Психологическое развитие ребенка в пренатальный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:55, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования психологов в пренатальный период развития, да и в младенчестве - диада «мать-дитя». Современные исследования в области пренатальной психологии и микропсихоаналитические концепции, включающие ранний пренатальный субъективный опыт ребенка, заставляют обратиться к выработке научных критериев для определения начала и особенностей раннего взаимодействия матери и ребенка.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Основные подходы к проблеме пренатального периода 5
1.1. Определение пренатального периода 5
1.2. Особенности развития плода в пренатальный период 8

Глава 2. Психологическое развитие ребенка в пренатальный период 14
2.1. Психологическое развитие в пренатальный период 14
2.2. Влияние семьи на развитие ребенка в пренатальный период 18

Заключение 22

Список литературы 23

Файлы: 1 файл

Психологическое развитие ребёнка в пренатальный период.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

      Мнения  исследователей обычно сходятся в том, что плод чувствителен к прикосновению  и вибрации, а на протяжении 2 последних  месяцев беременности может слышать. Однако нужно заметить, что звуки, идущие извне, должны быть сопоставимы по силе со звуками, раздающимися внутри организма матери, для того, чтобы быть услышанными им. Когда исследователи поместили микрофон в матку овцы, они были поражены высоким уровнем внутреннего шума. Плод адаптируется к своей довольно шумной среде обитания благодаря простой форме научения, называемой привыканием или габитуацией. Проще говоря, плод научается реагировать на определенные звуки. Регулярно повторяющиеся звуки, такие как сердцебиение, действуют на него успокаивающе. Плод вздрагивает при новых внезапных звуках или вибрациях, но успокаивается по мере их повторения. Исследователи обнаружили, что звук метронома, настроенного на частоту сердечных сокращений матери, успокаивающе действует на новорожденного. Особенно чувствителен плод к тоническим оттенкам материнского голоса, которые несут ему информацию о ее эмоциональном состоянии. Благодаря этому уже спустя несколько дней после рождения способны узнавать материнский голос. По современным представлениям, воспринятая в эмбриогенезе слуховая стимуляция обеспечивает ребенку дополнительные условия для развития эмоциональных, социальных и когнитивных функций.

      Какую информацию из внешнего мира усваивает  плод? Петер Хеппер поставил интересный эксперимент с группой живущих в Лондоне будущих матерей. В начале Хеппер выяснил у них, как часто они смотрят наиболее популярную, из идущих на Британском телевидении мыльную оперу. Ученый разделил участвующих матерей на 2 группы: в одной оказались женщины, смотревшие сериал почти ежедневно, в другой - те, кто практически не смотрел этот сериал. Через несколько часов после появления малышей на свет Хеппер проигрывал малышам музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали. Услышав эту музыку, дети матерей из первой группы переставали плакать и начинали прислушиваться. Дети матерей, не смотревших сериал, никак не реагировали на музыку. То, что новорожденные, которых еще в утробе матери приучили к музыке из телесериала, чему-то научились, не оставляло никаких сомнений.

      Если  плод способен к научению, почему бы не использовать эту возможность  для начала обучения ребенка еще  до рождения? Рене Ван де Карр, основатель и президент Пренатального университета в Хейворде, штат Калифорния, считает, что ему удалось достичь в этом определенных результатов. Его цель - стимулировать развитие мозга плода с помощью программы, включающей такие игры, как «перестукивание» и другие упражнения. Будущих родителей обучают постукивать по животу матери в том месте, куда толкается малыш и громко, как при обучении родному языку, произносить слова, поощряющие активность плода. Доктор Ван де Карр утверждает, что новорожденные, окончившие его Пренатальный университет, более активны, быстрее развиваются, устанавливают более близкие и эмоциональные отношения со своими родителями, чем те, кто не прошел его программу. Однако большинство специалистов по детскому развитию относятся к подобным заявлениям весьма осторожно, скептически, а иногда и просто враждебно. Они считают, что в лучшем случае программы способствуют укреплению эмоциональных уз, связывающих ребенка и его родителей4.

      Большое значение в последнее время придается  активности плода. С помощью новых  методов, в первую очередь ультразвукового  сканирования, описаны паттерны двигательной активности плода на разных этапах эмбриогенеза. По совокупности наблюдений исследователи пришли к выводу, что поведение плода нельзя рассматривать как последовательность автоматического созревания цепочек рефлекторных реакций в ответ на внешние раздражители. Спонтанная активность плода человека, возрастающая к концу беременности, представляет собой сложноорганизованную деятельность, которая предположительно, отражает его стремление занять наиболее удобное положение в утробе матери.

      Более того, существует точка зрения, что  сложно организованная координированная активность плода носит спонтанный характер и является источником активного  развития. Это хорошо согласуется  с теоретическими представлениями  Н.А.Бернштейна, которые сформулированы в виде общебиологического принципа активности. В соответствии с этим принципом, смысл жизни - это не приспособление к среде, а реализация внутренних программ. Бернштейн указывал, что процесс жизни есть не «уравновешивание с окружающей средой», как следует из постулатов классического механицизма, а преодоление этой среды, направленное не на сохранение статуса или гомеостаза, а на движение в направлении родовой программы развития и самообеспечения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Психологическое  развитие ребенка  в пренатальный период

2.1. Психологическое развитие в пренатальный период

      Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе. Общим  правилом эмбриогенеза является асинхронность  развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы начинаются только после завершения роста. Важно отметить, что органы, находящиеся на разных этапах развития, всегда функционируют согласовано, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определённой ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающего эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.

      Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения особи эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть ещё не могут играть приспособительной роли в общении животного со средой его обитания. Иными словами поведение эмбриона имеет преадаптационное значение, но является началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной преадаптации не является строго определённым, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействиями с компонентами среды. Так как проблеме эмбриональной преадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

      Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных  движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счёт спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществляться по достижении определённой степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

      По  мере созревания зародыша наблюдается  изменение способности отвечать повышением двигательной активности в  ответ на воздействие неблагоприятных  факторов. В результате развития ЦНС, сенсорной и двигательной сферы, эмбрион начинает дифференцировано отвечать только на значимые для него раздражители и сила реакции зависит от силы стимуляции. Способности эмбриона воспринимать раздражители и реагировать на них, наиболее развиты у представителей высших позвоночных (птиц и млекопитающих) и менее развиты у низших позвоночных (рыб, рептилий) и у беспозвоночных (моллюсков, ракообразных и других).

      Исследования  показали, что протекание онтогенеза у разных видов во многом определяется степенью зрелости рождающихся детёнышей. Детёныши видов, рождающиеся зрелыми, способными к совершению самостоятельных действий, в пренатальном периоде онтогенеза развиваются более равномерно, у них выделяется большее количество циклов "рост-созревание". У детёнышей, рождающихся незрелыми, в пренатальном периоде преобладают процессы роста, а созревание происходит в послеродовом периоде.

      Научения  как такового на ранних и средних  стадиях пренатального развития нет, так как незрелость ЦНС не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

      На  последней стадии пренатального  онтогенеза появляются элементы, предпосылки  научения. Функционирование развивающихся  органов и систем, запрограммированное  генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют ЦНС научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функций. В результате после рождения у детёнышей животных, вынужденных сразу передвигаться (антилопы, лошади и другие), системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

      Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается  как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, само развитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода среде5.

      Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретация психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.

      Развитие  личности. В психоаналитически ориентированных  подходах пренатальный период рассматривается  с точки зрения возникновения  первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как  источник первых психоэмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль преватального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка6.

      Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

      Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности, доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенной звуковой тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультурного фактора развития ребенка.

      Деятельностный  подход. Практически не рассматривает  этот период развития. Еще Л.С. Выготский  определил в качестве нижней границы  детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный Период как выходящий за рамки психологического исследования Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиций этого направления7.

2.2. Влияние семьи на развитие ребенка в пренатальный период

      В настоящее время особое значение придается изучению механизмов психофизиологического  взаимодействия организмов матери и  плода. И хотя детальные механизмы  взаимосвязи психофизиологического  состояния матери и плода еще  не до конца изучены, есть разные объяснения природы этого взаимодействия. По одним представлениям («клеточная гипотеза») на химическом и молекулярном уровнях в клетках плода «фиксируются» переживания матери. Высказывается также предположение о существовании своего рода информационного обмена между плодом и матерью.

      Психосоматический статус беременной женщины имеет  решающее значение для формирования стрессоактивности ребенка в  пренатальном онтогенезе. Представления  о значении стрессорных воздействий  на мать для последующего функционирования системы гипоталамус - гипофиз - надпочечники в организме ребенка начали складываться в 70 - 80-е годы. В результате экспериментов на животных было показано, что стрессорные воздействия на беременную самку крысы приводят к существенным изменениям тех нейроэндокринных механизмов, которые связаны с формированием реакций взрослых потомков на эмоциональные, но не физические стрессоры.

      Установлено, что пренатальный стресс повышает резистентность потомков к действию стрессоров, причем замечена одна важная особенность: степень угнетения реакции потомка на эмоциональный стресс пропорциональна силе действующего на мать стрессора. Надо иметь в виду, однако, что в этих случаях речь идет о физиологических стрессорах, не угрожающих жизни матери. Такой пренатальный стресс изменяет нейрохимические механизмы в нервной системе потомков в зрелом возрасте. Эти данные свидетельствуют о том, какое важное значение может иметь состояние матери во время беременности для формирования нейрофизиологических и нейрохимических механизмов стрессоактивности ее ребенка8.

Информация о работе Психологическое развитие ребенка в пренатальный период