, а нечто необходимое для их личностного существования – духовную ориентацию в поисках смысла жизни и своего назначения.
Единство диалектического
и исторического материализма как
целостного учения, его творческое
применение к решению проблем
научного познания и общественной практики,
его обращенность к коренным интересам
развития и выживания человечества
– все это обусловливает
Список литературы
1 Алексеев П. В., Панин А. Ю. Философия: учебник для вузов. – М.: ТЕИС. – 1996. – 400 с.
2 Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Ральф, 2001. – 416 с.: ил. (Библиотека истории и культуры)
3Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред.А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1988 – 446 с.
4 Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. – 2-е изд., дораб. М.: “Мысль”, 1974
5 Ракитов А. И. Марксистско-
6 Родчанин Е. Г. Философия.
Исторический и
7 Хрестоматия по истории
философии (русская философия): учеб.
пособие для вузов. В 3-х
Тест
Вариант XVIII
1 Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.
2 Материализм - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19,с. 350-351