Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение воспитания и развития личности.
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть социальную сущность личности и изучить понятие о развитии личности;
- охарактеризовать факторы влияющие на развитие личности;
- дать критическую оценку буржуазных теорий развития личности;
- определить роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...…3
Социальная сущность личности………………………………………………4
Понятие о развитии личности…………………………………………………6
Факторы влияющие на развитие личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность……………………………………………………….10
Критическая оценка буржуазных теорий развития личности……………...13
Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка…………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Воспитание и развитие личности.docx

— 49.72 Кб (Скачать)

Наряду с динамикой  развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения Л. в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития Л. определяется типом группы, в которую она интегрирована.

 

  1. Факторы влияющие на развитие личности: среда, наследственность, воспитание, деятельность

 

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные  способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает  их формирование в детские и юношеские  годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.

Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть  обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

Родившись, человек еще  не является личностью или субъектом  надо-рганической жизни. Его «я» и имя, научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь - ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф конечно же лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть - симфонию Бетховена или джаз, - не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «социокультурные записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. 3

Важное значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться  в широком и узком смысле. Среда  в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых  растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в  таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий  подход к пониманию среды и  ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу  среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы  наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о  среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы  взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние  среды (улицы), оно связано с насыщенностью  ее отрицательными примерами для  подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность  видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому  руководству характер, что, конечно  же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать  ребенка от среды нельзя. Влияние  среды на формирование личности постоянно  на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Третий фактор, влияющий на становление личности, - это воспитание. В отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Еще одна особенность воспитания как фактора развития личности - то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность - единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.4

Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться  социальным pолям только в процессе социализации. Семья - ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, модальные установки, прививают принятые в этом обществе манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контpолиpуют действия детей.

 

  1. Критическая оценка буржуазных теорий развития личности

 

В. И. Ленин основу личности человека видел в мировоззрении, общественной направленности на революционное  преобразование мира. Он писал, что  если природная и социальная среда  не удовлетворяют человека и человек  своими действиями изменяет их, то в  процессе революционного мреобразования он изменяется сам.

 Советская педагогика, исходя из марксистско-ленинского  понимания личности, утверждает, что  личность развивается как объект  и субъект исторического процесса. На протяжении жизни и деятельности  в условиях воспитания, в результате  усвоения выработанных обществом  идей, установок, идеалов, формируются  основные свойства и качества  человека как личности - система отношений к труду, продуктам труда, к людям, к самой себе.

  Диалектическая теория  развития раскрыта В. И. Лениным.  Рассматривая две концепции развития, он подчеркнул их принципиальную  разницу. Первая трактует развитие  как простое количественное уменьшение  или увеличение, как повторение. При этом в тени остается  источник развития, отрицаются качественные  изменения. Вторая определяет  развитие как процесс качественных  изменений: «Только она дает  ключ к «скачкам», к «перерыву  постепенности», к «превращению  в противоположность», к уничтожению  старого и возникновению нового».  При второй концепции акцент  делается на борьбу противоположностей  как источник развития: «Условие  познания всех процессов мира  в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей».

  Советская педагогическая  наука, опираясь на учение о  развитии, вскрывает эти противоречивые  взаимодействия и использует  их в целях управления формированием  личности. Так, противоречие между  потребностью ребенка участвовать  в жизни людей и возможностями  осуществить это стремление приводит  к возникновению и развитию  игры как деятельности и формированию  у детей в процессе игровой  деятельности социальных форм  поведения, социальных отношений  и т. д.5

Советская педагогика на основе диалектико-материалистического учения и теории единства воспитания и социального  формирования личности вскрывает антинародную сущность буржуазных педагогических теорий.

 В США, Италии, ФРГ  нашла распространение педагогика  «интегрального гуманизма» (Ж. Маритен, М. Казотти, У. Каннингам и др.). Она призвана обосновывать и разрабатывать религиозное христианское воспитание. Педагогика «интегрального гуманизма» основывается на идеалистической философии неотомизма, рассматривающей человека как единство тела и души, несущей «божественную частицу» в себе самой. Неотомисты считают, что развитие человечества зависит от бога, и сотворение каждой души — это «проявление божественной воли». Индивид, по их мнению, проявляет себя как личность в тех случаях, когда выбирает тот способ действия, который отвечает «желанию бога». Это и определяет борьбу неотомистов за усиление религиозного воспитания, за повышение влияния католического духовенства на детские сады и общеобразовательные школы. Педагогическая теория неотомизма противоречит научному мировоззрению и препятствует развитию личности человека. Наиболее распространенное в капиталистических странах педагогическое направление основывается на философии экзистенциализма (философия существования). Эта философия утверждает изолированность человека от общества. Экзистенциалистическая педагогика рассматривает развитие личности как процесс индивидуального постоянного нравственного самоопределения в выборе решений на основе спонтанно созревающих знаний и умений. Сущность личности глубоко индивидуалистична, в ее развитии ничтожна роль внешнего воздействия. Поэтому педагоги-экзистенциалисты (О. Больнов и др.) считают, что педагогика должна разрабатывать систему индивидуального воспитания, основная задача которой — упражнять подрастающего человека в «самореализации» своей личности. По существу педагогика экзистенциализма отрицает роль общественных условий и воспитания, преувеличивает значение самовоспитания, отрывая его от общественного воспитания. Проникая в повседневную учебно-воспитательную работу дошкольных и школьных учреждений капиталистических стран, педагогические идеи экзистенциализма способствуют воспитанию буржуазно-индивидуалистической направленности личности.

 Широкое распространение  в США имеет педагогика прагматизма  и неопрагматизма. Сформулированная еще в начале века в трудах Дьюи (1859-1952), педагогика прагматизма ныне разрабатывается в соответствии с требованиями сегодняшней капиталистической действительности неопрагматистами Т. Брамельдом, Э. Келли, А. Комбсом и др. Воспитание, считают прагматисты, может лишь выявлять и развивать те или иные свойства и способности; в лучшем случае, оно в состоянии несколько видоизменять их, но оно абсолютно не способно формировать новые свойства личности. Прагматическая педагогика в США, ссылаясь на антропологическую общность всех людей, доказывает возможность создания глобального воспитания, независимого от общественного строя.

 Большое влияние на  педагогику в капиталистических  странах имеет фрейдизм - психоаналитическое учение австрийского врача Фрейда (1856-1939) и его современных последователей-неофрейдистов. Фрейдисты и неофрейдисты выделяют определяющую роль инстиктивного бессознательного в становлении личности, ее деятельности и определении жизненного пути. Современные неофрейдисты усматривают в сексуальных и агрессивных влечениях источники развития личностных качеств и свойств. Врожденные агрессивные и сексуальные влечения, которые порождают, по их мнению, драматические столкновения человека с окружающей действительностью, якобы фатально предопределяют формирование его внутреннего мира. Придавая решающую роль в развитии личности человека наследственному генотипу, педагоги-фрейдисты считают, что биологические инстинкты и бессознательные импульсы являются источником эгоистических мотивов, которыми дети руководствуются в поведении, вопреки моральным нормам. Биологические инстинкты и бессознательные импульсы нельзя преодолеть, но можно «обмануть», направив в общественно полезное русло. Этот процесс педагогика фрейдизма назвала сублимацией. Основное содержание воспитания и должна составлять такого рода сублимация.

 Философская ограниченность  и научная несостоятельность  в раскрытии сложнейшего процесса  взаимодействия объективных и  субъективных факторов в формировании  личности характерна и для  одного из современных направлений  буржуазной педагогики, представленного  теорией Д. Боульби. Являясь разновидностью биологизаторских теорий, она утверждает, что раннее детство, опыт ребенка и формы его поведения фатально определяют становление личности. Д. Боульби - автор распространенной книги «Материнский уход и психическое здоровье» - объясняет характер и свойства личности взрослого человека наличием или отсутствием материнского ухода, активного эмоционального контакта с матерью в раннем детстве. Переоценка и абсолютизация эмоционального материнского общения побуждает сторонников этого направления высказывать протест против общественного дошкольного воспитания и целенаправленного воспитания с раннего возраста.

Информация о работе Роль воспитания и деятельности в развитии личности ребенка