Педагогические характеристики возрастных периодов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы - дать педагогическую характеристику возрастным периодам развития ребенка (от рождения до школы).
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- рассмотреть закономерности воспитания детей дошкольного возраста.
- выявить методы и формы воспитания, которые используются в процессе воспитания в соответствии с психофизиологическими особенностями дошкольного возраста.

Оглавление

Введение_________________________________________________________3
1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
1.1. Периодизация дошкольного возраста_________________________4
1.2. Закономерности развития детей раннего и дошкольного возраста_4
1.3. Факторы развития личности_________________________________7
2. Воспитание в раннем возрасте_____________________________________8
3. Дошкольный возраст____________________________________________10
Заключение______________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________ __15

Файлы: 1 файл

пед.хар-ки возр.периодов.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

В США матерями все  чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки, которые выросли  в нищете и неполных семьях и поэтому  часто плохо представляют себе, как  надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю, кокаину и героину среди беднейших  слоев населения привела к  стремительному росту числа брошенных  младенцев и случаев плохого  с ними обращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские  и социальные службы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс. случаев жестокого обращения  с детьми в возрасте до 18 лет, а  в 1989 число таких случаев превысило  четыре миллиона – отчасти потому, что были введены строгие правила, заставляющие работников здравоохранения  сообщать об этих случаях. До относительно недавнего времени ранняя детская  смертность была высокой даже в зажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточных  средств нежеланных младенцев в  сельской местности часто оставляли  погибать, а в городах подбрасывали на ступени церквей или сиротских  домов.

Помимо непосредственного  физического ухода ребенок нуждается  в психологической заботе. Современная  когнитивная психология считает, что  организмом человека движет прежде всего  желание понять окружающий мир через  его исследование и создание организованных ментальных структур, «схем» или «сценариев», а по мере того как на втором и  третьем году жизни развивается  язык – и через обозначение  словами и синтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, на протяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между  потребностью в любви и привязанности  окружающих и стремлением к личной самостоятельности, независимости, индивидуальному  совершенству или власти. Родители снова и снова видят, как у  младенца, ребенка, младшего школьника  или подростка сильнейшая потребность  в близости, любви и одобрении  семьи, ближайшего окружения или  этнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальности и независимости. [6]

Эти физические и  психологические потребности отчетливо  проявляются в начальные два  года жизни ребенка. В первые три-шесть  месяцев, хотя и преобладают потребности  тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют непрерывной  заботой о физических нуждах ребенка, а также благодаря тому, что  они ласкают ребенка, улыбаются  ему, разговаривают и играют с  ним. Младенец развивает познавательные способности и стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков  – с простыми игрушками, которые  обеспечивают разнообразие слуховых и  тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после  кормления, переодевания и в ответ  на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются и  смеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности  и безопасности в присутствии  надежного, предсказуемого и внимательного  взрослого.

Концепция прочной  привязанности в первые два-три  года жизни ребенка стала предметом  многочисленных исследований. Связь  ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой «главный» взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его  с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные  дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к  незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной  привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время  чувство безопасности и доверия  позволяет ему спокойно ожидать  ее возвращения.

Благодаря почти  ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках  движения и речи у подрастающего  ребенка родительские обязанности  в первые два-три года его жизни  доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные  психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев  поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение  первых семи лет жизни, а затем  могут постепенно сглаживаться под  воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается  сразу же после рождения и сохраняется  много лет. Родители должны понимать, что «покладистость» детей, которых  легко покормить и уложить  спать, или «трудность» детей, склонных нервничать и плакать, – это стили  поведения, а не проявление упрямства  или злой воли и даже не свидетельство  плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать  его индивидуальные особенности  и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша.

В эти первые полтора  года для ухода за ребенком необходимо:

1. Соблюдать режим,  обеспечивающий потребности ребенка  в еде, уходе, чистоте и физической  безопасности.

2. Постоянно находиться  в эмоциональном контакте с  ребенком, избегая появления у  него избытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и  обнимать ребенка; предупреждать  возможные осложнения, например  тревогу ребенка, когда ему  приходится спать в незнакомой  колыбельке; справляться с неизбежными  периодами детского плача, сдерживая  свое раздражение, отвлекать ребенка,  качая его колыбельку, укачивая  ребенка на руках или с помощью  других ритмичных движений, и,  наконец, мириться с тем, что  ребенок может долго плакать,  даже когда он накормлен, перепеленут  и его не раздражают посторонние  предметы в колыбельке.

3. Способствовать  формированию у ребенка звуков  и речи, постоянно разговаривая  с ним, а когда он становится  постарше, читать ему; указывать  и называть людей и предметы; повторять фразы, детские стишки  и прибаутки, петь простые песенки.

4. Прививать двигательные  навыки, давая ребенку достаточно  места для безопасного ползания  и толкания игрушек; поддерживать  малыша при первых попытках  ходьбы; играть с ним в такие  игры, где предмет постоянно передается  из рук в руки; хлопать в  ладоши.

5. Развивать любопытство  и исследовательское поведение  с помощью красочных игрушек  с подвижными частями, погремушек  и разборных игрушек; выводить  ребенка на прогулку, сначала  в коляске, затем держа за  руку; ползать с малышом по  полу, позволяя ему залезать на  взрослого, трогать его лицо  и волосы и т.п. [1]

Нет различия между  взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормления  грудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку все равно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими же любящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизни  ребенок может чаще стремиться к  матери, когда голоден или испуган, а к отцу, чтобы поиграть, но эти  различия возникают скорее всего  из-за позиции родителей, отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные  с полом.

 

3. Дошкольный возраст

 

Уход за детьми в  возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и  понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с  детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и  улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее.

Очень важно, о чем  говорят родители с ребенком. Некоторые  склонны ограничивать общение с  детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно  короткими командами вроде «Пора  есть», «Оставь мальчика в покое» или сентенциями типа «Это плохо», «Ты такая грязнуля». Другие родители тратят больше времени на то, чтобы  стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой  сбивающим с толку. Они указывают  на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка. [5]

Дошкольный возраст  – время активного познания окружающего  мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в  детском саду, на улице. Действуя с  разнообразными предметами, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими  звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Физическое и психическое  развитие ребенка в раннем возрасте находятся в тесной взаимосвязи. Недостаток движений, например, сказывается  на уровне умственного развития малыша; общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности, невнимание к мелкой моторике пальцев  рук влечет за собой замедление в  развитии речи. Ограничение, сдерживание  движений (тугое пеленание, ограничение  пространства передвижения при ползании, ходьбе) вредит общему развитию ребенка.

Максимальный эффект в реализации возможностей дошкольника  достигается лишь в том случае, если дошкольная педагогика использует методы и формы воспитания, которые  строятся в соответствии с психофизиологическими  особенностями дошкольного возраста. Смысл развивающих занятий в  том, чтобы продвинуть вперед психическое  развитие ребенка, совершенствуя его  восприятие, внимание, память, речь, двигательную сферу, произвольное поведение. Малыш  познает мир через ощущение, восприятие, что способствует сенсорному развитию ребенка. Сенсорное воспитание лежит  в основе умственного, поскольку  именно через сенсорику человек  узнает о свойствах, качествах окружающего  его мира. Известные во всеми мире системы воспитания детей, разработанные  М. Монтессори, Ф. Фребелем, О. Декроли, Е.И. Тихеевой, построены на основе развития сенсорных эталонов, на связи сенсорного и лингвистического воспитания. [3]

Особая роль в  развитии детей принадлежит игре. Игра – это основная форма организации  и проведения развивающих занятий  с детьми-дошкольниками. Она наиболее полно соответствует ведущему типу деятельности ребенка в этом возрасте и тем самым создает наиболее благоприятные условия для его психического и личностного развития. В ситуации игры ребенку, как правило, понятна необходимость приобретения новых знаний и способов действия, он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Выдающиеся педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в развитии детей, сравнивали игру с учебой и трудом по тому развивающему интеллект эффекту, который игра оказывает на детей. Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, так как учится ставить цель, вырабатывать план, находит средства для его выполнения. Основная особенность игры состоит в том, что ребенок с раннего возраста, играя, учится действовать в воображаемой ситуации. В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлеченного мышления и речи.

Влияние игры на физическое воспитание детей во многом зависит  от умения воспитателя организовать предметно-игровую среду. Игрушки  расставляют в разных местах комнаты, участка. Они могут быть и на полу, и на полке, и на столе, и на горке, и под ней. Доставая их, ребенок  вынужден двигаться по-разному, прилагать  усилия. Организовывая относительно статичную предметно-игровую среду, важно разрешать детям играть во всех удобных местах. Увеличить  подвижность детей в сюжетной игре помогает подбор игрушек, разных по величине. Детям 2-3 лет удобны игрушки  среднего размера (25-35 см). Их легко можно носить, ставить, класть, передавать другим, играть с ними. Вместе с тем, детям этого возраста нужна крупная по размеру, более тяжелая игрушка, которую можно успешно передвинуть, перетащить по полу, сесть на нее, прилечь (пластмассовый или деревянный конь, мягкий большой гусь). Хорошо, если все движения ребенок совершает в содержательной сюжетной игре: «ездит» на лошади, «кормит» ее, «поит» водой из ведра; гусь «плавает», «клюет» зерно, на нем можно отдохнуть, «переплыть» озеро и т.д. Естественная активность ребенка в игре, удовлетворение потребности в движениях – залог предупреждения переутомления ребенка, основа для создания у него бодрого настроения, жизнерадостности. [6]

Обеспечение игровым  материалом – важное, но не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной  игре. Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и  формы непосредственного общения  педагога с каждым ребенком. Это  общение, какими бы педагогическими  приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного  доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное  воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и  выдумки детей.

Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого  ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896–1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда  ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа «ладушек» или  вместе с родителями произносит смешные  звуки и стишки. Затем наступает  важный период игры воображения, или  «символической игры», как ее называет Пиаже. Немного позже приходят «игры  по правилам», начиная с пряток и  кончая азартными играми в «фантики»  на улице или настольными играми вроде шахмат или «монополии»  дома. [5]

Информация о работе Педагогические характеристики возрастных периодов