Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

В Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее – она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой – то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью.

Файлы: 1 файл

Истоки китайской философии.doc

— 82.00 Кб (Скачать)

Зачем вы живете?

Чтоб познавать

и совершенствоваться…

Философская

Мудрость Востока

 

 

1. Истоки китайской философии: мифология, нумерология,   

    предфилософия.

 

 

            В Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее – она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой – то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью. Поэтому наряду с мифологией оригинальным основанием философского мировоззрения в Китае явилась гадательная практика и сопутствующая ей предфилософия, кульминировавшая в "Книге перемен" ( И – цзин ) и в многочисленной комментаторской литературе.

           Философия всегда отражает образ мировосприятия, стиль или модель мышления нации. Мышление китайца характеризовалось ассоциативностью, символичностью и склонностью к формализации. Осмысление действительности для китайского менталитета предполагает особую методологию. Ее суть – символизация пространственно – числовых структур, по-китайски – сян шу чжи сюэ ("учение о символах и числах"), которое на Западе иногда именуют нумерологией.  

            Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – "Пятикнижие" ("Уцзин"). К нему относились: "Книга песен" ("Шицзин"), "Книга истории" ("Шуцзин"), "Книга перемен" ("Ицзин"), "Книга обрядов" ("Лицзин"), летопись ("Чуньцю"). К "Пятикнижию" примыкали: "Сицы чжуань" – комментарий к "Ицзин", историческая рукопись "Цзо чжуань" и другие.   

            В предфилософской литературе  поднимается множество различных вопросов. Отметим некоторые из них.

            Вопрос о происхождении зла: от кого оно – от Бога или от человека? Авторы "Уцзин" склонны видеть причину зла в человеке ("зависят распри только от людей") и оправдывать Бога. В "Шуцзин" рассматривается проблема первоначала мира. Решается она с позиций натурализма: существует пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля, и пять явлений природы – дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер. Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам ( началам ) – ян и инь. Понятия эти многозначны и олицетворяют собой, как сказали бы современные философы, диалектические противоположности. Но в древней предфилософии они еще не обрели значения универсальной философской абстракции и трактуются более "приземлено" – как силы света и тьмы, тепла и холода, жесткости и мягкости, как мужское и женское начала.

             На раннем этапе, до появления "ста школ" китайской философии, формируется и представление  о Дао, которое можно считать одним из краеугольных понятий всей китайской философии. Позже, в философских школах, оно будет развито и углублено. Пока же Дао понимается как "путь", естественный ход вещей или безличный мировой закон, властвующий над природой и обществом.

             Значительное внимание уделяется обоснованию ритуала ( ли ), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский аспект. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба, властей, родителей, старшего брата и умерших. "Цзо чжуань" указывает: "Ритуал ( основан на ) постоянстве ( движения ) неба, порядке (явлений ) на земле и поведении народа; " Ритуал – это устои ( в отношениях ) верхов и низов"; "Он дает жизнь народу".

               Уже в ранних мифологических  источниках происходит попытка  объяснения возникновения человека. Его прародитель – сверхъестественный, божественный проточеловек Паньгу, который зарождается в недрах  космического яйца. Паньгу создает небо и землю. После его смерти из частей тела возникают космические объекты ( звезды, Солнце, Луна ) и явления природы ( ветер, гром, молнии, и т.д. ). Люди произошли от паразитов, которые по неизвестным причинам появились на теле божественного проточеловека.

                                                                                                                                                                                                                                         

 

  1. Общие черты китайской философии.

 

 

             Китайская философия специфична  и значительно отличается не  только от европейской, но даже  и от достаточно близкой ей ( географически ) индийской философии. Несмотря на это, китайская мысль  в рамках указанных школ имеет полное право именоваться философской мыслью. Даже нумерологическая философия имеет полную связь с рациональностью как типом мировосприятия, хотя это рациональность особого, не всегда понятного европейцам рода.

              Итак, важнейшие особенности китайской философской мысли:

-  Сильный традиционализм в культуре, который не мог не отражаться на философии. Традиционализм проявляется в форме ритуала – как религиозного, так и светского;

- Сосуществование множества различных школ ( за исключением отдельных этапов китайской истории );

- Преобладание чисто практической философии, решавшей проблемы общественного управления, обоснования нравственных норм и правил поведения;

- Осмысление действительности на основе символического и структурно – числового ( нумерологического ) методов восприятия и объяснения ( малый ян, малая инь, триграммы, гексограммы, "пять – на – пять агентов движения" ( у – син), смысловые узоры спирали Дао ( вэнь ли ) и т.д. );

- Слабое развитие логики;

- Малая системность как следствие слабого развития логики и недостаточной связи с наукой;

- Дао – исток и центральное понятие древней китайской философии. Оно означает: всеобщий космический закон; естественный, природный ход вещей; абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей; символ высшей космической гармонии;

- Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической, так и в социальной философии;

- Преобладание идеализма над материализмом.   

  
      3. Обзор философских школ Древнего Китая.

 

 

             В китайской философии существовало множество различных школ и течений. Оценка их числа и значения зависит от критерия классификации. Здесь будут приведены шесть наиболее значимых и четыре второстепенные по влиянию школы.

 

  1. Натурфилософская школа ( инь – ян цзя ). Главный представитель: Цзоу Янь.
  2. Конфуцианство. Основатель: Кун Фу – цзы ( Конфуций ).
  3. Моизм ( мо – цзя ). Основатель: Мо –цзы.
  4. Школа имен ( мин –цзя ) иногда называется школой логиков, софистов и "спорщиков" ( диалектиков ). Видные представители: Хуэй Ши, Гунсунь Лун.
  5. Школа закона ( фа – цзя, или легизм ). Видные представители: Шан Ян, Хань Фэй – цзы, Ли Сы.
  6. Даосизм ( дао дэ цзя ). Основатель: Лао – цзы.
  7. Школа дипломатов ( цзун хэн цзя ).
  8. Школа эклектиков ( цза цзя ).
  9. Школа аграрников (нун цзя ).
  10. Школа литераторов ( сяо шо цзя ).

 

           Среди  историков китайской философии  существует мнение, что идеи "ста  школ" китайской философии в  конечном счете восходят к  трем основным традициям:

-1- мантике, нумерологии и философии "Книги перемен";

-2- даосизму;

-3- конфуцианству.   

   

 

   
   4. Даосизм: основные идеи.

 

 

            Основание даосизма приписывается китайскому мудрецу Лао – цзы ( VI – V вв. до н.э. ) – букв. "престарелый учитель". До сих пор историки сомневаются в точности датировок времени его жизни. Видные приверженцы даосизма: Ле – цзы ( VI в. до н.э. ), Ян Чжу (приблизительно V – IV вв. до н.э. ), Чжуан – цзы ( IV – III вв. до н. э. ) и другие. Наиболее значительные произведения: "Дао дэ цзин", "Ле – цзы", "Чжуан – цзы", "Хуайнань – цзы".

          Даосизм – вероятно, самое философское из всех китайских учений. Не случайно многие его мировоззренческие положения заимствовались другими школами. В целом проблематика даосизма посвящена осмыслению космического бытия, его первооснов и развития, а также изучению человека как природного существа. Социально – философским и этико – политическим проблемам даосы не уделяют столько внимания, как конфуцианцы, легисты и моисты.

           Центральная категория этой школы – Дао. Здесь "дао" становится многозначным мировоззренческим понятием. Дао – начало и конец всех вещей, их первооснова, а также всекосмический закон. Иногда дао трактуется как субстанция всех вещей – т. е. то, что лежит в их основе и составляет изначально глубинную сущность. Дао "существует ( вечно ), подобно нескончаемой нити". Дао существует само по себе, оно не является творением, так как даже "предшествует небесному владыке".

           Представление о дао в даосизме диалектично. Ему постоянно приписываются противоположные свойства и характеристики. "Дао бестелесно". "Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы". Или: "Дао постоянно осуществляет недеяние". "Однако нет ничего такого, что бы оно не делало". Кроме того, в "Дао дэ цзин" говорится о двойственности дао – есть дао безымянное ( или постоянное ) и дао, обладающее именем. Первое дао,  в каком – то смысле более высокое. Оно – причина мироздания и "матерь Поднебесной". Второе, которое является только отражением первого, проявляется в самом мироздании. Оно может содержать в себе прообразы вещей, которые "вскармливает" дэ – другое трансформированное состаяние изначального дао.

          В определенном смысле "безымянное дао" может соответствовать небытию, которое порождает бытие – "дао с именем". Вообще в древнем китайском языке глагол "быть" не использовался. Поэтому отождествление понятий здесь условно. Некоторые историки философии, на наш взгляд, совершенно справедливо усматривают смысловую взаимосвязь понятия "бытие" и некоторых аспектов термина "дао".

         Человек в даосизме рассматривается преимущественно с природной точки зрения. Поэтому закономерно, что проблема продления жизни и даже достижения бессмертия в этом учении занимает центральное место. Исследование этой проблемы у даосов не только теоретическое. Они разрабатывают специальную практику продления жизни, которая опирается на определенное мировоззрение, диету, дыхательные упражнения, методики стимуляции внутренней энергии ци и алхимию. Данный аспект даосизма глубоко эзотеричен ( сокровенен ).

             В даосизме человеку приписывается двойственная природа. Первое его начало происходит от дао. Поэтому оно истинное и естественное. Второе начало порождается собственным эго человека со всеми его дурными наклонностями, страстями и заблуждениями. Поэтому оно ложное и искусственное. У настоящего человека истинная натура должна победить ложную.

            Таким образом, этический идеал в даосизме – человек, обладающий дао и высшим дэ – совершенномудрый ( шэнжень ). Его отношение к миру определяется принципом увэй ( недеяние ). Он следует естественному закону дао и совершенствует самого себя – в своей душе. Он "не борется, но умеет побеждать". Даосы не принимают этические идеалы конфуцианцев, моистов   и легистов, так как они порождены обществом, отошедшим от естественного пути "дао". Вернуть к нему Поднебесную ( Китайскую империю ) с тупиковой дороги цивилизации – главная социальная цель Лао – цзы и его последователей.

           Справедливая критика даосами цивилизации, приводящей людей к страданиям, порой распространяется и на культуру. Такой нигилизм уже явно приобретает регрессивный характер: "Трудно управлять народом, когда у него много знаний"; "Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма".

         Принцип увэй распространялся и на управление государством. Самый совершенный правитель, согласно даосскому учению, тот, кто не вмешивается в естественный ход вещей и позволяет им двигаться согласно дао. Позитивное здесь, например, то, что путь "дао" не предполагает никаких войн. Даосизм утверждает миролюбие.

            В познании выделяются два пути. Первый, высший, связан с постижением "безымянного дао". Он имеет мистический оттенок. Это доступно только совершенномудрым. Второй связан с "дао, обладающем именем". Это сознание природного мира. В целом даосская методология познания, не лишенная эмпиризма, отличалась символичностью, нумерологичностью и мистицизмом.

             Во II – III вв. даосизм разделяется на два течения:

- 1- философское ( дао цзя );

- 2- религиозное ( дао цзяо ).

Второе направление распространяется среди населения Китая и становится одним из трех  ( другие – это конфуцианство и чань – буддизм ) доминирующих религиозных учений. Многие тайные общества, секты и крестьянские восстания в Поднебесной опирались на идеологию даосизма. В период с VIII по ХVII в. происходило формирование "Дао цзан" ("Сокровищницы даосских писаний"), т.е. полного собрания сочинений сторонников даосизма. По некоторым оценкам, в него вошло примерно 4500 томов известных и анонимных авторов.

Информация о работе Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия