Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:35, контрольная работа
В Древнем Китае к моменту зарождения философии уже существовало мощное культурное поле. Но его структура имела свои специфические черты. В частности, по мнению многих синологов, в древнем Китае наблюдалось относительно слабое развитие мифологии. Нельзя сказать, что ее не было совсем. Точнее – она не имела такого влияния, как, например, в Древней Индии. В какой – то мере это объясняется особенностями китайского мышления, которое отличалось повышенной практичностью.
5. Конфуцианство: основные идеи.
"Не делай другим то,
чего не желаешь себе".
Конфуций.
Основатель этой философской школы – Кун Фу – цзы ( VI – V вв. до н.э. )( чаще всего его называли Кун – цзы, или в русской стилизации Конфуций ), выходец из семьи обедневших аристократов и военных, прославившейся как талантливый педагог и политический деятель. Видные представители . конфуцианства: Мэн – цзы ( IV –III вв. до н.э. ) и Сюнь – цзы ( IV -III вв. до н. э. ).
Основные источники: "Лунь юй", "Ли цзи", "Мэн – цзы", "Сюнь – цзы". Конфуцианство обращено преимущественно к социально – философским и этико – политическим проблемам. Человек здесь рассматривается как часть общества. Это первое важнейшее отличие конфуцианства от натуралистического даосизма. Второе заключается в отношении к прошлому. Конфуций тоже склонен к его идеализации. Но для него древний "золотой век", в котором все существует согласно Дао ( даосизм ), не конечная, а исходная точка. Он воспринимается как прообраз будущего сильного государства, богатого и добродетельного общества.
Исходное положение в философии Конфуция – идея Неба ( Тянь ) как высший мироуправляющей силы. Оно совмещает в себе как духовные, так и природные начала. Небо определяет жизнь человека и всего общества. В этом смысле оно понимается как судьба или рок. Вместе с тем Небо поддерживает справедливость на Земле. Тут, следовательно, предполагается некий высший закон и его карающее действие. Понятие "Дао" для Конфуция не имеет такого широкого, фундаментального значения, как для Лао - цзы. У первого, как правило, оно означает нравственный закон.
Конфуций разрабатывает модель совершенного человека ("благородный муж" - цзюнь – цзы ), который для простых смертных, "низших людей" ( Сяо жэнь ) должен выступать этическим идеалом. "Благородный муж" обладает пятью постоянствами ( совершенными качествами ): гуманностью ( жэнь ), справедливостью и долгом ( и ), знаием правильного ритуала ( ли ), мудростью ( чжи ), почтительностью ( сяо ). Общая формула нравственного поведения: "Чего не желаешь себе, то не делай и другим".
"Благородный муж" – не только этический, но и политический идеал. Совершенный правитель, представитель политической элиты, должен владеть пятью постоянствами. В этом, по мнению Конфуция, секрет управления государством. Государь своим примером учит подданных должному поведению. "Зачем, управляя государством, - спрашивает китайский мудрец, - убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым".
Вообще же социальное устройство для Конфуция видится по принципу семьи. Государь – ставленник, "сын" Неба. Для своих подданных он является отцом и матерью. Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и государь должен заботиться о подданных ,как о своих детях. Все обязаны выполнять нормы ли – социального и религиозного ритуала, т. е. предписанные правила поведения. Тогда о обществе воцарится равновесие и справедливость.
Важное место в конфуцианстве занимает вопрос о природе человека. Точка зрения Конфуция синологами трактуется по – разному. Одни считают, что он подчеркивал врожденную склонность человека к добру. Другие, опираясь на некоторые высказывания учителя Куна, утверждают, что для него человеческая природа представлялась нейтральной к добру и злу. Возможно, поэтому последователи Конфуция не имели общего мнения по этому вопросу. Для Мэн – цзы человек изначально добр. Для Гао – цзы – нейтрален. Для Сюнь – цзы – зол.
Оригинальный аспект учения Конфуция – исправление имен ( чжэн мин ). Логика здесь такова. С течением времени в природе и обществе все изменяется. Эти изменения порой имеют негативный характер. Например, происходит рассогласование между изначальным и действительным назначением ( ценностью, ролью, значением, местом и т. д. ) вещей. Правитель превращается в правителя только по названию, а не по сути. Сын теряет свое сыновнее почтение к родителям и становится сыном только по имени. Поэтому все время от времени нужно приводить в норму. Правитель должен быть настоящим правителем. Сын должен быть сыном и т. д.
Методология познания у Конфуция и конфуцианцев – яркий пример гносеологических особенностей китайского менталитета. Проникновение в истину для китайцев – это постижение порядка: построение структуры, геометрической схемы, классификация, перечисление, разложение по таблицам, рядам и клеточкам. Кроме того, если девиз западной философии – "сомнение и свободное размышление", то для китайской философии в большинстве своем – это "обучение и повторение изученного" ( Конфуций ). Неудивительно, что из подобных установок вытекают мало понятные для европейцев пассажи: "Мудрый не испытывает сомнений", "Больше слушать, не придавая значения сомнениям", "Слушаю многое, выбираю лучшее и следую ему; наблюдаю многое и держу все в памяти – это и есть ( метод ) постижения знаний". Конфуцианское познание, таким образом, во многом обращено к усвоению традиции, уже известного, а не к открытию нового. На это указывают и три наиболее значимых термина ( "сюэ", "чжи", "сы" ), применявшихся для описания познавательной деятельности. Все они так или иначе обращены к рефлексии, осведомленности, размышлению, усвоению традиционного знания. Вместе с тем Конфуций допускал и врожденное знание. Но оно, по его мнению, бывает крайне редко. Такие люди "стоят выше всех". Остальные должны обучаться и размышлять. Последнему (размышлению) придавалось не меньшее значение, чем первому (обучению).
После смерти Куна постепенно возникло множество философских школ его последователей. Самые значительные из них: школа Мэн – цзы, оцениваемая как идеалистическая, и школа Сюнь – цзы, считающаяся материалистической. Конфуцианство не раз переживало и падения, и взлеты. Первый удар нанес император Цинь Шихуанди в III в. до н. э. по подсказке советника Ли Сы. Началось массовое сожжение неугодных книг, в том числе и конфуцианских. Их читателей кастрировали. Философов топили в нечистотах. Конфуция приговорили к посмертной публичной казни. Но идеи бессмертны. Во II в. до н. э. император У – ди провозглашает конфуцианство государственной идеологией Поднебесной. Второе открытое нападение государственной власти на конфуцианство произошло две тысячи лет спустя – во время "великой пролетарской культурной революции" ( 1972 – 1976 ). Хунвэйбины призывали: "Бить Конфуция, как крысу, перебегающую улицу". Но мракобесие опять проиграло. С конца 70-х годов в КНР началась переоценка культурного и исторического наследия. Конфуций был реабилитирован.
6. Основополагающие понятия китайской философии.
Дао ( букв. "путь" ) – одно из важнейших многозначных понятий китайской философии. Означает: а) всеобщий космический закон; б) естественный, природный ход вещей; в) Абсолют как высшее состояние бытия – начало и конец всех вещей; г) символ высшей космической гармонии.
Дэ – понятие, во многом близкое понятию "дао". В "Дао дэ цзин" говорится: "Дао рождает ( вещи ), дэ вскармливает ( их ). В сущности, дэ – это трансформированное дао, проявленное и доступное восприятию. В онтологическом смысле дэ иногда означает нечто вроде материальной субстанции. Применительно к человеку дэ есть свойство добродетели, способность находить и удерживать меру. В даосизме человек с "высшим дэ" – это совершенномудрый ( шэнжень ).
Жэнь – основное понятие конфуцианства. Означает "гуманность", "милосердие", "человечность". Жэнь – одно из "пяти постоянств", которым должен обладать совершенный человек. Для Конфуция жэнь – это "спокойно – самодостаточная" любовь к людям, привносящая в мир гармонию и ритуальную благопристойность.
И – "чувство долга", "долг – справедливость". В широком смысле и – моральные принципы, которых должен придерживаться совершенный человек по собственной воле, в силу своей добродетели.
Инь – Ян – парные понятия, в широком значении выражающие идею двойственности начал бытия. Инь – Ян – диалектическая пара, в которй одно начало неизбежно предполагает вторе. Существует бесчисленное множество конкретизаций этой двойственности: тьма – тепло, женское – мужское начала, смерть – жизнь и т. д.
Ли – "ритуал", "церемония","этикет". Ли – это всевозможные нормы поведения – религиозного, светского, семейного.
Чжи – мудрость, знание, ум, интеллект.
Сяо – один из этических принципов конфуцианства – "сыновья почтительность и почитание старшего брата". Исполнять сяо – значит служить родителям по правилам ли.
Тянь – Небо, которое воспринималось как некая высшая божественная сила. Для Мо – цзы Небо не только "зарождает и взращивает все сущее", но и следит за исполнением своих "небесных" законов. "Кто нарушает волю Неба, тот непременно понесет наказание".
У син – пять первоэлементов мироздания: дерево, огонь, земля, металл, вода.
Увэй ( "недеяние" ) – в даосизме означает следование естественным законам и ненарушение их своей волей. Увэй – это не полное бездействие, а скорее действие особого рода, когда поступки человека соотнесены с законами природы и естественной необходимостью.
Ци – букв. "дыхание", "эфир", "жизненная энергия", "сила". Введение этого понятия приписывают даосам. В общем смысле ци – духовно – материальная энергия, жизненная сила. Она имеет различные состояния в зависимости от уровня проявления – космологического, антропологического и псилогического.
Цзюнь – цзы – "совершенный", "достойный", "благородный человек" ("муж"), благодаря которому поддерживается равновесие в мире. Цзюнь – цзы – конфуцианский идеал человека, обладающего пятью постоянствами ( совершенными качествами ) – жэнь, и, ли, сяо, чжи. "Совершенный человек" противопоставляется "ничтожному человеку" ( сяожень ), воплощению нравственной, интеллектуальной и профессиональной ограниченности.
Информация о работе Истоки китайской философии: мифология, нумерология, предфилософия