Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:31, контрольная работа
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра — биологический и психологический. Первый — общий для человека и животных — включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
1. Новорожденность……………………………………………………………... 3
2. Младенчество………………………………………………………...………… 4
3. Раннее детство………………………………………………………………... 7
4. Младший дошкольный возраст……………………………………………… 9
5. Старший дошкольный возраст………………………………………………. 11
6. Младший школьный возраст………………………………………………… 13
7. Подростковый период (отрочество)………………………………………… 16
8. Ранняя юность………………………………………………………………… 19
9. Юность………………………………………………………………………... 21
10. Молодость…………………………………………………………………… 23
11. Зрелость……………………………………………………………………… 25
12. Поздняя зрелость……………………………………………………………. 27
Понятийный словарь……………………………………………………………. 30
Список литературы………..………………………………
6. Младший школьный возраст
от (6)
7 до (10) 11 лет
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
В период
второго физиологического кризиса
происходит резкий
эндокринный сдвиг в организме, сопровожда ющийся
ростом организма и тела, и
увеличение внутренних органов.
Кора большого полушария является
в значительной степени
зрелой. Сердечная мышца хорошо снабжается
кровью, поэтому сердце достаточно
выносливо.
Повышается емость формирования. Наиболее важные человеческие отделы головного мозга отвечающие за регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности. Ребёнок не может сдерживаться эмоционально. |
Кризис 7лет
-
ребёнок начинает нервничать, кривляться, манерничать. Происходит утрата детской непосред ственности. Поведение перестаёт быть импуль сивным и становится опосредо ванным, произволь ным. Впервые возникает обобщение пережива ний и осознание ребёнком своего места в системе челове ческих отношений. Является рождения социаль ного «Я». Кризис 11 лет - Потреб ность познать самого себя, стремление обрести себя как личность, появляется чувство взрослости, происходит половая идентифи кация. |
Восприятие
становится думающим, развивается анализирующее
восприятие, т.е. ребёнок успешно
анализирует различные
свойства предметов
и сопоставляет их друг с другом. К концу
младшего школьного
возрастата появляется синтезирующее восприятие, В два раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки распределения и переключения внимания. Мышление
ребёнок мыслит
понятиями. Развитие абстрактного
мышления - это знания отдалены от прямых синтез,
рефлексия. образная,
запоминание словами можно пользоваться
в речи, а какие слова лучше не различные ситуации. Воображение переходит в различные виды деятельности. |
Эмоциональная
сфера ребёнка формулируется во взаимоотно шениях с учителями, родителями и т.д. На формирование эмоциональной сферы большое влияние оказывает положение ребёнка в коллективе. Учащиеся отличаются высшей эмоциональной впечатли тельностью, лёгкой эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью возникающих эмоциональных состояний. Начинают формироваться высшие чувства. Учатся управляться своими эмоциями. Не осознают причины своих переживаний. |
В этот
период главное значение приобрести дальнейшее
развитие мышления. Мышление ребёнка
младшего школьного возраста находится
на переломном этапе развития. Происходит
овладение анализам, это
начинается с умения
выдвинуть в предметах и явлениях различные свойства и признаки. В этом возрасте дети могут добиваться цели. |
Характери
зуется с его поступлением в школу, ребёнок знакомится с новыми людьми, с новыми нормами отношения, с новыми требованиями. Вид деятельности- учебный (дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий). |
Центральными новообразова
ниям и являются словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь. - развитие нового познава тельного
отношения к ности, - ориентация на группу сверстников. В рамках деятельностного подхода выделяют следующие новообразования: анализ, рефлексию (рассмотрение и осознание человеком оснований своего действия), планирование. |
Это период обучения
в школе, когда у ребенка особенно актуализированы
познавательные способности и он осваивает
знания и навыки данного социума. Взрослые
поощряя тягу ребенка к освоению нового,
к достиже
нию результатов поддерживают в нем чувство компетентности. Насмешки дома и в школе, неудачи в учебе и дружбе со сверстниками способствуют развитию чувства неполноценности у ребенка, которое будет трудно преодолеть на следующих стадиях развития. По Фрейду, недостаточное освоение форм, установок полового поведения может привести к фиксации в виде психического инфантилизма, неадекватного понимания своей половой роли и половой роли противоположного пола. |
7. Подростковый период (отрочество)
от (10)11
до (14)15 лет
Физическое
развитие
(краткая характери тика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
- Период
полового
созревания. - Увеличение массы тела и пропорции тела. -Появление вторичных (внешних) признаков полового созревания, -Угловатость движений, увеличение и вытягивание конечностей, -Темп голоса, -Мускулатура и объём тела увеличивается в 2 раза. Отмечается несоответствие между быстрым ростом сердца и массы всего организма. -Происходит развитие и совершен ствование нервной системы, интенсивное формирование головного мозга. -Совершен ствуются сложные движения, усваиваю щиеся сознательно. - Костная система развивается с ростом всего организма. |
Кризис 11 - 12лет.
Весь период протекает очень тяжело и для него и для окружающих. Попадают под зависимость от физического состояния, нервничают, обвиняют себя в несостоятельности. Легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, следовательно, быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам. Многие подростки переносят кризис внешних проявлений, негативизм - бессмысленное противодей ствие другому, немотивированному противодей ствию. Чувство взрослости 13 лет. Кризис 14 - 15лет. Переход между подростковым, и юношеским. Разбиратель ство в собственных склонностях и способностях (выбор профессии). |
Память
перестраивается от механического запоминания к смысловому, воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Всё большее значение начинает приобретать теоретическое мышление. С 11-12 лет вырабатывается формальное мышление (логика рассуждения), начинает ориентироваться на потенциально возможное. Внимание резко ухудшается, подросток перестаёт быть особенно внимательным, недостаточно исполнительным дома. Подросток сравнительно легко переходит от данного вида деятельности к другому
виду деятельности. |
Наиболее
сензитивны к воздействиям музыки, чувствования становятся особенно острыми. Обострена потребноеть в признании «самости» при психологи ческой зависимости от сверстников. Испытывает неуверенность в себе, которая борется с чувством уникальности. Характерна повышенная эмоциональ ность, частая, быстрая, резкая смена настроений. У подростка пылкие чувства. Ни что не останавливает его в стремлении к избранной цели. Пора первой любви. |
Начинают
ценить своё отношение со сверстниками. Развитие саморегуляции, силы воли, умение преодолевать себя, заниматься самовоспи танием. Яркое становление характера. Подростки начинают активнее отстаивать свои права на самостоя тельность, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Слабость или неудачли вость
в ровать другой. ются ваться оценке своих личных качеств. В предметном мире и природе можно наблюдать вандализм. |
В этот
период у ребёнка появляется
личная нестабиль
ность в нравственной неустойчи вости.
Очень требователен ющему миру. Интенсивная рефлексия на себя, на других, на общество. Вид деятельности - общение со сверстниками |
- Чувство взрослости,
в становлении готовности ребёнка к жизни
взрослых, в качестве равноценного,
равноправно го участника этой жизни. -Сильная потребность в общении со сверстникам и. - Яркие, но сменяющие друг друга увлечения. |
Подростки начинают
ориентироваться на половое удовлетворения
с партнерами противоположного пола Так
человек приближается к зрелости, критериями
которой Фрейд считал способность работать
и любить. Эриксон считает, что возника
ющий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации Я (то есть на опознание собственной индивидуальности) и отрицательным полюсом путаница ролей. |
8. Ранняя юность
от 15
до (16) 17лет
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Заканчива
ется процесс роста и формиро вания организма. Всех основные размерные признаки тела достигают дефинити вного увеличения. Наблюдается темп увеличения скорости движения. Увеличение двигательной функции обусловлено объёмом и силой произволь ных движений, скоростью и точностью выполнения двигатель ных актов, их синхрон ностью и эконом ностью. |
Кризис 15 лет.
Характерен для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (направленность личности) и отчасти для подростков с эгоистической направленностью. Подростки особенно в этот период бывают циничными и достаточно откровенны, ясно формулируя своё жизненное кредо. Живя настоящим, они всегда чётко планируют своё будущее. Кризис 17 лет. Большинство школьников в этот период ориентируются на продолжение образования, немногие на поиск работы. Характерны различные страхи, ответственность перед собой, своими близкими, страх новой жизни. |
Общие умственные
способности уже сформированы,
однако
на протяжении ранней юности
они продолжают совершенствоваться Способность
строить
умозаключения,
выдвигать гипотезы и предложения.
Интеллектуальная сфера
готова к осмыслению
всего сущего, но ещё нет опыта
реальной практической
и духовной жизни
среди
других людей. |
Реально овладевают
защитными механизмами, обостряются способности
к чувствованию состояния других, способность
эмоционально переживать эти состояния
как свои.
Проявляется стремление оградить свой уникальный мир от вторжения сторонних и близких людей. Ранняя юность-пора возможной безоглядной влюблённости и возможной неудержимой ненависти. Проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути. Умение отделить успех или не успех в конкретной деятельности. |
Случается первая
любовь и первая дружба, которые
остаются в памяти человека, и влияют на всю его жизнь. Очень требовательны к себе. Часть юношей девушек с духовно нравственной направленностью личности, готовы бороться за своё призвание, часть с эгоистической направлен ностью, порой с сильной престижной мотивацией, побуждающей поступить так, а не иначе. |
Это возраст когда дети заканчивают школу. Но зависимыми от родителей они ещё остаются. Ценят свой социальный статус. Вид дея-ти учебно-профессиональный. Социальная ситуация -ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных раннее. Характерны 3 основных варианта жизненного пути: -обучение -поиск работы - служба в армии. | - Половое созревание.
-Самоопреде ление, искание нового «Я», проблемы самовыявле ния. -Повышенная возбуди Мость. -Опасения насчёт нормальности строения своего тела. -Формиро вание ценностных ориентации, рост интереса и общим принципам мирозданием. Центральное место занимает вопрос о смысле жизни. |
Некоторые характерные
черты
умонастроения ранней юности: полнота сознатель ных стремлений, но без всякого противоречия она этой своей чертой хочет быть индивиду альна социально. Происходит осознание своего места в будущем, своей «жизненной перспекти вы». |
9. Юность
от (16)17
до (19)21 года
Физическое
развитие
(краткая характеристика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познаватель
ная и интеллектуальная сферы личности |
Эмоциональ
ная сфера личности |
Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Общее
анатомическое развитие проявляется главным образом в ускоренном росте и заметном увеличении веса. Разные части тела развиваются не одновременно и негармонично. Максимального роста девушки в среднем достигают к 17 годам, а юноши к 21 году. Это период окончательного полового созревания. Развивается выносливость, работоспособно сть. |
Кризис «вступления
в раннюю зрелость» определяется
2-мя задачами: 1) сепарация от родителей,
2) поиск своего места, 3) «создание мечты», включающая изменения: -социокуль турный мир измерение собственного «Я» - форма
активности и Выборе профессии. Кризис смысла жизни - самоопре деление, поиск своего места в жизни. |
У
многих
особое тяготение к общим теориям и формулам. Склонность к Теоретизиро ванию становится возрастной особенностью. Общее преобладает над частным. Мышление приобретает самостоя тельный характер. Особенности: создание новых теорий, философия, формула счастья, связана
с |
Юность - возраст
больших противоречий, когда проявляется
большая
заносчивость и бахвальство, кокетство, насмешка. Абсолютный эгоизм и самоотвержен ность идут рука об руку. Важное место занимает взаимоотно шения полов. Открытие своего внутреннего мира в индивидуаль ной целостности и уникальности. Желание самоутвер диться Стремление к самопознанию, формирование личной идентичности, самоуважение. |
Интерес к проблемам
добра и зла,
справедливости и др. независимость суждений, внутренняя свобода. Решающее значение имеет собственный опыт, личная деятельно сть, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и нравственные чувства. Привычки других- неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Большое значение имеют конфликтные ситуации, которые выявляют уже существующую направленность личности и формируют её нравственный опыт. Остро встают морально-этические нормы. |
Характеризуется
как устойчиво концептуальная социализация,
когда вырабатываются устойчивые свойства
личности.
Часть юношей и девушек вступает в брак, получив профессио нальное образование многие юноши служат в армии. Формирование жизненных планов. Вид деятельности учебно-профессио нальный, мир предметов. |
Готовность
к труду, готовность к
самообразова
нию, готовность построения семьи. Юность характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуаль ости, непохожести на других, в отрицательном варианте возникает противополо жное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределён ность. |
Становление индивидуальности
(идентичности) – ролевое смешение.
Задача, с которой встречаются подростки, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, музыканты, студенты, спортсмены) и собрать эти многочисленные образы себя в личную идентич ность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, которое логически следует из него. |
10. Молодость
от (19)21
до (25)30 лет
Физическое
развитие
(краткая характери стика) |
Личное психологическое развитие | ||||||
Возраст
ные кризисы |
Познавательная и интеллектуальная сферы личности | Эмоциональная сфера личности | Морально-ролевая сфера личности | «Социальная
ситуация развития» -
ведущий вид
деятельности |
Основные психологические новообразования | Дополни
тельный материал | |
Физически
у
многих девушек половое влечение достигает своего развития лишь к 26-30 г., у мужчин потреб ность половой жизни достигает максималь ного уровня к 25-30 г. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособ лен к рождению ребёнка. Выдержи вают наиболее физии ческие и психи ческие нагрузки. |
Молодость
характеризуется разрешением кризиса «интимность- против изоляции», освоение жизненных ролей и формирование жизненной перспективы (заключение брака, начало выполнения родительской функции). Кризис 30 лет сопровождается высоким или умеренным стрессом, чувством утраты жизни и давление времени, находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается смене профессии, разводе, кардинальном в изменении. |
Происходит
познание другого человека и себя. Человек максимально работоспособен и наиболее способен овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Освоение всё новых и новых возможностей. Цель молодости и заключается в реализации возможностей саморазвития. Многие открытия в науки совершаются молодыми людьми. Интенсивно развиваются помять и мышление. |
Особенно
сильно
проявляется потребность любить. Основные признаки любви между мужчиной и женщиной: - равнозначность; - разделённость; - взаимопони мание; - единение с сутью друг друга. Помимо любви есть мнимая любовь, т.е. влюблённость. Влюблённость может перерасти в истинную любовь, но часто гаснет. Ей свойственно бурное интенсивное проявление
чувства, которое постепенно влюблённость - это вынужденная ложная реализация потребности в любви к мужчине или женщине. Природу любви и влюблённости характеризует ревность. |
Человек
утверждает себя в выбранном деле, обретает профессио нальное мастерство, у него развиваются личностные качества: организа торские способности, инициати вность, мужество и находчивость, чёткость, быстрота реакций. Происходит включение во все виды социальной активности и овладение различными ролями. Переживание границ собственного
«Я», мира воздействия человека и на себя. |
Начало
самостоятельной трудовой деятельности, вступление в брак. Чувство уверенности в себе, ответственности перед супругом, самим собой, детьми и обществом, радость от интимного общения друг с другом в браке. Ведущий вид деятельности- Профессио нальная деятельность. |
- Рождение ребёнка,
изменяющее самосознание супругов, мужчина превращается в отца, а женщина в мать. Освоение родительской роли требует от супругов принятия на себя обязательств, регулирующих их место, как в семье, так и в обществе. чувство профессиональ ной компетенции. |
Специфичес
кий для этой стадии параметр заключен между полюсом близости и отрицательным - одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость, а способность близости своего Я. Такое обретение себя в другом человеке может быть при построении семьи или в дружбе. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда его уделом становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь, не о ком заботиться. Это начало освоения экзистенциаль ных ролей - роли Матери и роли - Отца. |