Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение воспитания и развития личности.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть социальную сущность личности и изучить понятие о развитии личности;
- охарактеризовать факторы влияющие на развитие личности;
- дать критическую оценку буржуазных теорий развития личности;
- определить роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Социальная сущность личности………………………………………………4
Понятие о развитии личности…………………………………………………6
Факторы влияющие на развитие личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность……………………………………………………….10
Критическая оценка буржуазных теорий развития личности……………...13
Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка…………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Воспитание и развитие личности.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3

  1. Социальная сущность личности………………………………………………4
  2. Понятие о развитии личности…………………………………………………6
  3. Факторы влияющие на развитие личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность……………………………………………………….10
  4. Критическая оценка буржуазных теорий развития личности……………...13
  5. Роль воспитания и деятельности в  развитии личности ребенка…………..17

Заключение……………………………………………………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие человека - результат  сложного длительного поступательного  процесса, в ходе которого изменяются его биологические, психические  и социальные свойства. Эти изменения  происходят в процессе формирования личности под воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает  определяющее влияние на развитие личности. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения  в развитии.

Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

Актуальность выбранной  темы обуславливается тем, что воспитание – отражает уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности.

Целью данной работы является изучение воспитания и развития личности.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

- рассмотреть социальную сущность личности и изучить понятие о развитии личности;

- охарактеризовать факторы влияющие на развитие личности;

- дать критическую оценку буржуазных теорий развития личности;

- определить роль воспитания и деятельности в  развитии личности ребенка.

  1. Социальная сущность личности

 

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

 Под «личностью» понимают:

1) человеческого индивида  как субъекта отношений и сознательной  деятельности («лицо» - в широком смысле слова);

2) устойчивую систему  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена того или  иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое  индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее  меру представленности общественных отношений  в индивиде.

 Личность может быть  понята только в системе устойчивых  межличностных связей, которые опосредствуются  содержанием, ценностями, смыслом  совместной деятельности для  каждого из участников. Эти межличностные  связи появляются в конкретных  индивидуальных свойствах и поступках  людей, образуя особое качество  самой групповой деятельности.

 Личность каждого человека  наделена только ей присущим  сочетанием психологических черт  и особенностей, образующих ее  индивидуальность составляющих  своеобразие человека, его отличие  от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух одинаковых, людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Биологическая природа человека составляет ту основу, на которой происходит формирование собственно человеческих качеств. Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические  и психологические особенности  человеческого организма, которые  составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального:

а) прямая походка как  анатомическая особенность, позволяющая  человеку шире охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождающая передние конечности даже во время передвижения и позволяющая использовать их для  труда лучше, чем это могут  сделать четвероногие;

б) цепкие руки с подвижными пальцами и противопоставленным  большим пальцем, позволяющие выполнять  сложные и тонкие функции;

в) взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться  в пространстве;

г) большой мозг и сложная  нервная система, дающие возможность  высокого развития психической жизни  и интеллекта;

д) сложный механизм голосовых  связок, строение гортани и губ, способствующие развитию речи, т. е. произнесению определенного  количества дифференцированных звуков;

е) длительная зависимость  детей от родителей, а следовательно, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и биологического созревания и поэтому долгий период обучения и социализации;

ж) пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких, какие имеют место у других видов, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения - все это способствует развитию сложных образцов поведения и  адаптирования к различным условиям среды;

 

з) устойчивость сексуального влечения, влияющая на формы семьи  и на ряд других социальных явлений.1

Итак, личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность - субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность - человек как носитель сознания.

 

  1. Понятие о развитии личности

 

Развитие личности - одна из центральных тем практической психологии.

Рразвитие личности - это не вообще развитие человека, это именно развитие личности.

Развитие личности - часть  общего развития человека. В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и  развитие психических функций. Не надо эти разные развития путать: может  быть прекрасно развитая личность с  посредственно сформировавшейся памятью и с плохим физическим развитием.

Развитие личности делится на три разных направления:

Развитие личности как  результат.

Развитие личности - это  ее качественные изменения. Помним классическое: рост - это количественные изменения, развитие - изменения качественные. Если вы видите книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», вы знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка год от года, какие когда у ребенка возникают новообразования.

Развитие личности как  процесс.

Разговор о развитии как  процессе - это разговор о динамике этого процесса, о его различных  механизмах. Развитие происходит в  совместной деятельности ребенка и  взрослого, развитие может быть следствием учебы или тренировки, развитие может  быть результатом разрешения внутренних противоречий, развитие может быть результатом формирования - процесс  развития личности многолик и сложен. Понимание «развития личности» как сложного, но преимущественно естественного процесса более характерно для теоретической психологии, исследующей этот процесс.

Развитие личности как  авторские действия.

Призывы к личностному  развитию имеют смысл только тогда, когда их может кто-то реализовать. А возможно ли это? - Да, возможно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным непроизвольным процессом, а тем, что произвольно осознанно  делает сам человек. Человек может  развивать, как личность, себя. Люди могут развивать, как личность, других. Помощь в развитии личности, разработка методик развития и самосовершенствования  личности, тренинги развития личности - это направление более характерно для практической психологии.

Развитие личности - процесс формирования личности, как социального качества индивида в результате его социализции и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых, тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития Л. (А.В.Петровский).

 В качестве предпосылки  и результата развития личности выступают потребности. Движущей силой его служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Система межличностных отношений в группах порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности. 2

В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней в результате этого процесса. В случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как Л. в группе - с другой.

 В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности., либо ее вытеснение из общности, либо деградация. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтные для его группы личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности.

При успешном прохождении  фазы интеграции в высокоразвитой просоциальной общности у индивида формируются такие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, коллективистское самоопределение, требовательность к себе, как и к другим, и т. д.

В связи с тем, что ситуация адаптации, (дезадаптации), индивидуализации (деиндивидуализации), интеграции (дезинтеграции) при последовательном или параллельном вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, закрепляются соответствующие личностные новообразования, в результате чего складывается достаточно устойчивая структура личности. «Социальная ситуация развития» (по Л.С.Выготскому), в которой происходит социальное развитие Л., динамична.

Информация о работе Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка