Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра — биологический и психологический. Первый — общий для человека и животных — включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
1. Новорожденность……………………………………………………………... 3
2. Младенчество………………………………………………………...………… 4
3. Раннее детство………………………………………………………………... 7
4. Младший дошкольный возраст……………………………………………… 9
5. Старший дошкольный возраст………………………………………………. 11
6. Младший школьный возраст………………………………………………… 13
7. Подростковый период (отрочество)………………………………………… 16
8. Ранняя юность………………………………………………………………… 19
9. Юность………………………………………………………………………... 21
10. Молодость…………………………………………………………………… 23
11. Зрелость……………………………………………………………………… 25
12. Поздняя зрелость……………………………………………………………. 27
Понятийный словарь……………………………………………………………. 30
Список литературы………..………………………………
Содержание
1.
Новорожденность……………………………………… |
3 |
2.
Младенчество……………………………………………… |
4 |
3.
Раннее детство…………………………………………………………… |
7 |
4. Младший дошкольный возраст……………………………………………… | 9 |
5.
Старший дошкольный возраст………… |
11 |
6.
Младший школьный возраст……………… |
13 |
7. Подростковый период (отрочество)………………………………………… | 16 |
8.
Ранняя юность…………………………………………… |
19 |
9.
Юность……………………………………………………………… |
21 |
10.
Молодость……………………………………………………… |
23 |
11.
Зрелость………………………………………………………… |
25 |
12.
Поздняя зрелость…………………………………… |
27 |
Понятийный
словарь…………………………………………………………… |
30 |
Список
литературы………..……………………………………… |
37 |
1. Новорожденность
с
рождения до 1 месяца
Физическое
развитие
(краткая характе ристика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познаватель
ная и интеллектуальная сферы личности |
Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Средние
показатели: вес-3800кг., ность головы 37 см., окружность груди-34см. Скелет: много хряще- вой ткани, кости черепа местами имеют несрошиеся участки (роднички),рёбра рас- положены под углом 90° к позвоночнику, позвоночник не имеет изгибов. Пищеварительная систе- ма: желудок рас- положен горизонтально, длина ки- шечника -60см. Сердце: крупное имеет лежачее положение, стен- ки тонкие. Нервные клетки имеют веретено образную форму, клетки головного мозга незрелые; борозды и извилины слабо выражены. Имеется набор инстинктов и рефлексов: поисковый, сосатель ный, хвататель- ный, тонический шейный рефлекс, вздрагиваний, мигания, зевания, кашля, чихания. Развитие зрения и слуха происходит быстрее. |
Кризис новорожденности
– самый яркий и несомненный кризис в
развитии ребенка, т.к. происходит сме-
на среды, пе- реход из утробной среды во
внешнюю
среду. |
Развито осязание
обоняние,восприя-тия цвета
и света, вкусовые ощу- щения Развита реация на раздражители ощущение собствен ного орга- низма. При рождении имеются ощущения, восприятия, памяти. Благодаря которым становится возможным его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. |
Новорождённый начинает свою жизнь с кризиса. При нормальном воспитании оглушительное «уа» переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции плач. Вырабатывается особая эмоционально двигательная реакция. К концу 1 месяца проявляется выразительный крик. | Движения
менее импульсивны и хаотичны. Для Привлечения внимания одновременно двигает ручками и ножками |
Новорождённый
полностью зависит от взрослых
(родителей) Характер этого кризиса Связан с изменением типа жизни и типа развития. Возникают первые соц. потребности. На основании комплекса оживления ребёнок сос- редотачивает взгляд на лице склонивше гося над ним человеком, двигается, издаёт тихие звуки - это выражение появившейся потребности общения со взрослыми |
Наблюдая новорождённого можно видеть, что даже сосанию ребёнок учится. Единственное, что может ребёнок, - это принимать внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки). Появляется комплекс оживления - это эмоционально положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Комплекс оживления -основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец Новорожденности начало новой стадии развития - стадии младенчества. | Сразу после
рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. Важнейшим жизненно важным рефлексом новорождённого является сосательный рефлекс.Удовлет-ворение либидо достигается за счет ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких “пороков” как курение, гурманство, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой как зависимость от окружения и пассивность. |
2. Младенчество
с 1
месяца до 1 года
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные
психологи
ческие новообразова ния |
Дополни
тельный материал | |
Увеличение
массы тела примерно в 2 раза. Появляются
изгибы позвоночника. Кости
недостаточно отвердевшие много мягких хрящей. Ребёнок уже поднимает подбородок, грудь, сидит с поддержкой. Активно хватает рукой предметы На 7 месяце сидит уже без поддержки. Ползазет,опираясь на руки и колени, ходит с поддержкой, а затем и без неё. |
Кризис 1 года -
стремление к познанию оружающего мира
и желание активно об- щаться, на- талкивается
на ограни-
чение в сво боде передвижений. Причина кризиса - всплеск самостоя тельности, появление аффектив ных реакций, которые возникают в результате непонима ния взрослыми желаний ребёнка. |
Восприятие
(форма предметов), зрительное сосредоточение
совершен
ствуется поиск, речевое развитие ребёнка. Формируется речевой слух, а сам ребёнок издаёт звуки, которые называются гулением (3-4 мес.), лепет (6 мес.). Развивается импрессивная речь (ребёнок накапливает представление о предметах). Процессы понятия непроизвольные: узнавание, воспроизведение (после 8 мес.). Развитие памяти тесно связано с развитием восприятия и существует в форме узнавания. Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружающей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития. |
2-3 мес., эмоциональная
положительная реакция в ответ на
общение близкого человека.
На 8 мес., понимание эмоционального состояния другого человека по его мимике, жестам, интонациям. Происходит усложнение эмоций. |
Появляется
настой
чивость при манипуляции с предметом; развитие произволь ных движений делает возможными первые разумные собственно-волевые действия ребёнка, направлен ные на осуществление какого-нибудь желания. |
На стадии младенчества
главную роль в жизни ребенка
играет мать, она кормит, ухаживает, дает
ласку, заботу, в результате чего у ребенка
формируется базовое доверие к миру. Сильно
выраженный дефицит эмоционального общения
с младенцем приводит к резкому замедлению
психического развития ребенка. Вид деятельности непосред ственно
- близким взрослым. |
Формирование
новой мотивационной потребностной схемы. В этот период у ребёнка складывается первая духовная потребность общение, потребность в доброжела тельном отношении. Акт сосредоточения
формирует яркие предметы простой формы,
слуховое ние К 2-3 месяцам
должно быть сформировано движущим На 5-6 мес.
формируется акт хватания, как основа
действия. На
7-10 большая игрушка). |
Замирание
и зрительное сосредоточение (долгий,
пристальный взгляд
на взрослого); можно провести
эксперимент:
на лбу ребёнка нарисовать помадой
пятно и посмотреться
с ним в зеркало - это пятно
должно внимание.
Яркие мамы так же привлекут его внимание. Вокализация- Вскрики (громкие отрывистые звуки), уканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминаю щие пение птиц — «гуулллии» и пр.). |
3. Раннее детство
с 1
года до 3
лет
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные
психологические новообразова
ния |
Дополни
тельный материал | |
Ребёнку
предстоит передвигаться
в пространстве, произвольно.
Он начинает
овладевать телом, управлять им, очень активен. Особенно нужно обращать внимание на овладение прямой походкой. Масса тела в 3 года девочки от 13кг до 17кг, рост от 96см до 104см. Масса тела мальчика от 14кг до 17кг, рост от 99см до 106см. У ребёнка от неуклюжества появляется улыбка, которая превращается в яркость, и владеет всеми основными видами движений. Совершен ствуется походка. Происходит развитие знаковой функции сознания. |
Осозна
ние себя как личности (3года) «Я сам». Происхо дит кризис общения. Ребёнок отделяет себя от других людей, хочет быть самостоя тельным, сравни вает себя со взросы ми. Ребёнок знает своё имя и на него отклика ется (1,5-2года). Пережи вания кризиса обост ряют сензитив ность ребёнка к чувствам других людей. |
Восприятие
Систематизируется и дифференцируется: ребёнок к 3-м годам должен различать сновные цвета спектра (красный, синий, зелёный, желтый, чёрный, белый и т.д.) и основные геометрические фигуры (круг, квадрат, (треугольник.). Не только различать, но и называть. Внимание ребёнок не может ставить перед собой цель, не может проявлять усилия воли. Его внимание могут привлечь блестящие, яркие предметы. Память Запоминание носит механический характер, сопровожда Ется жестами,
движениями. развивается
образная память (наглядность). ребёнка З лет 1500-3000 слов. Предложения короткие из 2-3 слов. Речь носит ситуативный характер. Воображение
носит непроизвольный характер, |
Развитие эмоциональной
потребительской сферы зависит от характера
взаимодействия ребёнка с взрослыми, сверстниками. Начинает узнавать себя в зеркале. На З году жизни уже спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Ребёнок эмоционально реагирует только на то, что явно воспринимает. Дети эмоционально относятся не только к игрушкам, но и к изображению. Углубляются внешние проявления эмоциональных переживаний. |
Для
ребёнка
раннего возраста гораздо труднее удерживать поставленную цель. В этом возрасте дети подражают воспитателю, друг другу. К началу раннего детства формируется паралингвисти ческая знаковая система (мимика, жесты). |
Происходят существенные
морфологические и
функциональные изменения, центральная нервная система достигает полного развития. Ребёнок приобретает самостоя тельность, прежде всего свободу передвижения. Открывает новый предметный мир, такое овладение требует сотрудничество с взрослыми и развитие речи. Вид деятельности предметно - орудийная (предметно - манипулятивная) (происходит интенсивное овладение предметами и орудийными действиями в сотрудничестве с взрослыми). |
-Преобладание
автоматической походки.
-Осознание ребёнком, что он является источником своей воли. -Развития восприятия и представление о свойствах предмета. -Преобладание наглядно-действенного мышления. -Развитие речи. -Усвоение значения своего имени. -Узнавание своего пола. -Преобладание воссоздающего воображения. Основное новообразование: осознание себя, как личности, осмысление самого себя. |
В этом возрасте
самооценка
у детей завышена. Сложно
после игры
собрать детей на занятие.
Наиболее благоприят ный период для изучения иностранных языков. Воспита ние, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожне нию кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способ ствует развитию творческих способно стей. |
4. Младший дошкольный возраст
от 3
до (4) 5 лет
Физическое
развитие
(краткая характеристика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Формируются
все системы и органы. Физически крепнет, укрепляются его мышцы, идёт процесс окостенения скелета. Кора больших полушарий мозга начинает контролировать действия подкорковых центров. Возрас тает внимание. |
Кризис
3 лет- граница между ранним и дошкольным возрастом. Это кризис выделения своего «Я». Характе ризуется борьбой за своё место, за своё психологи ческое простран ство. Дети пытаются реализовать желание быть большими немедленно. Это желание выражается в форме стремлений к самостоя тельности, противопо ставления своих желаний желаниям взрослых. |
Начинает проявляться
творчество (рисование, лепка).
Внимание ещё
не произвольное. Память: увеличивается
объём, развивается оперативная память,
механическая. Мышление: совершенствуется.
Воображение: наглядно-образное.
Речь: более чёткая, но
не
выговариваются некоторые слова. |
Ребёнок
эмоционально легко возбудим,
но эмоции его
обычно малоустойчивы. Начинают
заметно развиваться
высшие чувства - моральные,
эстетические, интеллектуальные. Прослеживается
отсутствие сильных
аффективных вспышек и
конфликтов по незначительным поводам.
Эмоциональные процессы
становятся более
уравновешенными. До того, как ребёнок начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат и его оценку со стороны взрослых. Внешние эмоции становятся у части детей более сдержанными. |
Развитие воли связано с происходящим изменением мотивов поведения, формированием соподчинения мотивам. Ребёнка нужно ставить в такие условия, где он вынужден сопоставлять свой реальные действия с этичными эталонами. Формирование положительных личностных качеств происходит через доверительные и доброжелательные отношения с взрослыми. | Вид
деятельности
ролевая игра (дети воспроизводят различные социальные роли и отношения между людьми). В основном взрослые принуждают малыша практически в любой деятельности. |
Происходит важный сдвиг в развитии познания ребёнком окружающего мира. Он впервые начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления. | Возраст 3-5 лет
-это
возраст «почемучки». Ребёнок в среднем
задаёт
427 вопро
сов, которые начинаются со слова «почему?» Эриксон указы вает на то, что дети на данной стадии начи нают идентифициро вать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. |
5. Старший дошкольный возраст
от 5
до (6) 7 лет
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Эластичные
мышцы, гибкость костей, большая координация движений, большая физическая сила. Кости развиваются и становятся крепкими. Изменение головного мозга (размеры головного мозга приближаются к размерам головного мозга взрослого), что ведёт к улучшению памяти, вниманию. Заметно усиливается регулирующая функция коры, т.е. дети уже не столь импульсивны и несдержанны, могут тормозить свои непосред ственные побуждения. |
Кризис 6-7 лет
делится на 3 фазы:
1)докритичес кая (игра
в 2) критическая 3) посткрити ческая (ребёнок приходит в школу, где восстана вливается его внутренний комфорт и исчезает негативная симптоматика). Ребёнок без всякой причины капризничает, появляется вертлявость, паясничанье и даже клоунада. |
Память:
Продолжает расти словарный запас, который увеличивается в три раза. Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны. Воображение творческое, произвольное. Мышление -наглядно-действенное. Развивается диалогическая речь. Внимание -непроизвольное. Продолжает развиваться восприятие: расширяются и углубляются представления соответствующих общепринятых сенсорных эталонов. |
Преобладают положительные
эмоции,
жизнерадостное, весёлое, бодрое настроение. Многое в окружающей действительности вызывает интерес, радостное чувство, доходящее до ликования. Потерпев неудачу, обиду, может очень расстроиться, но его печаль быстро и легко проходит как и возникла, не оставляя особого следа в памяти. Ребёнок руководствуется определёнными нравственными нормами, формирование морали. |
Овладевает
умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе те формы упражнения поведением, которые к нему в его опыте применяют взрослые. Действия становятся более целее устремлёнными, целенаправлен ными, чем раньше. Ребёнок руководствуется определёнными нравственными нормами, формирование морали. |
На
формировании личности влияет семья, общение со сверстниками. Формируются черты характера. Вид деятельности - сюжетно ролевая игра. Большое место занимает коллективная игра, с разнообразной тематикой и сложностью. |
Ребёнок
этого возраста впервые
приобретает способность
произвольно управлять ными процессами, хотя это управление осуществляя ется ещё со значительным трудом. Возникает обобщение собственных пережива ний; расширяется круг интересов и социальных контактов ребёнка. Возникает стремление включить ся в общественную жизнь, занять определён ную социальную позицию. |
Содержание
ролевой игры у старших дошколь ников подчиняются правилам вытекающим из взятой на себя роли. Совместимой игре дети учатся языку общения, взаимопо нимания и взаимопо мощи, учатся согласовы вать свои действия с действиями другого. Ребенок на этой стадии осваивает многие сложные психомоторные навыки, он придумывает игры, способен занять себя и даже быть помощникомСоциальный параметр этой стадии развивается между чувством инициативы на одном полюсе и чувством вины на другом. |