Развитие личности ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:45, контрольная работа

Краткое описание

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе -общения. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оглавление

План……………………………………………………………………… стр. 3
Введение………………………………………………………………… стр. 4
Глава I. Проблема развития личности.…………………………… стр.5-7
Глава II. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………. стр. 8-22
2.1. Личность ребенка в старшем дошкольном возрасте…………….. стр.8-11
2.2. Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки………………………………………. стр. 12-15
2.3. Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?.............................................................. стр. 16-22
Заключение…………………………………………………………….. стр.23
Список литературы…………………………………………………… стр. 24

Файлы: 1 файл

педагогическая психология.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания  взрослого в адрес ребенка  носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки [1, с. 92].

     Опыт  общения со сверстниками также оказывает  влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает  такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении  со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [1, с. 100].

     В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно  лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка «таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

     Если  имеют место трудности в общении  со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.

     Нередко причиной конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать переживания и чувства других людей [1, с. 101].

     Одно  из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта  ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

     Различие  между индивидуальным опытом и опытом общения состоит в том, что первый накапливается в системе «ребенок — физический мир предметов и явлений», когда ребенок действует самостоятельно вне общения с кем-либо, тогда как второй формируется благодаря контактам с социальной средой в системе «ребенок — другие люди». При этом опыт общения тоже индивидуален в том смысле, что он является жизненным опытом индивида.

Индивидуальный  опыт, полученный в конкретной деятельности, является реальной основой для определения  ребенком наличия или отсутствия у него определенных качеств, умений и возможностей. Он может слышать каждый день от окружающих, что у него есть те или иные способности, или, что у него их нет, однако это не является основой формирования правильного представления о своих возможностях. Критерием наличия или отсутствия каких-либо способностей является в конечном счете успех или неуспех в соответствующей деятельности. Путем прямой проверки своих сил в реальных условиях жизни ребенок постепенно приходит к пониманию границ своих возможностей.

     На  начальных этапах развития индивидуальный опыт выступает в неосознанной форме и накапливается в результате повседневной жизни, как побочный продукт детской активности. Даже у старших дошкольников их опыт может осознаваться лишь частично и регулирует поведение на непроизвольном уровне. Знания, полученные ребенком на индивидуальном опыте, более конкретны и менее эмоционально окрашены, чем знания, приобретенные в процессе общения с окружающими людьми. Индивидуальный опыт — главный источник конкретных знаний о себе, составляющих основу содержательного компонента самосознания.

     Сказанное не означает, что развитие детского самосознания представляет собой некую «робинзонаду» и независимо от социального окружения. В то же время справедливо отметить, что в процессе воспитания взрослые часто недооценивают значение собственной активности ребенка и ее роль в формировании детской личности. Для того чтобы представления ребенка о себе были более полными и разносторонними, не следует чрезмерно ограничивать его активность: бегая, прыгая, забираясь на высокие горки, дошкольник познает себя. Необходимо предоставить ему возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рисовании, конструировании, танцах, спортивных занятиях. Роль взрослого в формировании индивидуального опыта ребенка заключается в том, чтобы обратить внимание дошкольника на результаты своих действий; помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер. Именно старшие ставят перед ребенком задачи осознания и вербализации своего опыта.

     Таким образом, влияние взрослых на формирование детского самосознания осуществляется двумя способами: непосредственно, через организацию индивидуального  опыта ребенка, и опосредованно, через словесные обозначения его индивидуальных качеств, вербальную оценку его поведения и деятельности.

     Важным  условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

     Если  в ранние периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеет непроизвольный характер и в результате ребенок  неосознанно подражает поведению  окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством «Я»». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

     В старшем дошкольном возрасте возникает  осмысленная ориентировка в собственных  переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации),о может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

     Рассмотренные условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие детского самосознания в различные возрастные периоды.

     В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Итак, старший дошкольный возраст – один из основных этапов формирования личности ребенка. Очень важно как он пройдет в жизни малыша, что переживет ребенок в это время, с кем будет общаться, кто и как будет на него влиять. В старшем дошкольном возрасте формируется самосознание ребенка.

     Как развивать самосознание ребенка, формировать  правильное представление о себе и способность адекватно оценивать  себя, свои поступки и действия?

1. Оптимизация  родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация  отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для  полноценного общения ребенка  с другими; если у него возникают  трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение  и обогащение индивидуального  опыта ребенка: чем разнообразнее  деятельность ребенка, чем больше  возможностей для активных самостоятельных  действий, тем больше у него  возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится. 
 

Список литературы.

  1. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. –Ростов – на Дому: Феникс, 2005.
  2. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.  пед. учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн.1. – 688 с.
  3. Голубев, Г.Г. Факторы и механизмы развития личности [Электронный ресурс] / Г.Г. Голубев. - URL: http://psyterra.spb.ru/moreinfo/psyhobase/data/ic_moreinfopsyhobase/9/ (Дата обращения 9.01.2011)
  4. Ковалев, Л.Г. Психология личности / Л.Г. Ковалев. – М., 2002.
  5. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. – М., 1990.
  6. Дасеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Дасеев. – М., 1996.
  7. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглерю - СПб.,2001.
  8. Моргун, В.Ф., Ткачева, Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в онтогенезе / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. - М.,1981.
  9. Петровский, А.В. Личность в психологии / А.В. Петровский. - Ростов на Дону.,1996.
  10. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека /В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.,2000.
  11. Лаврентьева, М. Общая характеристика развития детей старшего дощкольного возраста [Электронный ресурс] / М. Лаврентьева. - URL: http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36728.php (Дата обращения - 9.01.2011).

Информация о работе Развитие личности ребенка