Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:33, реферат
В своем развитии ребенок проходит несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям. Принято считать, что детство начинается с рождения, но для здоровья и развития ребенка важнейшее значение имеет так же и пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке.
Московский
государственный медико-
Реферат
Тема: Периоды
развития ребенка.
Москва 2012г.
В своем развитии ребенок проходит несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям.
Пренатальный период.
Принято считать, что детство начинается с рождения, но для здоровья и развития ребенка важнейшее значение имеет так же и пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке. Период длится 38-40 недель. Его разделяют на две фазы: эмбрионального и плацентарного развития. Два первых месяца внутриутробного развития, т.е. эмбриональный период, характеризуются быстрым размножением и дифференцировкой клеток. В результате из оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих чертах напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов. В этот период организм наиболее восприимчив к таким вредным воздействиям, как облучение, недостаток кислорода, физическая травма и интоксикации вирусного или иного происхождения, каждое из которых может вызвать врожденные пороки развития любого органа и прерывание беременности. В следующие семь месяцев внутриутробной жизни, т.н. фетальный период, происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов. В этот период беременности мать должна получать достаточное питание, чтобы физиологические процессы в ее организме могли обеспечить нормальное развитие плода и его возрастающие потребности. У нее должны быть исключены передающиеся плоду инфекционные заболевания, такие как краснуха, ОРВИ, сифилис. Для обеспечения полноценного питания плода необходимо также нормальное функционирование плаценты, которая образуется с 6 по 12 недели. Кроме того, нужно избегать опасности преждевременных родов.
С юридической точки зрения необходимо так же знать, что жизнеспособным плод считается, родившийся на сроке беременности 22 недели и имеющий при рождении вес 500 г и более. Однако в настоящее время с учетом развивающихся технологий и аппаратур, а также накопленными медицинскими знаниями, врачам удается выходить новорожденных с массой тела менее 500 г. Почетный титул самого крошечного выжившего новорожденного в мире на данный момент присужден Румаизе Рахмана. При рождении она была легче, чем банка газировки – она весила всего 244 грамма. Малышка появилась на свет 19 сентября 2004 года посредством кесарева сечения в медицинском центре Чикаго после 25 недели беременности. Показанием к раннему кесареву сечению стало высокое артериальное давление, возникшее у ее матери. Такой маленький вес еще обусловлен тем, что малютка была младшей в двойне недоношенных детей – ее сестренка-двойняшка Хиба оказалась весом 567 граммов. Обе малышки выжили. На момент выписки в начале января вес Румаизы составлял около 2,5 кг, а ее сестра весила 3,9 кг.
Интранатальный период.
Начинается
период с появления регулярных родовых
схваток и заканчивается
Постнатальный период.
Обычно выделяют следующие стадии постнатального (послеродового) развития ребенка:
1) период новорожденности – первые 4 недели после рождения, который в свою очередь разделяют на: ранний (первые 7 суток жизни) и поздний (с 8 суток жизни по 29-30 день) период;
2) грудной период – с 29-30 дня до года жизни;
3) преддошкольный (ясельный) период – от 1 года о 3 лет;
4) дошкольный период – от 3 до 6 лет;
5) младший школьный период – от 7 до 12 лет;
6) старший школьный период – от 13 до 17-18 лет.
Период новорожденности.
Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (физиологический катар кожи, сопровождающийся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.
Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.
Грудной период.
По
окончании периода
Воспалительная
(защитная) реакция на проникновение
болезнетворных микробов у детей
грудного возраста слабо выражена,
почти отсутствует защитная реакция
со стороны регионарных (периферических)
лимфатических узлов, поэтому на
любое местное заболевание
Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.
Преддошкольный (ясельный) период.
В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8).
У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).
Более
широкое общение с окружающим
миром создает и большую
Дошкольный период.
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
В
этом возрасте способность нервных
клеток находиться в деятельном состоянии
повышается, поэтому дети могут более
продолжительное время
На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.
Вследствие того что дети 3—5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения. При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.
У
детей дошкольного возраста имеет
место устойчивость ферментативных
процессов, в связи с чем заболевания
желудочно-кишечного тракта возникают
довольно редко, в то время как
детским инфекциям организм подвергается
чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних
дыхательных путей создают
Младший и старший школьные периоды.
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.
Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик.
Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.
Однако
каждому ребенку свойствен