Психологическое развитие ребенка в пренатальный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования психологов в пренатальный период развития, да и в младенчестве - диада «мать-дитя». Современные исследования в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические концепции, включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные подходы к проблеме пренатального периода 5
1.1. Определение пренатального периода 5
1.2. Особенности развития плода в пренатальный период 8

Глава 2. Психологическое развитие ребенка в пренатальный период 14
2.1. Психологическое развитие в пренатальный период 14
2.2. Влияние семьи на развитие ребенка в пренатальный период 18

Заключение 22

Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Психологическое развитие ребёнка в пренатальный период.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      За  рубежом культура пренатального  воспитания, обучения очень распространена и широко развита, особенно сильная  школа - в Германии. В России эта  отрасль научных и практических знаний только развивается. Можно выделить следующие основные направления стимуляции пренатального развития:

      1. Физическая активность матери. К  этому направлению относятся  различные формы физической активности  матери, которые позволяют, прежде  всего, через механизм насыщения  крови кислородом стимулировать развитие плода, обеспечивать интенсивный приток кислорода к тканям ребенка. К этому направлению относятся всякого рода водные процедуры, прогулки, физические упражнения, занятия гимнастикой (в том числе йога, ушу). Основной принцип реализации этого направления: разумность и умеренность нагрузок, которые, безусловно, не должны начинаться на последнем месяце беременности.

      2. Стимулирование сенсорного развития, развития чувствительности. Обогащение  среды - в первую очередь слуховой  среды: лучше всего ребенок слышит звуки материнского организма, а во вторую очередь - звук материнского голоса. Надо больше говорить вслух, петь (например, колыбельные) и т.п. Прослушивание музыки положительно воздействует на развитие плода, но дети избирательно относятся к акустическим стимулам. Так, экспериментальные исследования показывают, что плод очень плохо реагирует на рок музыку, а предпочтение отдает классическим мелодиям (Моцарт, Штраус, Брамс). Стимулирование зрительной среды - недоступно. Тактильная чувствительность тоже может развиваться с помощью контакта родителей с плодом - накладывание рук на живот (повышение температуры), похлопывание по животу (стимулирование к действию, активности, движению), пальпирование (более тонкое воздействие).

      3. Стимулирование развития биоритмов мозга. Биоритмы мозга человека складываются в определенные ритмические картины. У взрослого - 16 таких последовательностей, у новорожденного - 3. Гипотетически ребенок рождается с ритмом, который повторяет ритмическую картину сердцебиения матери. В эксперименте матери носили датчики на животе, воспроизводящие все 16 ритмов. Дети рождались с 8 - 10 ритмами, (что соответствует дошкольнику) и показывали чудеса обучаемости9.

      4. Эмоциональное развитие. Единство  гормональной системы матери  и плода определяет и единообразие их эмоциональной жизни. Все материнские эмоции, переживания на гормональном уровне передаются плоду и формируют ощущения, характерные для того или иного эмоционального состояния. Стрессы, страхи, депрессия, - если мать в течение длительного времени подвержена этим эмоциональным состояниям - они оказывают угнетающее воздействие на развитие ребенка. Ребенок не может защититься от воздействия гормонов матери, возникающих при ее отрицательных эмоциональных состояниях. Этот факт, а также данные последних исследований с помощью внутриутробной кино- и фотосъемки послужили основанием для заключений специалистов в области пренатальной психологии о том, что ребенок испытывает эмоциональные «удары» под воздействием волны материнских гормонов. Это воздействие служит причиной формирования первичного чувства страха, безнадежности, тревоги, так как отрицательные ощущения никак не связаны с собственной активностью плода и закономерно возникающими собственными переживаниями. И только устойчивое положительное отношение матери к беременности «защищает» ребенка от этих стрессов, быстро предоставляя ему «подкрепление» за счет возвращения самой матери к положительно-эмоциональному состоянию. В этом исследователи видят адаптивную роль эмоциональной лабильности женщины во время беременности. Способность воспринимать стимуляцию от матери как с помощью сенсорных систем, так и через ее гормоны, позволяет ребенку, по крайней мере в третьем триместре, когда у него уже полностью сформирована нейрогуморальная регуляция, соотносить сенсорную стимуляцию и возникающее эмоциональное состояние. Однако и положительные эмоции также оказывают соответственно благоприятное воздействие на развитие плода. Преобладание положительных эмоций, эстетического удовольствия, созерцание природы и другие эмоционально-положительные переживания оказывают благотворное воздействие на плод. Единство гормональной системы матери и плода формирует ситуацию взаимного влияния - не только мать воздействует на плод, но и плод на последних месяцах беременности начинает выделять собственные гормоны, которые оказывают влияние на мать. Например, мать-студентка находится в течение полутора часов на лекции в сидячем положении, что приводит к застою кровеносной системы в тазовой области, а ребенку нужен приток кислорода. Отрицательное состояние плода вызывает ухудшение самочувствия и самой матери. Однако, ориентация на культурные нормы (а не на ребенка) не позволяет маме встать и пройтись, дать ребенку развернуться.

      5. Обучение как запечатление стимулов. К этому направлению стимуляции относятся различные варианты «обучения» плода. Так, например, запись биения материнского сердца успокаивает плачущего новорожденного. Если какую-нибудь короткую фразу (например, «Спокойной ночи, малыш») повторять громко и отчетливо в течение последнего триместра каждый день, то после рождения ребенок реагирует на эту фразу, узнает ее. Смысловой стороны речи, естественно нет10.

Заключение

 

      Обобщая все вышесказанное можно сказать, что перинатальное развитие необходимо в первую очередь для установления взаимоотношений между будущими родителями и ребенком. Ориентация на ранние контакты формирует субъектное, личностное отношение к ребенку и позитивный эмоциональный настрой. Принятие будущего материнства не просто как социальной роли, а через формирование внутренней родительской позиции, рассматривается как личностное новообразование периода беременности. Именно эта позиция создает мотивационную направленность деятельности женщины на выполнение материнских функций в ходе беременности, позже - в родах и после рождения ребенка, то есть обеспечивает формирование родительского отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

 
    1. Баженова  О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделений факторов, условий психологического риска  для будущего развития ребенка // Синапс 1993, № 4.
    2. Батуев А.С. Физиология плода и детей. М.: Просвещение, 1998.
    3. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991.
    4. Категории психологической антропологии в построении психологической теории пренатального развития / http://www.akusherstvo.ru/print.php?what=article&id=522
    5. Психология Отношения матери с ребенком в период пренатального и раннего постнатального развития / http://www.babyzone.ru/chating/articles/articles_113.html
    6. Развитие систем пренатального воспитания / http://www.akusherstvo.ru/comment.php?what=article&cid=7&id=521
    7. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
    8. Фонарев A.M. Внутриутробное развитие ребенка. М.: Минздрав СССР. Ин-т усоверш. врачей, 1968.

Информация о работе Психологическое развитие ребенка в пренатальный период