Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:45, контрольная работа
Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
План……………………………………………………………………… стр. 3
Введение………………………………………………………………… стр. 4
Глава I. Проблема развития личности.…………………………… стр.5-7
Глава II. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………. стр. 8-22
2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте…………….. стр.8-11
2.2. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки………………………………………. стр. 12-15
2.3. Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?.............................................................. стр. 16-22
Заключение…………………………………………………………….. стр.23
Список литературы…………………………………………………… стр. 24
СОДЕРЖАНИЕ
План…………………………………………………………………… |
стр. 3 |
Введение………………………………………………………… |
стр. 4 |
Глава I. Проблема развития личности.…………………………… | стр.5-7 |
Глава
II. Развитие личности
ребенка в старшем дошкольном
возрасте………………………………………………………… |
стр. 8-22 |
2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте…………….. | стр.8-11 |
2.2. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки………………………………………. | стр. 12-15 |
2.3.
Что оказывает влияние на формирование
самооценки и представлений ребенка о
себе?......................... |
стр. 16-22 |
Заключение…………………………………………………… |
стр.23 |
Список литературы…………………………………………………… | стр. 24 |
План.
Введение.
Все мы родом из детства. Дети растут, развиваются, превращаются в самостоятельных взрослых. Сильной личность становится не за год и даже не за два, для этого иногда требуется вся жизнь. Какому этапу развития принадлежит ведущая роль в этом процессе. Решающее значение в формировании и развитии личности имеет дошкольное детство. Про исходы формирования всех компонентов личности; а особенно самооценки. Именно в этом возрасте у ребенка формируется представление о себе, которое включает в себя эмоциональный, когнитивный, волевой компоненты.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.
Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.
Накопленные
данные о возможностях, представления
о самом себе дополняются соответствующим
отношением к самому себе. Формирование
образа самого себя происходит на основе
установления связей между индивидуальным
опытом ребенка и информацией получаемой
в процессе -общения. У ребенка в старшем
дошкольном возрасте развивается сложный
компонент самосознания - самооценка.
Она возникает на основе знаний и мыслей
о себе.
Глава I. Проблема развития личности.
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется многогранность и сложность самого феномена личности. Наличие и сосуществования множества разных определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных и приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включены такие свойства, которые являются более или менее устойчивые и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
По мнению Немова Р.С.: «Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека имеющие существенное значение». [2]
Крысько В.Г. считает, что личность - существо активное и сознательное она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против не справедливости, отдавать свою жизнь обществу или жить личными интересами. В отечественной психологии психологи имели разные подходы к изучению личности.
Подход Ананьева Б.Г. Рассматривает личность в единстве четырех сторон: человека как биологического вида; онтогенезе и жизненном пути человека и индивида; человека как личности; человека как части человечества. [3]
Подход Абульхановой К.А. Личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность) способность к организации времени, социальное мышление. Подход Мясищева В.В. Ядро личности как система ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения осознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [3]
(Подход
Платонова К.К. Личность имеет
динамическую функциональную
В.С. Мухина считает, что личность по своей Феноменологии предполагает развитие Человека как социальная единица и как уникальная личность формируется через свои отношения с другими людьми. Он познает себя как индивид через другого, себе подобного, так как другой как и он является носителем общественных отношений. Развитие личности идет через присвоение материальной и духовной культуры человечества. Процесс развития человеческой личности бесконечен. Личность является носителем существующих общественных отношений. Личность развивается как родовой индивид, как индивидуальность совершенствуясь и совершенствуя других. Личность продукт общения и познания обусловленный конкретно историческими условиями жизни общества.
Притязая на признание, ребенок с помощью взрослого проектирует себя в будущем как сильную, все умеющего и все мощную личность стремление соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.
Представители зарубежной психологии имеют другие подходы к проблеме личности.
Один из подходов биогенетический, он ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. С. Холл считал, что развитие личности повторяется в свернутом виде. Другой вариант биогенетического подхода, разрабатывая Э. Кречмер, выводя типы личности из особенностей телосложения человека. З.Фрейд считал, что все поведение личности обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями человека.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Представители когнитивистикой ориентации отдают предпочтение развитию интеллектуально-познавательной сферы психики. (Й.Пиети, Д.Келли и другие). [3]
Из
всех определений личности, предложенных
в начале, можно выделить одно наиболее
точное, которое объединяет в себе смысл
других - личность есть пожизненно формирующихся
индивидуально своеобразная совокупность
психофизиологических систем, которые
определяют своеобразное для данного
человека мышление и поведение.
Глава II. Развитие личности ребенка в старшем
дошкольном возрасте.
2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте.
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел — сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел — осознал — сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.