Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, контрольная работа
Цель контрольной работы - дать педагогическую характеристику возрастным периодам развития ребенка (от рождения до школы).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
- выявить методы и формы воспитания, которые используются в процессе воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста.
Введение_________________________________________________________3
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.1. Периодизация дошкольного возраста_________________________4
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста_4
1.3. Факторы развития личности_________________________________7
2. Воспитание в раннем возрасте_____________________________________8
3. Дошкольный возраст____________________________________________10
Заключение______________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________ __15
Содержание
Введение______________________
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.1. Периодизация дошкольного
возраста______________________
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста_4
1.3. Факторы развития
личности______________________
2. Воспитание в раннем
возрасте______________________
3. Дошкольный возраст_______________________
Заключение____________________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.
Предмет педагогики
— процесс направленного
Тема контрольной работы «Педагогическая характеристика возрастных периодов» (от рождения до школы) является актуальной, так как именно в раннем и дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития. Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка достигается лишь в том случае, если дошкольная педагогика использует методы и формы воспитания, которые строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста.
Цель контрольной работы - дать педагогическую характеристику возрастным периодам развития ребенка (от рождения до школы).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
- выявить методы и формы воспитания, которые используются в процессе воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста.
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
1.1. Периодизация дошкольного возраста
Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.
В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.
Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.
Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. [1]
В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). На основе этого в структуру дошкольных образовательных учреждений входят ясли и детский сад, которые в свою очередь делятся на группы:
3 мес.—1 год — I группа раннего возраста;
1—2 года — II группа раннего возраста;
2—3 года — I младшая;
3—4 года — II младшая;
4—5 лет — средняя;
5—6 лет — старшая;
6—7 лет — подготовительная.
Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия. [3]
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.
У ребенка быстро
меняются антропологические показатели:
вес, рост, размеры окружности головы
и грудной клетки; начинают усиленно
функционировать все
Н. М. Щелованов, Н. М.
Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и
др. считают ранний возраст сенситивным
для сенсорного развития детей. В
этот период начинают формироваться
представления о сенсорных
Наряду с развитием
восприятия при усвоении предметных
действий у ребенка формируются
и основные компоненты мышления. В
процессе манипулятивной деятельности
перед ребенком раскрываются связи
между предметами, формируются опосредованные
действия. Исследуя развитие мышления
ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова,
В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают,
что решение задач путем
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассив ная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.
К концу третьего
года жизни возможности ребенка
возрастают, вместе с ними растет желание
действовать самостоятельно, выполняя
роль взрослого. Разрешению кризиса
способствует переход с сюжетно-ролевой
игре, в которой ребенок отображает
действительность и имеет возможность
реализовать желание
Итак, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.
В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность.
Умственное развитие
дошкольников набирает высокий темп.
В этот период продолжается совершенствование
чувственных, наглядных способов познания;
основные формы мышления наглядно-действенное
и наглядно-образное. Осуществляется
развитие основных умственных действий:
анализа, сравнения, обобщения, классификации
и т. д.; к семи годам все большая
роль отводится словесно-
Дошкольный возраст — период интенсивного совершенствования речи: обогащается словарь, правильным становится произношение звуков, развивается связная речь
Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.
Наряду с игровой
у дошкольника формируются
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.
К 6—7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе. [1]
Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
1.3. Факторы развития личности
Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические.
В качестве биологического
фактора выступает
Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.
Среда, по мнению И.
П. Подласого, — это реальная действительность,
в условиях которой происходит развитие
человека. В педагогической литературе
понятие «среда»
В последнее время
в дошкольной педагогике все чаще
употребляется понятие «
Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности. Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.
2. Воспитание в раннем возрасте
Воздействия окружающей
среды в период эмбрионального развития
могут решающим образом повлиять
на физическое и психическое здоровье
и интеллект ребенка. Его воспитание
начинается с должной заботы матери
о себе. С рождением младенца его
выживание целиком зависит от
родителей, которые должны регулярно
его кормить, желательно материнским
молоком, обеспечивать ребенку физическую
безопасность, согревая его, охраняя
от падения или соприкосновения
с опасными предметами и очищая его
тело от мочи и кала, чтобы предотвратить
болезни и раздражение кожи. Составляя
режим кормления, купания и сна,
большинство родителей
Информация о работе Педагогические характеристики возрастных периодов