Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:59, лекция
Цель занятия: Повышение, уровня информированности в области возрастных периодов развития ребенка.
Занятие
1. Тема: Общая
характеристика основных
возрастных периодов
развития ребенка (младенчество,
ранний возраст, дошкольный
возраст, младший школьный
возраст, подростковый
возраст, юношество).
Цель занятия: Повышение, уровня информированности в области возрастных периодов развития ребенка.
1.Сообщение ведущего о
Физиологи и врачи
давно пытались для установления особенностей
развития детского организма на каждом
этапе его жизнедеятельности выделить
несколько возрастных периодов. В основу
деления брали такие признаки, как прорезывание
зубов, сроки окостенения отдельных частей
скелета, особенности роста, психического
развития и др. Наиболее распространенной
классификацией, которая и в настоящее
время принимается педиатрией, является
классификация Н. П. Гундобина. В основу
ее положены некоторые биологические
особенности растущего организма ребенка.
Выделяются следующие периоды:
период новорожденности (до отпадения
пуповины);
грудной возраст (до одного года);
период молочных зубов (с одного года до
6—7 лет);
период старшего детства (с 8 до 11 лет);
период полового созревания (12—17 лет).
На специальном Международном симпозиуме
по возрастной периодизации (Москва, 1965)
была предложена и утверждена схема возрастной
периодизации, по которой период созревания
разделен на несколько этапов:
новорожденный — от 1 до 10 дней;
грудной возраст — от 10 дней до 1 года;
раннее детство — от 1 года до 3 лет;
первое детство — от 4 до 7 лет;
второе детство:
мальчики — от 8 до 12 лет;
девочки — от 8 до 11 лет;
подростковый возраст:
мальчики — от 13 до 16 лет;
девочки — от 12 до 15 лет;
юношеский возраст:
юноши — от 17 до 21 года;
девушки — от 16 до 20 лет.
Для работы с детьми наиболее целесообразным
считается такое деление развития ребенка
на периоды, при котором учитывается совокупность
его анатомо-физиологических особенностей
и условий жизни, воспитания и обучения.
Различают возрастные периоды: период
новорожденности (первые две-три недели
жизни); грудной возраст (до года); преддошкольный,
или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет); дошкольный
возраст (от 3 до 7 лет); школьный возраст:
младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до
14 лет), старший — подростковый (от 14 до
18 лет). Такое деление на возрастные группы
не противоречит схеме, принятой на Международном
симпозиуме.
Дошкольные учреждения организуются для
детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет;
группы комплектуются с учетом возраста
детей.
Детей 6—7 лет готовят к школе, кроме детских
садов, и подготовительные классы в школах.
В соответствии с постановлением партии
и правительства от 22 декабря 1977 г. подготовительные
классы в нашей стране получают все большее
развитие.
Период новорожденности Периодом
новорожденности считают время от рождения
ребенка до момента отпадения у него пуповины
(в среднем около двух недель). Резкое изменение
условий жизни (внеутробное существование)
заставляет организм ребенка приспосабливаться
к совершенно новым и постоянно меняющимся
факторам внешней среды. Это отражается
на функциях многих органов и систем новорожденного,
иногда вызывает их нарушение. В первые
2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие
явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса
при рождении), желтушное окрашивание,
связанное с временной недостаточностью
деятельности печени и усиленным распадом
эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи,
сопровождающееся иногда ее шелушением),
недостаточная терморегуляция (температура
тела легко изменяется при изменении температуры
окружающего воздуха), в результате ребенок
легко перегревается или переохлаждается.
К концу первой — началу второй недели
при нормальных условиях питания и ухода
за новорожденным большинство нарушений
почти полностью устраняется.
Заболевания детей данного периода связаны
или с нарушением внутриутробного развития
(недоношенность, врожденные уродства,
пороки сердца), или с родовыми травмами
(внутричерепные кровоизлияния, родовые
опухоли, переломы костей), или с наследственностью
(гемофилия, умственная отсталость и др.).
Материнское молоко в этом периоде представляет
основную и единственно полноценную пищу,
обеспечивающую правильное развитие ребенка.
Когда вес ребенка выравнивается, пупочная
рана заживает, исчезает желтушное окрашивание,
период новорожденности можно считать
законченным.
Грудной возраст По окончании периода
новорожденности у грудного ребенка наблюдается
интенсивный темп роста и развития, который
ни в каком другом возрасте не бывает столь
значительным. В течение первого года
вес тела ребенка увеличивается на 200%,
а длина — на 50%. Особенно большие прибавки
в весе и росте ребенка наблюдаются в первую
половину года (ежемесячная прибавка в
весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см).
Для обеспечения усиленного роста и развития
детям первого года жизни необходимо большее
количество пищи (относительно 1 кг веса),
чем старшим детям или взрослым. Вместе
с тем пищеварительный тракт в этом возрасте
недостаточно развит, и при малейшем нарушении
режима питания, изменении качества или
количества пищи у детей могут возникнуть
как острые, так и хронические расстройства
пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии
конституции (неправильная реакция организма
на нормальные условия жизни и питания),
проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного
диатеза. Материнское молоко в первые
4—5 месяцев жизни ребенка остается основной
пищей.
Ткани у грудных детей отличаются тонкостью
и нежностью, недостаточным развитием
эластических (упругих) волокон, в результате
чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря
наличию в тканях маленького ребенка большого
количества молодых клеточных элементов
и кровеносных сосудов, хорошо питающих
их, любое повреждение у детей заживает
значительно быстрее, чем у взрослых.
Воспалительная (защитная) реакция на
проникновение болезнетворных микробов
у детей грудного возраста слабо выражена,
почти отсутствует защитная реакция со
стороны регионарных (периферических)
лимфатических узлов, поэтому на любое
местное заболевание организм ребенка
очень часто отвечает общей реакцией.
Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым
поражениям кожи, которые при плохом уходе
за ребенком могут переходить в общее
заражение крови.
Инфекционные заболевания у грудных детей,
особенно в первые месяцы их жизни, редки.
Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются;
дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и
др. протекают своеобразно, часто не давая
характерных для этих болезней симптомов.
Это зависит, с одной стороны, от иммунитета,
приобретенного ребенком еще в период
его утробной жизни через плаценту и полученного
с молоком матери, с другой — от незаконченности
строения многих органов и систем, особенно
центральной и периферической нервной
систем.
Условнорефлекторные связи у детей первого
года жизни малоустойчивы вследствие
слабости тормозных и раздражительных
корковых процессов. В корковой динамике
процессы иррадиации преобладают над
процессами концентрации. Это приводит
к тому, что процесс возбуждения или торможения,
возникнув в каком-либо одном участке,
быстро распространяется по коре головного
мозга.
Грудные дети, особенно в первые месяцы
жизни, не могут длительно бодрствовать.
Повышенная активность нервной системы
быстро приводит к торможению, которое,
распространяясь по коре и другим отделам
головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает
формироваться речь. Недифференцированные
звуки — гуление — постепенно сменяются
слогами. К концу года здоровый ребенок
довольно хорошо понимает речь окружающих
его взрослых, сам произносит 5—10 простых
слов.
У грудных детей идет энергичный рост
и окостенение скелета, образуются шейный
и поясничный изгибы позвоночника, развиваются
мышцы туловища и ног. К концу года здоровый
ребенок хорошо сидит, прочно стоит на
ножках, ходит, однако движения его еще
недостаточно координированы.
Преддошкольный, или ясельный возраст
(от года до 3 лет) Ранний детский возраст
— от года до трех лет - называется преддошкольным,
или ясельным. В этом возрасте темп роста
и развития ребенка несколько замедляется.
Прибавка роста составляет 8—10 см, веса
— 4—6 кг за год. Изменяются пропорции
тела, относительно уменьшаются размеры
головы: с 1/4 длины тела у новорожденного
до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу
года их должно быть 8), увеличение количества
пищеварительных соков и повышение их
концентрации служат основанием для перевода
ребенка с грудного вскармливания на общий
стол.
У детей второго года жизни происходит
интенсивный рост и формирование опорно-двигательного
аппарата. Нервная система и органы чувств
быстро развиваются, координация движений
улучшается, дети начинают самостоятельно
ходить, бегать, что позволяет им шире
общаться с окружающим миром. Ребенок
овладевает речью (запас слов у детей в
этом возрасте достигает 200—300, они произносят
не только отдельные слова, но и целые
фразы).
Более широкое общение с окружающим миром
создает и большую возможность соприкосновения
здоровых детей с детьми, заболевшими
инфекционными болезнями. Кроме того,
с возрастом пассивный иммунитет, переданный
ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения
у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная
оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе
с тем острые и хронические расстройства
пищеварения и питания в этом возрасте
встречаются реже, чем у детей первого
года жизни.
Ткани детей раннего возраста еще очень
нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему
за ребенком нужен хороший уход. В период
преддошкольного детства возрастает необходимость
в продуманной и планомерной воспитательной
работе с детьми.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Этот
период отличается более медленным темпом
роста ребенка. Годичные прибавки роста
(от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8
см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно
меняются. К 6—7 годам голова составляет
лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного
роста головы, туловища и конечностей
происходит перемещение средней точки
длины тела. У доношенного новорожденного
эта точка находится почти на пупке, у
ребенка в возрасте 6 лет — на середине
между пупком и симфизом (лобком), у взрослого
— на лобке.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной
ткани и формированию иннервационного
аппарата мышц дети способны выполнять
разнообразные физические упражнения,
требующие хорошей координации движений;
они овладевают умением быстро бегать
и прыгать, свободно ходить по ступеням,
играть на музыкальных инструментах, рисовать,
лепить, вырезать из бумаги различные,
довольно сложные орнаменты.
В этом возрасте способность нервных клеток
находиться в деятельном состоянии повышается,
процессы отрицательной индукции в коре
головного мозга несколько усиливаются,
поэтому дети могут более продолжительное
время сосредоточенно заниматься какой-либо
деятельностью.
На третьем году жизни количество слов,
используемых детьми в речи, значительно
возрастает, речевые сигналы начинают
играть основную роль в организации поведения
ребенка. Развитию речи способствуют игры
и занятия, разучивание стихов и песен,
общение детей со взрослыми. Произношение
отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает
через подражание, поэтому развитие правильной
детской речи в большой степени зависит
от того, насколько правильна речь окружающих
его людей. Недостаток внимания со стороны
взрослых, острые и хронические заболевания
могут вызвать замедление развития речи
у ребенка.
Вследствие того что дети 3—5 лет слабо
владеют речевой моторикой, им свойственны
физиологические недостатки звукопроизношения
(неправильное произношение шипящих, свистящих
звуков, звуков р и л). При правильном обучении
звуковой культуре речи эти нарушения
с возрастом проходят.
У детей дошкольного возраста имеет место
устойчивость ферментативных процессов,
в связи с чем заболевания желудочно-кишечного
тракта возникают довольно редко, в то
время как детским инфекциям организм
подвергается чаще. Скарлатина, ангина,
катары верхних дыхательных путей создают
предпосылку к возникновению у детей ревматизма.
Школьный возраст (от 7 до 17 лет) В этом
возрасте все органы и системы детей и
подростков продолжают развиваться. Молочные
зубы полностью заменяются постоянными,
появляются остальные зубы, которых не
было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее
окостенение скелета, происходит усиленный
рост мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному
развитию ребенок становится более самостоятельным.
С 7 лет начинается обязательное обучение
в школе.
Между 12—17 годами происходит половое
созревание подростков. В это время несколько
возрастает темп роста и развития организма,
появляются вторичные половые признаки:
рост волос в подмышечной впадине и на
лобке, развитие грудных желез и появление
менструаций у девочек, изменение голоса
и поллюции у мальчиков, прорезаются так
называемые зубы мудрости. Подростки по
пропорциям тела приближаются к взрослым.
Все это значительно изменяет их внешний
облик. Жизненный опыт подростков возрастает,
они становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде встречаются
реже, а если они и возникают, то протекают
с теми же симптомами, что и у взрослых.
Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм,
нарушения функций желез внутренней секреции,
особенно гиперфункция (усиление функции)
щитовидной железы, а также психоневрозы.
Анатомо-физиологическая
характеристика юношеского
возраста
Юношеский возраст
связан с быстрым увеличением
роста.Этот период характеризуется
завершением процессов
Ведущая деятельность в юношеском возрасте
В психологических
периодизациях Д.Б. Эльконина и
А.Н. Леонтьева ведущей
Большинство исследователей
рассматривают профессиональное самоопределение
как процесс, развернутый во времени. Профессиональное
самоопределение * это многомерный и многоступенчатый
процесс, в котором происходит выделение
задач общества и формирование индивидуального
стиля жизни, частью которой является
профессиональная деятельность. В процессе
профессионального самоопределения устанавливается
баланс личных предпочтений и склонностей
и существующей системы разделения труда.
Профессиональное самоопределение нельзя
рассматривать как некоторый «стоп-кадр»
процесса развития. Сделанный профессиональный
выбор не сужает возможности: приобретаемый
на избранном пути опыт изменяет картину
дальнейших возможностей выбора человека
и направление его дальнейшего развития,
открывает для него новый, ранее недоступный
мир. В раннем юношеском возрасте профессиональное
самоопределение составляет важный момент
личностного самоопределения, но не исчерпывает
его. Видение себя будущим профессионалом
является показателем связи молодого
человека с обществом, вхождения в общество.
Выбор профессии фактически означает
проецирование в будущее определенной
социальной позиции. В современном понимании
профессиональное самоопределение рассматривается
не только как конкретный выбор профессии,
но как непрерывный процесс поиска смысла
в выбираемой, осваиваемой и выполняемой
профессиональной деятельности. При таком
понимании профессиональное самоопределение
— это процесс чередующихся выборов, каждый
из которых рассматривается как важное
жизненное событие, определяющее дальнейшие
шаги на пути профессионального развития
личности. Уже на предыдущих возрастных
ступенях складываются представления
о ряде профессий. Информированность о
профессии, учет позиции близких людей,
личные склонности и способности оказывают
влияние на профессиональное самоопределение
молодых людей. Чем старше юноша, тем настоятельнее
необходимость выбора. Решение о выборе
профессии принимается в течение нескольких
лет, проходя ряд стадий. На стадии фантастического
выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о
будущем, еще не умеет связывать цели и
средства. Первичный выбор, совершаемый
на этой стадии, производится в условиях
малодифференцированного представления
о профессиях, при отсутствии выраженных
интересов и склонностей. По мере интеллектуального
развития подросток или юноша все больше
интересуется условиями реальности, но
еще не уверен в своих способностях —
стадия пробного выбора (до 16—19 лет). Постепенно
фокус его внимания сдвигается с субъективных
факторов к реальным обстоятельствам.
Из множества вариантов постепенно выделяются
несколько наиболее реальных и приемлемых
вариантов, между которыми и предстоит
выбирать. Стадия реалистического выбора
(после 19 лет) включает обсуждение вопроса
с осведомленными лицами, осознание возможности
конфликта между способностями, ценностями
и объективными условиями реального мира.
Что самым полезным было для вас на сегодняшнем занятии, с какими чувствами вы уходите.
Информация о работе Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка