Возрастные периоды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра — биологический и психологический. Первый — общий для человека и животных — включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Оглавление

1. Новорожденность……………………………………………………………... 3
2. Младенчество………………………………………………………...………… 4
3. Раннее детство………………………………………………………………... 7
4. Младший дошкольный возраст……………………………………………… 9
5. Старший дошкольный возраст………………………………………………. 11
6. Младший школьный возраст………………………………………………… 13
7. Подростковый период (отрочество)………………………………………… 16
8. Ранняя юность………………………………………………………………… 19
9. Юность………………………………………………………………………... 21
10. Молодость…………………………………………………………………… 23
11. Зрелость……………………………………………………………………… 25
12. Поздняя зрелость……………………………………………………………. 27
Понятийный словарь……………………………………………………………. 30
Список литературы………..………………………………

Файлы: 1 файл

возр.периоды.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

   периодизация  психического развития — принцип рассмотрения психического развития в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий). В концепциях этого типа (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается имеющей в основании некоторый устойчивый признак (или отношение признаков).

   П. п. р. преимущественно относятся  к психическому развитию в детстве, поскольку достижение зрелости требует «проживания» общих для всех индивидуальных случаев стадий развития; в зрелом возрасте развитие может осуществляться по индивидуальным траекториям, а потому создание единой периодизации представляется спорным. Многочисленность и разнообразие предложенных П. п. р. закономерно отражают многомерность самого процесса психического развития.

   ПОДРОСТКОВЫЙ  ВОЗРАСТ- период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX в. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст (см.), П. в. отводится период от 10 — 11 до 15 лет или от 11 — 12 до 16 — 17 лет. Относится к числу кризисных возрастов (см. Кризисы возрастные), критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.

   ПРЕНАТАЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ - внутриутробное развитие плода. П. р. не ограничивается  органогенезом  и  имеет адаптивный характер. В пренатальный период происходит интенсивное физиологическое развитие мозга, его сенсорных и эффекторных систем. Так, кожная чувствительность плода развивается с 7,5-недельного возраста и с 14-й недели жизни плода становится достаточно обширной и потенциально готовой к приему тактильной информации.   Проприоцепция   начинает развиваться с 4-месячного возраста плода; вкусовая чувствительность появляется у человеческого плода на 3-м мес; к 6-му мес возникает способность к дифференциации в области обоняния. Задолго до нормальных сроков окончания беременности развиваются температурная и болевая чувствительность, хотя к моменту рождения выраженность последней не столь значительна.

   ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ — раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к др. на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру и целом.

   Каждый  возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыдущего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны — они определяются действием общественно-исторических факторов. Ребенок в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной его деятельности.

   РАННИЙ  ВОЗРАСТ — стадия психического развития ребенка, охватывающая в отечественной периодизации возраст от 1 года до 3 лет включительно. В это время происходят большие сдвиги в физическом и нервно-психическом развитии детей. Ведущей деятельностью в Р. в. является предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их свойства, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при копировании детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками.

   Формирование  предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое общение. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 до 1,5 года); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет).

   Главные направления психического развития детей в Р. в.: 1) развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира; 2) развитие ситуативно-делового общения со взрослыми; 3) развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких, как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действеняого и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагаюшей деятельности; становление процессуальной игры; 4) овладение пассивной и активной речью; 5) развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности и стремления достичь в ней результата; 6) становление общения со сверстниками; 7) формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации.

   СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. so-lialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Под С. следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

   УМСТВЕННЫЙ      ВОЗРАСТ — число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения индивидом тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении У. в. с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. При несовпадении он может быть выше или ниже.

   ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии, Ю. в. был определен как 17 — 21 лет для юношей и 16 — 20 лет для девушек

   Я-КОНЦЕПЦИЯ  — динамическая система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных и пр. свойств; б) самооценку; в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Абрамова С.Г. Возрастная психология: Учебное пособие для студ. ВУЗов. – 6-е изд. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. – 702 с.
  2. Мухина С.В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов.. – 9-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
  3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перероб. И доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1997. – 440 с.
  4. Сайт www.Yandex.ru

Информация о работе Возрастные периоды