Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, контрольная работа
Цель контрольной работы - дать педагогическую характеристику возрастным периодам развития ребенка (от рождения до школы).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
- выявить методы и формы воспитания, которые используются в процессе воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста.
Введение_________________________________________________________3
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.1. Периодизация дошкольного возраста_________________________4
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста_4
1.3. Факторы развития личности_________________________________7
2. Воспитание в раннем возрасте_____________________________________8
3. Дошкольный возраст____________________________________________10
Заключение______________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________ __15
В США матерями все
чаще становятся одинокие несовершеннолетние
девочки-подростки, которые выросли
в нищете и неполных семьях и поэтому
часто плохо представляют себе, как
надо заботиться о ребенке. Вдобавок
эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю,
кокаину и героину среди
Помимо непосредственного
физического ухода ребенок
Эти физические и
психологические потребности
Концепция прочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметом многочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности и доверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения.
Благодаря почти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках движения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первые два-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затем могут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается сразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что «покладистость» детей, которых легко покормить и уложить спать, или «трудность» детей, склонных нервничать и плакать, – это стили поведения, а не проявление упрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.
В эти первые полтора года для ухода за ребенком необходимо:
1. Соблюдать режим,
обеспечивающий потребности
2. Постоянно находиться
в эмоциональном контакте с
ребенком, избегая появления у
него избытка отрицательных
3. Способствовать
формированию у ребенка звуков
и речи, постоянно разговаривая
с ним, а когда он становится
постарше, читать ему; указывать
и называть людей и предметы;
повторять фразы, детские
4. Прививать двигательные
навыки, давая ребенку достаточно
места для безопасного
5. Развивать любопытство
и исследовательское поведение
с помощью красочных игрушек
с подвижными частями,
Нет различия между
взрослым мужского и женского пола
(разумеется, за исключением кормления
грудью), потому что, как показали исследования,
в этот период ребенку все равно,
кто из родителей за ним ухаживает.
Мужчины могут быть такими же любящими,
заботливыми и нежными
3. Дошкольный возраст
Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее.
Очень важно, о чем
говорят родители с ребенком. Некоторые
склонны ограничивать общение с
детьми в возрасте от года до начала
школьного обучения преимущественно
короткими командами вроде «
Дошкольный возраст
– время активного познания окружающего
мира. Встав на ноги, малыш начинает
делать открытия. Он знакомится с предметами,
находящимися в комнате, в доме, в
детском саду, на улице. Действуя с
разнообразными предметами, рассматривая
их, прислушиваясь к издаваемым ими
звукам, малыш познает их свойства
и качества; у него формируется
наглядно-действенное и
Максимальный эффект
в реализации возможностей дошкольника
достигается лишь в том случае,
если дошкольная педагогика использует
методы и формы воспитания, которые
строятся в соответствии с психофизиологическими
особенностями дошкольного
Особая роль в развитии детей принадлежит игре. Игра – это основная форма организации и проведения развивающих занятий с детьми-дошкольниками. Она наиболее полно соответствует ведущему типу деятельности ребенка в этом возрасте и тем самым создает наиболее благоприятные условия для его психического и личностного развития. В ситуации игры ребенку, как правило, понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Выдающиеся педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в развитии детей, сравнивали игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, который игра оказывает на детей. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.
Влияние игры на физическое
воспитание детей во многом зависит
от умения воспитателя организовать
предметно-игровую среду. Игрушки
расставляют в разных местах комнаты,
участка. Они могут быть и на полу,
и на полке, и на столе, и на горке,
и под ней. Доставая их, ребенок
вынужден двигаться по-разному, прилагать
усилия. Организовывая относительно
статичную предметно-игровую
Обеспечение игровым
материалом – важное, но не единственное
условие, побуждающее малыша к самостоятельной
игре. Развитие самостоятельной деятельности
детей зависит от содержания и
формы непосредственного
Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.
Швейцарский психолог
Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на
то, что первые детские игры включают
чувственно-двигательное удовольствие
и исследовательскую
Информация о работе Педагогические характеристики возрастных периодов