Историческая судьба марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:16, реферат

Краткое описание

В философской науке были предприняты усилия, направленные на преодоление догматического разделения и обособления диалектического и исторического материализма, что подспудно приводило к идее существования “двух материализмов”. Утвердилось истолкование структуры марксистской философии как целостного учения, как философии диалектического и исторического материализма, то есть такой структуры философии, в которой диалектический и исторический материализм находятся не на положении “двух частей”, “двух материализмов”, а во внутреннем их единстве

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….
3
1 Теоретические предпосылки возникновения марксизма. Философская эволюция К. Маркса и Ф. Энгельса…………………………………………………..

4
2 Единство диалектики и материализма в марксистской философии. Сущность диалектико-материалистической концепции мироустройства……………………..

7
3 Историческая судьба марксизма………………………………………………….
9
Заключение…………………………………………………………………………….
11
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Теория МАРКСИЗМА.docx

— 43.68 Кб (Скачать)

Диалектический подход к  пониманию мира рассматривает все  явления как взаимосвязанные, находящиеся  в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство  вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истины путем столкновения противоположных  мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к  осмыслению сферы мышления и связывается  с совершенствованием способности  последовательно, логично мыслить.

Материя, согласно диалектическому  материализму — единственная основа мира, сознание — свойство материи, движение и развитие мира — результат  его внутренних противоречий. Основные законы диалектического материализма: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений  в качественные, закон отрицания  отрицания.

Исторический материализм  исходит из признания первичности  материальной жизни общества — общественного  бытия по отношению к общественному  сознанию; из идеи о том, что люди сами творят свою историю, а побудительные  мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного  производства; выделяет производственные отношения как экономическую  структуру, базис общества, определяющую надстройку; рассматривает историю  как закономерный естественноисторический  процесс развития и смены общественно-исторических формаций.

Диалектический материализм  изучает общее во всех формах движения материи, а исторический – тоже общее, но лишь в одной, социальной, форме. Плеханов Г. В. как то заметил, что исторический материализм – это тот же диалектический материализм, только примененный к обществу. Он связан с изучением законов развития общества и человека. Любая категория, закон, принцип диалектического материализма имеют важное значение для разработки проблем исторического материализма.

Органическое единство диалектического  и исторического материализма  проявилось уже в процессе формирования марксистской философии. Это был  сложный процесс переработки  достижений мировой философской  мысли, в основе которого лежали практические задачи освобождения человечества.

Формирование диалектического  и исторического материализма –  это единый процесс, в котором  можно выделить ведущую роль последнего, но неправомерно ставить вопрос о  том, что было создано вначале.

 

3 Историческая  судьба марксизма

 

Распространение материалистического  принципа в объяснении мира на понимание  истории позволило увидеть внутренние социальные противоречия как источник развития общества. Исторический процесс  предстал как поступательная смена  общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

Марксизм оказал влияние  на развитие социальной мысли 19-20 вв. В  то же время подверглись критике  содержавшиеся в нем утопические, противоречивые и ошибочные представления. В марксизме абсолютизировалась роль социальных антагонизмов, классовой борьбы и насилия, отрицались возможности эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, романтизировалась историческая роль пролетариата, неадекватно истолковывался труд как источник стоимости; утверждалась необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергалась общечеловеческая нравственность. Марксизм стал идеологической основой социал-демократического движения, которое с начала 20 в. разделилось на революционное (В. И. Ленин и др.) и реформистское (Э. Бернштейн и др.) течения. В реформизме подверглись критике теоретические основы марксизма, что привело к отказу от его основных положений. В революционном течении возобладало крайне левое истолкование марксизма. После Октябрьской революции в России марксизм подвергся догматизации и вульгаризации и был поставлен на службу коммунистическому тоталитаризму. Крушение тоталитарных режимов с конца 80-х годов во многих странах, где марксизм был государственной идеологией, открыло новый этап его изучения и оценки.

Прошедший после смерти Маркса век подтвердил правоту ряда его  взглядов и вместе с тем показал  необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический  прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка  вовлечены едва ли не все страны.

Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в  развитых странах была смягчена благодаря  взаимным уступкам и согласованию интересов  рабочих и предпринимателей и  приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства  и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.

Судьба учения К. Маркса и  Ф. Энгельса весьма драматична, поскольку  дальнейшее развитие марксизма как  социально-политического и философского течения сопровождалось бесчисленными  фальсификациями и односторонними интерпретациями. В этой связи можно  говорить о многообразии версий марксизма в контексте разных эпох и особенностей национального восприятия его учения в разных странах. Так, применительно к России можно говорить о ленинской, плехановской, сталинской и других версиях марксизма.

Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в  полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в  которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти  целиком подчинена государству  или коллективу, что абсолютно  противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.

Сложные пути развития человеческого  общества в 20 веке с его многочисленными  войнами и различного рода конфликтами  высветили ряд недооцененных  в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).

 

Заключение

 

Диалектический и исторический материализм как философская  наука о всеобщих законах природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и человека в их взаимоотношении. Марксистская философия исследует мир не только как природное и социальное бытие и не только человека, взятого самого по себе, а мир в соотношении с человеком и человека в его взаимоотношении с миром. Специфика философского знания заключается в том, что оно есть результат рассмотрения объектов познания не просто самих по себе, а под углом зрения культурно исторического сопряжения мира и человека.

В наш неспокойный и  тревожный век роль философии  в мире, раскрывается во многом по-новому. Она призвана внести свой вклад в  духовное вооружение человечества, в  духовную ориентацию человека по отношению  к многообразному, противоречивому  и в то же время единому миру как месту его обитания, его  “жизненного пространства”. В этой связи особое значение приобретают мировоззренческие, гуманитарные, ценностные аспекты философского знания, а не одни лишь онтологические и теоретико-познавательные представления.

Философия призвана формировать  целостную жизненную позицию  человека как личности, как субъекта познания и преобразования мира и  самого себя. Изучая философию люди хотят найти не просто совокупность объективных знаний о предметах  и процессах окружающего мира, а нечто необходимое для их личностного существования –  духовную ориентацию в поисках смысла жизни и своего назначения.

Единство диалектического  и исторического материализма как  целостного учения, его творческое применение к решению проблем  научного познания и общественной практики, его обращенность к коренным интересам  развития и выживания человечества – все это обусловливает международный  характер и жизненную силу философии  марксизма.

 

Список литературы

 

1 Алексеев П. В., Панин  А. Ю. Философия: учебник для  вузов. – М.: ТЕИС. – 1996. – 400 с.

2 Гулыга А. В. Немецкая  классическая философия. – 2-е  изд., испр. и доп. – М.: Ральф, 2001. – 416 с.: ил. (Библиотека истории  и культуры)

3Диалектический и исторический материализм / Под общ. ред.А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат, 1988 – 446 с.

4 Ойзерман Т. И. Формирование  философии марксизма. – 2-е  изд., дораб. М.: “Мысль”, 1974

5 Ракитов А. И. Марксистско-ленинская  философия. – 2-е изд., доп. И  перераб. – М.: Политиздат, 1988. –  431 с.

6 Родчанин Е. Г. Философия.  Исторический и систематический  курс. – М.: ИКЦ “МарТ”, 2004. – 400 с. (Серия “Учебный курс”)

7 Хрестоматия по истории  философии (русская философия): учеб. пособие для вузов. В 3-х частях. Ч. 3. – М.: Гуманитарный издательский  центр “ВЛАДОС”. – 1997. – 672 с.

 

Тест

 

Вариант XVIII

  1. Кто из древнегреческих философов был учеником Платона и воспитателем А. Македонского?
  2. Сократ;
  3. Демокрит;
  4. Аристотель;
  5. Эпикур.
  6. Какое из понятий выражает идею средневековой философии о том, что человек является образом и подобием Бога?
  7. теоцентризм;
  8. креационизм;
  9. провиденциализм;
  10. персонализм.
  11. Какая социально-философская позиция выражена в знаменитом высказывании Мишеля Монтеня «Души императоров и сапожников скроены по одному и тому же образцу»?
  12. идея естественного равенства людей;
  13. идея божественного происхождения человека;
  14. идея социального неравенства людей;
  15. идея переселения душ.
  16. Кто из мыслителей Нового времени сформулировал основные вопросы человеческого существования: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
  17. Г. Фихте;
  18. И. Шеллинг;
  19. И. Кант;
  20. Г. Гегель.
  21. Кто из названных мыслителей являлся «первым русским марксистом»?
  22. Г.В. Плеханов;
  23. В.И. Ленин;
  24. Н.Г. Чернышевский;
  25. А.И. Герцен.
  26. Какой элемент психики является определяющим в понимании сущности человека с точки зрения З. Фрейда?
  27. бессознательное Оно;
  28. рациональное Я;
  29. контролирующее Сверх-Я;
  30. коллективное бессознательное.
  31. Какой ряд понятий выражает последовательную смену исторических типов мировоззрения?
  32. философия – религия – миф;
  33. миф – религия – философия;
  34. религия – философия – миф;
  35. миф – наука – философия.
  36. Какое понятие из перечисленных ниже является самым емким по своему содержанию?
  37. общественное бытие;
  38. социальная реальность;
  39. бытие;
  40. материальное бытие.
  41. Что такое сознание с точки зрения гилозоизма?
  42. продукт социально-исторической деятельности людей;
  43. биологическое свойство любого индивида;
  44. свойство всей материи, в том числе неодушевленной;
  45. высшая форма отражения.
  46. Относительная истина – это:
  47. знание об относительности всего происходящего;
  48. неполное, незавершенное знание;
  49. знание, имеющее множество смыслов;
  50. результат соглашения между учеными.
  51. Что является определяющим фактором развития общества в концепции исторического материализма?
  52. географические условия, особенности климата;
  53. уровень развития материального производства;
  54. процесс эволюции;
  55. божественное Провидение.
  56. Воспитание экологического мышления включает в себя:
  57. совершенствование правовой системы;
  58. воспитание личной ответственности каждого за бережное отношение к природе;
  59. создание безотходных технологий;
  60. поиск новых источников энергии.
  61. Выделите из перечисленного группу этических категорий.
  62. прекрасное, изящное, грациозное;
  63. благо, добро, мораль;
  64. партия, политика, власть;
  65. производство, рынок, потребности.
  66. В чем заключается сущность процесса информатизации экономики?
  67. в превращении информации в ресурс развития экономики и управлении ею с помощью средств информатики;
  68. в превращении средств масс-медиа в значимую общественную силу, влияющую на общественное развитие;
  69. в научном прогрессе;
  70. в вытеснении информационными системами экономической роли человека.
  71. Проблемы источников и движущих сил истории, направленности социально-исторического развития изучает:
  72. экономика;
  73. социальная философия;
  74. гносеология;
  75. социальная психология.
  76. Ученые-материалисты считают невозможным:
  77. принципиально ненаблюдаемое в научном эксперименте;
  78. события, противоречащие известным законам природы;
  79. события, причины которых пока не установлены;
  80. сверхъестественную детерминацию.

1 Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое — первично, а материя, природа, физическое — вторично, производно.

2 Материализм - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19,с. 350-351

 


Информация о работе Историческая судьба марксизма