Возрастные периоды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра — биологический и психологический. Первый — общий для человека и животных — включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Оглавление

1. Новорожденность……………………………………………………………... 3
2. Младенчество………………………………………………………...………… 4
3. Раннее детство………………………………………………………………... 7
4. Младший дошкольный возраст……………………………………………… 9
5. Старший дошкольный возраст………………………………………………. 11
6. Младший школьный возраст………………………………………………… 13
7. Подростковый период (отрочество)………………………………………… 16
8. Ранняя юность………………………………………………………………… 19
9. Юность………………………………………………………………………... 21
10. Молодость…………………………………………………………………… 23
11. Зрелость……………………………………………………………………… 25
12. Поздняя зрелость……………………………………………………………. 27
Понятийный словарь……………………………………………………………. 30
Список литературы………..………………………………

Файлы: 1 файл

возр.периоды.doc

— 328.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

11. Зрелость

от (25)30 до (55)60 лет 

Физическое  развитие

(краткая  характери

стика)

Личное  психологическое развитие
Возраст

ные кризисы

Познавательная и интеллектуальная сферы личности Эмоциональная сфера личности Морально-ролевая  сфера личности «Социальная ситуация развития» - ведущий вид

деятельности

Основные  психологические новообразования Дополни

тельный материал

Происходит  изменение физиологической активности  организма, его           соматических свойствах (проявление признаков старения). У мужчин:        морщины, избыточный             вес, сердечно     сосудистые заболевания. У      женщин      период расцвета женственности: достигает максимума в физическом развитии. Переход от половой зрелости к угасанию половой функции. Кризис    40    лет:

самостоятельная

жизнь детей,

смерть близких

родственников,

утрата          общей

стороны       жизни

супругов

способствует

окончательному

осознанию

характера

супружеских

отношений.

Завершение

критического

периода   в   семье способствует либо

стабилизации

отношений,    либо разводу. Человеку

приходится     ещё раз перестраивать свой    жизненный замысел,

выработать новую «Я» концепцию.

Овладение

профессией,

высокое

мастерство,

продуктивность приводят к

важным      для

личностного

развития

чувство

профессиональ

ной

компетенции.

Развивается

процесс

собственного

мышления.

Человек  активно сопротивляется изменениям, которые   могли   бы привести к большой ответственности   за его  жизнь, способствовали   бы росту

заинтересованности к себе,       резкое изменение социального  и психологического пространства жизни человека,

связанного    с    тем, что выросшие дети покидают   дом, одновременно         в пространстве жизни появляются     новые родственники.

Главными сторонами  жизни   является профессио

нальная      деятельность      и система отношений. Раскрытие своих

потенциалов     в профессио

нальной     деятель

ности, и семейных отношениях. Иногда      семья втягивается       в своеобразные игры,   мать изображает     из себя   жертву,   а невеста является тираном.       Эти роли и характер отношений не осознаются.

Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

Человек  попадает в ситуацию, когда окружающие склонны

воспринимать  его как

неменяющегося, тогда      как он таковым             не является. Ситуация освоения      новых ролей (дедушка,  бабушка, свёкр, свекровь, и т.       д.),       новое отношение           к жизни.         Вид     деятельности      - профессия, семья.

-Продуктив

ность,

-Измененные   "Я концепции".

-Социальная ответствен

ность,

-Коррективы 
жизненного 
замысла.

Каждый взрослый, по утверждению

Эриксона, должен или отвернуть, или принять мысль о своей ответственности за

возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и

совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как

забота  старшего поколения о тех, кто  придет им на смену. Те взрослые, кому не удается стать продуктивным, постепенно

переходят в состояние поглощенности собой.

 
 
 
 
 
 
 
 

12. Поздняя зрелость

от (55)60 лет и выше 

Физическое  развитие

(краткая  характеристика)

Личное  психологическое  развитие
Возраст

ные кризисы

Познавательная и интеллектуальная сферы личности Эмоциональная сфера личности Морально-ролевая  сфера личности «Социальная ситуация развития» - ведущий вид

деятельности

Основные  психологические новообразования Дополни

тельный материал

Ускорение

Биологи

ческого

старения,

убывает

физическая  сила.

Ухудшается

общее   состояние

здоровья,

снижается

уровень

некоторых

психических

функций, прежде

всего        памяти.

Ухудшается

Функциони

рование органов

чувств.

Замедляется темп

Психологи

ческой

деятельности.

Быстрая

утомляемость. Недостаток

кальция приводит к           усыханию

костей,   они

становятся  более

хрупкими.

Уменьшается

Сокращен

ность

сердечной

мышцы.

Вырабаты

вается

большое    количество

холестерина.

Кризис 55 и

выше  - это

кризис

прекраще

ния    активной

профес

сиональной деятель

ности

и выхода на

пенсию.

"Душевный

кризис".

Наруша

ется

привычный

режим и

уклад

жизни.

Нередко

сочетается  с острым

ощуще

нием

притиворе

чия         между

сохраняю

щеейся

трудоспо

собностью и их

невостребованностью.

Это

приводит  к

ухудшению

общего

физичес

кого и

психологи

ческого

состояния, а в отдельных

случаях

даже

быстрой

смерти.

В  обществе частично

освобождается      от разного              рода занятий.        Пенсия воспринимается как начало              новой жизни. Когда можно заняться    любимым делом     с     полной отдачей.          Новые знания

формируются          с большим      трудом. Вследствие      этого плохое

формирование  новых          ролевых отношений. Своеобразие интеллектуал ь ной деятельности обусловлено          не только повышением

или       понижением

интеллектуальной

активности,  

но    и

нарастанием

дезинтегрированности            отдельных

познавательных

функций. 

Становятся   более эмоциональными, появляется способность глубоко понимать произведения искусства. Чувствительно реагируют         на события   в  мире, общественные явления.        Из-за нехватки общения испытывают чувство одиночества. Один    из    самых трудных периодов ж

изни,      который можно      прожить благополучно, если   обновляется концепция жизни. "Я-концепция",

установка связи с миром           тогда

появляется   новая энергия            для

осуществления

жизни с порой на свой   дух,   а   не

физические

возможности.

Не способны контролиро

вать  события, особенно

неожиданные      и негативные, обуславливающие восприятие жизненного   мира лишь                 как источник непреодолимых трудностей          и препятствий. Чувство

дружеской    связи между   мужчиной и           женщиной различных возрастов             и профессий, которые создавали окружающей   нас

мир.

Стареющие       люди переживают           от возрастающей зависимости           от других            людей. Желание   вмешаться в      жизнь      других людей         (близких, родственников; (поделиться     своим жизненным опытом). Выход на пенсию, причины:

- позитивные 
(желание выполнить 
новый круг 
обязанностей),

- связанные с 
возникшими 
возможностями 
(получение пенсии),

- личностного характера

(собственное

здоровье, здоровье

родных),

- негативные

(взаимоотношения в

коллективе, собственные

возможности).

Занимаются

домашними делами,

изучением искусства

или музыки, родного

края. Многие

заводят домашних животных.

Пожилые         люди строят      обширные планы на будущее и реализуют     многие свои           замыслы. После    выхода    на пенсию          многие люди       сохраняют работоспособность и  желание приносить      пользу обществу.           Они отличаются реальностью подходом                к собственным способностям. Обретают   зрелость и             «щедрость» прожитых лет. Умиротворение - отчаяние. Последняя стадия завершает жизнь человека.

Это время, когда люди оглядываются назад и  пересматривают свои жизненные

решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. По убеждению Эриксона, для

этой  последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный

кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий его

развития. Таким образом, последняя стадия психосоциального развития  характеризуется эго – интеграцией или отрицатель

ным -  безнадеж

ность.

 

 

Понятийный  словарь 

   АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. А. человека имеет два спектра — биологический и психологический. Первый — общий для человека и животных — включает приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям среды. Вместе с тем у человека обнаруживаются способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

   АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. ассе-Icmtio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, наблюдающееся в последние 100 — 150 лет. А. охватывает различные анатомические и физиологические стороны организма (в частности, увеличились рост и вес новорожденных и детей школьного возраста); сократились в среднем на 1 — 2 года сроки полового созревания и т. д. Есть основания полагать, что А. обусловлена действием целого ряда биологических и социальных факторов.

   АФФЕКТИВНЫЕ ДЕТИ — дети, у которых в силу постоянного неудовлетворения каких-либо существенных для них потребностей возникают и становятся достаточно устойчивыми тяжелые эмоциональные переживания и связанные с ними формы поведения.

   АФФИЛИАЦИЯ  (от англ. affiliation— соединение, связь) — потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. А. проявляется в стремлении быть в обществе других людей, взаимодействовать с окружающими, оказывать кому-либо помощь и поддержку и принимать их от него.

   биологические    часы - эндогенные генетически фиксированные ритмы, лежащие в основе биологической хронометрии (способности организмов к измерению времени). Первоисточник биологических эндогенных ритмов — короткопериодные химические или физико-химические колебательные процессы на клеточном уровне. У высших животных доказано существование центральных осциллирующих механизмов в нервной системе.

     ВОЗРАСТ — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе. Абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годы, месяцы, дни и т. д.). В науке (психологии) используется условный В., определяемый методом периодизации для структуризации онтогенеза человеческой жизни. Обычно выделяются: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3), дошкольный В. (3 — 6/7), младший школьный В. (6/7 — 11/12), отрочество (11/12 — 15/17), юность (15/17 — 19/21), молодость (19/21 — 25/30), зрелость (25/30 — 55/60), старость (55/60 и выше). Периодизация позволяет не только разбить жизненный путь индивида на от резки, но и придать В. содержательное значение.

   ГОМЕОСТАЗ (от греч. hdmoios — подобный и stasis — неподвижность) — состояние, относительное динамическое постоянство внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (напр., обеспечение постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и т. д.), которое поддерживается благодаря сложным координационным и регуляторным взаимоотношениям, осуществляемым как на уровне целостного организма (поведение), так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях.

   ДЕТСТВО — этап онтогенетического развития индивида, начинающийся с рождения ребенка и кончающийся его непосредственным включением во взрослую жизнь. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется прежде всего усложнением содержания и задач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальных технологий.

   В психологии детство обычно разделяется  на период младенчества (от рождения до  1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6/7) и младший школьный возраст (6/7 — 11/12).

   В современной цивилизации детство  отделено от взрослости специальными переходными этапами — отрочеством и юностью.

     ДОШКОЛЬНЫЙ      ВОЗРАСТ — этап психического развития, в отечествен ной периодизации занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом — от 3 до 6 — 7 лет. В Д. в. выделяют три периода: младший Д. в. (3 — 4 года), средний Д. в. (4 — 5 лет) и старший Д. в. (5 — 7 лет). Д. в. имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра является ведущей деятельностью.

   КОМПЛЕКС    ОЖИВЛЕНИЯ — термин, введенный в 20-е гг. Н. М. Щеловановым для обозначения совокупности положительных эмоциональных проявлений младенца первых месяцев жизни, возникающих при восприятии им радующих воздействий (красочных игрушек, мелодичных звуков, обращений взрослого). В состав К. о. традиционно включаются улыбка, вокализации, двигательное оживление (интенсивные движения конечностей, повороты головы, выгибание корпуса) и предшествующие этим проявлениям замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия. Многие исследователи отмечают и другие компоненты К. о., такие, как учащенное дыхание, блеск глаз, радостные вскрики, смех и т. п.

   КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНЫЕ - условное наименование переходных этапов возрастного развития. В отечественной психологии термин «К. в.» введен Л. С. Выготским и определен как целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов. По Выготскому, К. в. обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психологическому облику ребенка. Механизм смены социальных ситуаций составляет психологическое содержание К. в.

   МЛАДЕНЧЕСКИЙ  ВОЗРАСТ — период жизни ребенка от рождения до одного года. М. в. подразделяется на три этапа: новорожденность, первое полугодие и второе полугодие жизни.

   Этап  новорожденности охватывает первый месяц жизни младенца и по психическому содержанию представляет собой период подготовки ребенка к эмоциональному (или ситуативно-личностному) общению со взрослыми.

   Первое  полугодие жизни является этапом эмоционального (ситуативно-личностного) общения ребенка со взрослым, которое в этом возрасте выступает ведущей деятельностью.  При нормальном физическом и психическом развитии младенец во втором полугодии овладевает все более сложными локомоциями (меняет произвольно позу, начинает садиться, сидеть, ползать, вставать и делать первые шаги), учится понимать речь взрослых и произносить первые слова, осваивает простейшие навыки (пьет из чашки, ест с ложки, самостоятельно берет в руку и откусывает хлеб, протягивает ногу или руку при одевании и т. п.).

   Период  младенчества завершается «кризисом  первого года», в котором впервые проявляется личность ребенка.

   МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — возраст 6 (7) — 10-летних детей, обучающихся в I — III (IV) классах современной отечественной начальной школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции пятилетнему элементарному обучению соответствует 6 — 11 -летний возраст). Как особый период детства М. ш. в. выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе.

   НОВОРОЖДЕННОСТЬ — возрастной период, на котором происходит первичное приспособление к жизни вне утробы матери (примерно 4 — 6 недель после рождения). К моменту рождения ни один из органов не заканчивает своего развития, но, несмотря на незрелость, ребенок располагает определенными возможностями для восприятия внешнего мира. У него достаточно развиты обоняние, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая чувствительность. При отсутствии в первые дни после рождения слухового и зрительного сосредоточения новорожденный обнаруживает способность слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости, видеть и различать зрительные стимулы по форме, величине, конфигурации, проявляя при этом избирательную чувствительность к воздействиям, исходящим от взрослого человека.

Информация о работе Возрастные периоды