Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа
Объект исследования психологов в пренатальный период развития, да и в младенчестве - диада «мать-дитя». Современные исследования в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические концепции, включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.
Введение 3
Глава 1. Основные подходы к проблеме пренатального периода 5
1.1. Определение пренатального периода 5
1.2. Особенности развития плода в пренатальный период 8
Глава 2. Психологическое развитие ребенка в пренатальный период 14
2.1. Психологическое развитие в пренатальный период 14
2.2. Влияние семьи на развитие ребенка в пренатальный период 18
Заключение 22
Список литературы 23
Содержание
Открытия последних лет показали важнейшее значение не только периода младенчества для психического здоровья и психологического благополучия в течение всей последующей жизни человека, но и колоссальную значимость внутриутробного развития. Важность данных открытий сравнима с представлениями о роли родовой травмы и травм раннего детства, на которых построен как классический психоанализ, так и множество психоаналитических направлений психотерапии.
Новая, развивающаяся психология - пренатальная психология - плавно ввела нас в новую парадигму. В соответствии с ней развитие идет от сложного к еще более сложному. Уже первичная клетка (зигота) является изначально сложной структурой благодаря генетической информации, которая включает в себя сведения о морфологическом строении организма и функциональных процессах, обеспечивающих закладку и развитие клеток, органов и организма в целом в соответствии с планом последовательного его построения, а также данные о психологических особенностях родителей и прародителей. Пуповина не является единственным путем взаимосвязи между матерью и ребенком. В процессе развития, задолго до рождения, практически все органы и системы ребенка уже начинают функционировать. Мозг неродившегося ребенка не только развивается, но функционирует, реагирует и обеспечивает связь ребенка с внутренним и внешним миром, а также его психологические, эмоциональные реакции.
К настоящему времени получено много данных подтверждающих реальность психо-эмоционального взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка. Оказалось, что в процессе этого взаимодействия идет формирование и физического, и психического здоровья младенца. Ребенок с момента зачатия начинает накапливать свой собственный опыт, цепко схватывая вместе с матерью наиболее яркие моменты в жизни и удерживая их в своей памяти. В последующем эти образы отражаются в мышлении, эмоциональных проявлениях и стиле поведения ребенка и взрослого.
Объект
исследования психологов в пренатальный
период развития, да и в младенчестве -
диада «мать-дитя». Современные исследования
в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические
концепции, включающие ранний пренатальный
субъективный опыт ребенка, заставляют
обратиться к выработке научных критериев
для определения начала и особенностей
раннего взаимодействия матери и ребенка.
Пренатальный период – это период от оплодотворения до рождения. В это время происходит бурное развитие всего организма ребенка и его психики1.
Современная пренатальная практика как осознанная деятельность по обеспечению оптимальных условий развития внутриутробного ребенка черпает свои основания из четырех различных источников: из спонтанного мировоззрения; из обобщений, автономно возникающих в самой пренатальной практике; из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук; из феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук.
Родители и специалисты по акушерству, превращаясь в сообщество, сталкиваются с недостаточностью декларации принципов духовного акушерства для отношения к внутриутробному ребенку как к человеческому существу, с недостаточностью понимания сущности происходящего в пренатальном периоде, с дефицитом собственных представлений о нормативных условиях и предпосылках человеческих способностей в этот период, а также с рассогласованностью имеющихся представлений со способами и средствами деятельности. Сегодня ни психология, ни философия не в состоянии предоставить практике целостной теоретической модели внутриутробного развития.
Пренатальной
физиологии как эмпирико-аналитической
науке принадлежит признание
объективности эмбриональной
Таким образом, врач стремится минимизировать не только негативные переживания с источником вовне, но и те, что имеют внутренний источник (различного рода прихоти, "беспричинные" изменения настроения, воспоминания, фантазии, страхи, ощущения, "автономные" мысли и чувства). Психотерапия встраивает эти данные в существующие психологические теории: различные направления психоанализа, гештальтпсихологии, трансперсональной психологии. Внутриутробный ребенок в гуманитарных науках является человеческим существом, обладает автономной субъективностью, способной к спонтанному самовыражению, которое, в свою очередь, влияет на эмоциональное состояние беременной. С этой точки зрения, травматические влияния на плод происходят потому, что у внутриутробного младенца отсутствуют средства коммуникации, он не был "услышан" и "понят" матерью. Практика, основанная на этой модели, стремится к установлению коммуникации между внутриутробным младенцем и матерью, которую замещает психотерапевтическая группа и/или психотерапевт, помогающие перевести в слова телесные и визуальные переживания. Эта модель допускает участие будущих матерей в интенсивных формах психотерапии. Эта модель получила название "Неограниченная коммуникация". При этом отрицательные эмоции матери, переживающей и отреагирующей психотравмирующие события своей жизни, начиная с эмбрионального опыта, в определенный период могут нанести травму будущему ребенку.
Анализ
существующих моделей заставил предположить
неоднородность периода беременности
в отношении сензитивности матери
и внутриутробного ребенка. Мы предлагаем
интегративную модель пренатального развития,
которая опирается на категории нового
направления в психологии – психологии
человека, или психологической антропологии.
Та или иная форма субъективности является
результатом развития событийной общности
на некотором временном отрезке жизни.
Определяя возраст как регулятивную категорию,
психологическая антропология предлагает
в качестве основания периодизации развития
категорию ступени, которая включает в
себя этапы становления и развития общности2.
Внутриутробный период жизни человека
рассматривается как особый возраст, особая
ступень развития человеческой реальности
(внутреннего мира, субъективности), ступень
воплощения. Общая "возрастная" задача
человека на этой ступени состоит в том,
чтобы к моменту родов (рождения) стать
со-участником общения в сознании, переживаниях
и деятельности матери.
М. Мид на основе своих исследований материнства и детства в различных культурах делает вывод, что каждая конкретная культура выбирает определенные черты характера и темперамента, присущие взрослому человеку, наиболее приемлемые в данной культуре, строит на их основе свою культурную модель взрослого мужчины и женщины и создает систему воспитания ребенка, ориентированную на эту модель. В каждой культуре есть соответствующий способ воспитания родителей (в первую очередь матери), которые и являются основными «производителями» личности ребенка как члена своего, конкретного общества. Можно говорить о конкретно-культурной модели материнства и детства и существующих в каждой культуре способах или путей «производства» этой модели.
В развитии ребенка можно выделить две взаимосвязанных стороны:
1) Физиологическое развитие, требующее удовлетворения физиологических потребностей в пище, физическом комфорте, движениях, притоке впечатлений, необходимых для развития нервной системы. Оно обеспечивается уходом за ребенком, кормлением, организацией его окружения. Однако, как показали исследования детей, испытывающих недостаток общения со взрослыми и материнской любви, обеспечение физиологических потребностей необходимо, но недостаточно для развития ребенка. Физиологические особенности ребенка являются одинаковыми для всех культур, их обеспечение, роль взрослого в этом процессе также одинаковы. Разница касается только климатических условий. Исследования когнитивного развития, процессов восприятия, двигательной системы и т.п. в раннем онтогенезе - то есть развитие способности ребенка воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств и действовать в этом мире - также происходит одинаково. Это подтверждено исследованиями интеллектуального развития ребенка Дж.Брунера, Т.Бауэра, Ж.Пиаже, современными исследованиями раннего когнитивного развития (Е.А.Сергиенко).
2)
Особенности когнитивной и
Эти две стороны развития ребенка позволяют сделать вывод, что существуют две взаимосвязанные группы материнских функций. Одна из них призвана обеспечить «видотипичные» особенности развития ребенка как в когнитивной, так и в эмоциональной сфере. Другая имеет своей задачей формирование таких особенностей когнитивной и эмоциональной сфер ребенка, которые обеспечили бы соответствие его развития именно данной, конкретно-культурной модели. Первую группу функций матери Г.Г.Филиппова3 предлагает назвать видотипичной, а вторую - конкретно-культурной. Однако ни та, ни другая группа материнских функций не является присущей матери сама по себе. Об этом свидетельствуют многочисленные современные исследования материнства. Все особенности материнского поведения имеют сложный путь развития в онтогенезе матери.
Психологическая
характеристика младенческого возраста
ориентируется прежде всего на детско-родительские
отношения. Круг проблем, связанных
с развитием детско-
Проблема перинатального развития ставит целый ряд вопросов перед психологической наукой. Прежде всего это проблема зарождения психики. Когда, на каком этапе развития мы можем говорить, что плод обладает психикой, правомерно ли вообще говорить о психическом отражении до рождения, когда собственно «отражать» еще практически нечего? Возможно ли обучение ребенка до его рождения? Даст ли это преимущества при обучении в дальнейшем? Знает ли плод что-либо о своей матери?
Столетиями
людей интересовал вопрос, как
влияет на после-дующее развитие ребенка
опыт, полученный им в утробе матери.
Древнегреческий философ
Прежде всего, необходимо критически посмотреть на то, что уже известно о возможностях и способностях плода. Известно, что двигательная активность эмбриона начинается очень рано. Сердцебиение возникает на 3 - 4-й неделе после оплодотворения, первые спонтанные движения туловища и конечностей - на 10-й неделе, однако мать начинает их ощущать значительно позже.
Все
сенсорные системы плода
Информация о работе Психологическое развитие ребенка в пренатальный период