Периоды развития ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

В своем развитии ребенок проходит несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям. Принято считать, что детство начинается с рождения, но для здоровья и развития ребенка важнейшее значение имеет так же и пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке.

Файлы: 1 файл

Реферат по педиатрии..docx

— 24.48 Кб (Скачать)

Московский  государственный медико-стоматологический  университет 
 

Реферат

Тема: Периоды  развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2012г.

       В своем развитии ребенок проходит несколько периодов. В каждом из них дети существенно различаются по физическим и психологическим особенностям, а также по умственным способностям. 

Пренатальный период.

       Принято считать, что детство  начинается с рождения, но для  здоровья и развития ребенка  важнейшее значение имеет так же и пренатальный (внутриутробный) период жизни, когда плод еще созревает в матке. Период длится 38-40 недель. Его разделяют на две фазы: эмбрионального и плацентарного развития. Два первых месяца внутриутробного развития, т.е. эмбриональный период, характеризуются быстрым размножением и дифференцировкой клеток. В результате из оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих чертах напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов. В этот период организм наиболее восприимчив к таким вредным воздействиям, как облучение, недостаток кислорода, физическая травма и интоксикации вирусного или иного происхождения, каждое из которых может вызвать врожденные пороки развития любого органа и прерывание беременности. В следующие семь месяцев внутриутробной жизни, т.н. фетальный период, происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов. В этот период беременности мать должна получать достаточное питание, чтобы физиологические процессы в ее организме могли обеспечить нормальное развитие плода и его возрастающие потребности. У нее должны быть исключены передающиеся плоду инфекционные заболевания, такие как краснуха, ОРВИ, сифилис. Для обеспечения полноценного питания плода необходимо также нормальное функционирование плаценты, которая образуется с 6 по 12 недели. Кроме того, нужно избегать опасности преждевременных родов.

     С юридической точки зрения необходимо так же знать, что жизнеспособным плод считается, родившийся на сроке беременности 22 недели и имеющий при рождении вес 500 г и более. Однако в настоящее время с учетом развивающихся технологий и аппаратур, а также накопленными медицинскими знаниями, врачам удается выходить новорожденных с массой тела менее 500 г. Почетный титул самого крошечного выжившего новорожденного в мире на данный момент присужден Румаизе Рахмана. При рождении она была легче, чем банка газировки – она весила всего 244 грамма. Малышка появилась на свет 19 сентября 2004 года посредством кесарева сечения в медицинском центре Чикаго после 25 недели беременности. Показанием к раннему кесареву сечению стало высокое артериальное давление, возникшее у ее матери. Такой маленький вес еще обусловлен тем, что малютка была младшей в двойне недоношенных детей – ее сестренка-двойняшка Хиба оказалась весом 567 граммов. Обе малышки выжили. На момент выписки в начале января вес Румаизы составлял около 2,5 кг, а ее сестра весила 3,9 кг.

Интранатальный период.

     Начинается  период с появления регулярных родовых  схваток и заканчивается перевязкой пуповины. Составляет примерно 6-18 часов. В этот период возможны травмы новорожденных во время родовых схваток или родоразрешения, а так же во время родовспоможения.

Постнатальный период.

  Обычно выделяют следующие стадии постнатального (послеродового) развития ребенка:

1) период новорожденности – первые 4 недели после рождения, который в свою очередь разделяют на: ранний (первые 7 суток жизни) и поздний (с 8 суток жизни по 29-30 день) период;

2) грудной период – с 29-30 дня до года жизни;

3) преддошкольный (ясельный) период – от 1 года о 3 лет;

4) дошкольный  период – от 3 до 6 лет;

5) младший школьный период – от 7 до 12 лет;

6) старший школьный период – от 13 до 17-18 лет.

Период новорожденности.

     Резкое  изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (физиологический катар кожи, сопровождающийся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется.

       Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.

     Грудной период.

     По  окончании периода новорожденности  у грудного ребенка наблюдается  интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В  течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а  длина — на 50%. Особенно большие  прибавки в весе и росте ребенка  наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см).

     Воспалительная (защитная) реакция на проникновение  болезнетворных микробов у детей  грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция  со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе  за ребенком могут переходить в общее  заражение крови. Инфекционные заболевания  у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают  своеобразно, часто не давая характерных  для этих болезней симптомов. Это  зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности  строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем.

     Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы  быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон.

     Уже на первом году жизни у ребенка  начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов.

     У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и  ног. К концу года здоровый ребенок  хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.

     Преддошкольный (ясельный) период.

     В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции  тела, относительно уменьшаются размеры  головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8).

     У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная  система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с  окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в  этом возрасте достигает 200—300, они  произносят не только отдельные слова, но и целые фразы).

     Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность  соприкосновения здоровых детей  с детьми, заболевшими инфекционными  болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает.  

     Дошкольный период.

     Этот  период отличается более медленным  темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. Благодаря  дальнейшему развитию мышечной ткани  и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

     В этом возрасте способность нервных  клеток находиться в деятельном состоянии  повышается, поэтому дети могут более  продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

     На  третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно  возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации  поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

     Вследствие  того что дети 3—5 лет слабо владеют  речевой моторикой, им свойственны  физиологические недостатки звукопроизношения. При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.

     У детей дошкольного возраста имеет  место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания  желудочно-кишечного тракта возникают  довольно редко, в то время как  детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних  дыхательных путей создают предпосылку  к возникновению у детей ревматизма.

     Младший и старший школьные периоды.

     В этом возрасте все органы и системы  детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные  зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение  скелета, происходит усиленный рост мускулатуры.

     Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному  развитию ребенок становится более  самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

     Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько  возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые  признаки. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все  это значительно изменяет их внешний  облик.

     Инфекционные  болезни в этом периоде встречаются  реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются  такие болезни, как ревматизм, нарушения  функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.

     Однако  каждому ребенку свойствен индивидуальный темп биологического развития и может  в определенной степени отличаться от возраста его сверстников.


Информация о работе Периоды развития ребенка