Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:55, контрольная работа
История философии состоит из следующих периодов: философия древнего мира, философия средних веков, философия эпохи возрождения, философия нового времени, немецкая классическая философия, постклассическая философия, современная философия.
Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.
Исторические периоды развития философии.
История философии состоит из следующих периодов: философия древнего мира, философия средних веков, философия эпохи возрождения, философия нового времени, немецкая классическая философия, постклассическая философия, современная философия.
Три центра: Индия, Китай, Древняя Греция.
Философия Древней Индии: черты.
Возникла во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры.
- Философия направлена вглубь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.
- Жизненные принципы - самоанализ,
самоуглубление, недеяние. Т.е. философия
выступает не только как
- Философия решает проблемы первопричины, возникновения вселенной.
- Создано учение о перерождении.
Закон космического порядка и
целесообразности заставляет
- Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.
Философия Древнего Китая.
Основными школами были: натурфилософы, конфуцианство и даосизм.
Натурфилософы развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.
Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства. В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила. Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях. Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией).
Даосизм – учение о великом Дао (путь вещей). Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры). Главная идея: жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао. Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира. В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.
В целом китайская философия
была антропоцентрична, направлена на
решение проблем житейской
Античная философия.
Античная философия древних греков и римлян зародилась в конце VII в. до н. э. и просуществовала до начала VI в. н. э., когда император Юстиан в 529 г. закрыл последнюю греческую философскую школу Платоновскую Академию.
Основные черты античной философии:
1. Космоцентризм: Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением.
2. Античная философия возникает и в значительной мере развивается как результат непосредственного чувственного созерцания мира. Именно на основе непосредственных чувственных данных строилась и аргументация мира.
3. Синкретичность античной философии - это изначальная нерасчлененность знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значительной мере объясняется и тем, что древнегреческие мыслители были разносторонне развиты, занимались различной познавательной деятельностью.
4. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.
Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.
Также рассматривалась проблема свободы и воли человека. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородной мысли, к познанию, в котором видели счастье человека (Аврелий, Эпикур).
2. Средневековая западная философия.
Средневековая
философия охватывает
Характерная черта философии – теоцентризм. Бог– это и творец мира, абсолютное Благо, абсолютная истина, чистое бытие. Бог постоянно контролирует созданный им мир, управляет им, человеческой историей и поведением отдельного человека.
Назначение человека – стремиться к богоподобию и спасению души через любовь к богу. Отношения с миром и другими людьми имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как греховное. Богопознание осуществляется только определенным способом – путем исповеди. Потому исповедь есть не только процедура причащения Богу, но есть философствование, примером чему является 'Исповедь' Аврелия Августина.
Самый надежный и достоверный способ познания состоит в постижении смысла Священного писания.
Основные направления средневековой философии – это апологетика, патристика и схоластика. Апологетика – это защита и обоснование правоты христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму. Патристика – это учения т.н. отцов церкви, которые стали основой для христианского мировоззрения. Схоластика – средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.
Для философии этого времени была характерна борьба материализма и идеализма, она выражалась в споре реалистов и номиналистов по поводу того, что из себя представляет общественный понятие, т.е. универсалии. Реалисты утверждали, что универсалии имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей (дом вообще существует, как и конкретный дом). Номиналисты считали понятия лишь именами, реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Спор
номиналистов и реалистов сформировал
новое представление о
Философы уделяли внимание постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод интерпретации исторических текстов. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Оформилось философское понятие «Я».
3. Философия эпохи возрождения.
Это период XIV-XVIвв.
В философии Возрождения
теоцентризм уступил место
Антропоцентризм таких мыслителей как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи и др. состоял в том, что свой главный философский интерес они обратили на человека, его природу и место во Вселенной. Человек начинает рассматриваться, как высшая ценность, высший разум. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия.
Их гуманизм проявился, прежде всего, в реабилитации естественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью. Гуманизм воспринимает человека не как пассивного продукта творения Бога, а как личности, способной путем самосовершенствования подняться на высоту, которая сродни божественному совершенству.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.
Правовые и политические принципы выводятся не из теологических положений, имеющих сверхъестественную природу, а из исторических и культурных оснований.
4. Новое время.
Это период в истории философии, с 17-го по середину 19-го столетия. Это время бурного развития науки и на ее основе - прикладных знаний, внедрение принципиально новых технологий производства товаров и невиданного роста производительности труда.
Новые знания коренным образом меняют научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений. Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis - знание,познание).
Одно из таких направлений рационализм
- выдвигает на первый план логические
основания науки. Главным источником знания
считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые
якобы изначально присущи человеку или
являются его врожденными способностями.
Наиболее яркими представителями рационализма
в то время были Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц
и ряд других мыслителей.
Другое философское направление - эмпиризм (от
греч.empiria - опыт) утверждает, что все знания
возникают из опыта и наблюдений. Наиболее
яркими представителями этого направления
были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.
Центральное место занимает человеческий разум. Разум призван обеспечить прогресс человечества. Освобождение от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита научного и технического знания.
Широко распространяется механика, что влияло на философское осмысление мира. Оно приобрело механический характер. Ее законы попытались обобщить все, упрощая естественные законы жизни. Так, в частности, философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики.
Основные методы научного познания:
1.индукция (от единичных вопросов к общим)
2.анализ (разложение предмета исследования на части).
Мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.
Человек рассматривался как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в нем нет тайны. Человек исследуется с позиций полезности для общества. Человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.
5.Классическая немецкая
Немецкая классическая философия охватывает краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом — годом смерти Гегеля — с другой. Она была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Л. Фейербаха.
Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая классическая философия является единым, относительно самостоятельным этапом развития философии, все её системы вытекают одна из другой. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение «софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте и Шеллинга к Гегелю). Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия философских наук» Гегеля).
6.Постклассическая философия.
К концу XIX столетия появилось
множество философских
Можно выделить некоторые
общие черты, присущие
* Иррационализм - убеждение,
что мир невозможно выразить
только с помощью рациональных форм
и способов познания.
* Разведение философии и науки, попытка
показать, что это совершенно различные
способы познания.
* Использование возможностей художественного
дискурса для достижения целей философского
знания.
* Повышенный интерес к экзистенциальной
проблематике.
* Возрождение интереса к онтологическим
исследованиям.