Пренатальное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:34, реферат

Краткое описание

Психологическая готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………………………………….…3
2.Пренатальное развитие……………………………………………………………………………….….5
3.Этапы развития ребёнка в материнском утробе…………………..…………………….…8
4.Психологическая готовность к родам…………………………………………………………..12
5.Заключение……………………………………………………………………………………………………14
6.Список используемой литературы……………………………………………………………..…15

Файлы: 1 файл

психология3.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

1.Введение……………………………………………………………………………………………………….…3

2.Пренатальное развитие……………………………………………………………………………….….5

3.Этапы развития ребёнка в материнском утробе…………………..…………………….…8

4.Психологическая готовность к родам…………………………………………………………..12

5.Заключение……………………………………………………………………………………………………14

6.Список используемой литературы……………………………………………………………..…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 Психологическая  готовность к родительству и методы ее формирования приобретают в последнее время все большую актуальность среди проблем психологии развития. Это связано как с ростом демографических проблем, например, снижением потребности в детях, о чем предупреждают социологи, ростом девиантного материнства, числа отказов от ребенка и т.п. С другой стороны, подобный интерес обусловлен вниманием к проблемам личностного развития взрослого человека, в том числе, в связи с его новой ролью – ролью родителя.Этап беременности при этом является переломным этапом в формировании как материнского, так и отцовского отношения. Именно этот этап находится сегодня в центре многих исследований в рамках психологии развития. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.Проведя анализ литературы по теме, я убедились, что в психологической литературе  много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. характеризуют адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка .Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства, психического здоровья матери и ребенка, социального статуса женщины и особенностей ее семьи. В отмеченных исследованиях как наиболее значимые онтогенетические факторы развития материнской сферы выделяются: опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства и возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве. Таким образом, большинство исследований, посвященных материнству, можно разделить на две группы. С одной стороны, материнство рассматривается как обеспечение условий для развития ребенка, с другой – как этап в ее личностном развитии.  В нашем исследовании беременность будет анализироваться как этап в личностном развитии женщины. Выделим стрессовые факторы для женщин в период беременности. И определение их влияния на уровень ситуативной и личностной тревожности. В рамках этого направления беременность полагается этапом развития самосознания женщины.  Изменение личностных смыслов, процесс подготовки женщины к родам. В структуре психологической готовности при этом выделяются телесная, когнитивная, эмоциональная, мотивационная и семейная готовность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Пренатальное  развитие.

 Пренатальное развитие - внутриутробное развитие плода, которое затрагивает и психическое развитие. Развиваются болевая чувствительность, температурная, сенсорная чувствительность, в частности, к звуковым раздражениям, а также моторика - . На последних месяцах беременности рецепция и моторика находятся на достаточном уровне физиологической и функциональной зрелости, чтобы обеспечить адекватный прием экстероцептивной информации и двигательное реагирование после момента рождения.

Пренатальное развитие — с момента зачатия до родов, включает эмбриональный период: с момента оплодотворения до конца 8-й недели беременности и фетальный период: с 9-й недели беременности до начала родов. С началом фетального периода эмбрион становится плодом. Период с 28 недели беременности, включающий роды и 168 часов после рождения называют перинатальным (в ряде стран, по классификации Всемирной Организации Здравоохранения перинатальный период начинается с 22 недели беременности). Этот термин объединяет поздний фетальный период (с 29-й недели внутриутробного развития и до начала родов), интранатальный (во время родов) и ранний неонатальный (от рождения до 6-х суток включительно (168 часов)).Эмбриональный период развития будущего малыша характеризуется интенсивной дифференцировкой и формированием функциональных систем. И, несмотря на то, что к концу 8-й недели рост эмбриона всего 3 см, а масса примерно 11 г в этом маленьком тельце уже есть зачатки всех будущих органов. С этого времени эмбрион становится плодом.Во время беременности практически все органы и системы матери функционируют более интенсивно, а сформировавшаяся система мать-плацента-плод максимально адаптирована ко всем этапам развития плода.Наблюдения свидетельствуют о том, что свои первые движения плод совершает на 6-й неделе развития, в это же время появляется реакция на прикосновения — чувство осязания появляется у будущего малыша самым первым. С 10-й недели развития регистрируется активность ствола головного мозга, и определяются первые нейромедиаторы в нервных волокнах спинного мозга. Ощущать и воспринимать движения плода мать начинает с 18-22 недели. С этого времени будущий малыш может активно говорить с мамой на языке движений о своем самочувствии и выражать свои ощущения — плод очень чутко реагирует не только на функциональные изменения организма мамы, но и перемены ее эмоционального состояния. На фоне волнения или радости матери, плод может совершать более активные движения или, наоборот, ненадолго затихает; внезапные очень активные шевеления могут быть следствием неудобного положения матери.Начиная с 10-й недели плод способен зевать, глотать и выплевывать амниотическую жидкость. Вкусовые сосочки окончательно формируются к 13 неделе развития. Рецепторы, распознающие запахи, формируются, начиная с 4го месяца, а на 7м месяце беременности плод уже может улавливать запахи. Нос и рот будущего малыша постоянно омываются амниотической жидкостью, содержащей вещества с различными вкусовыми качествами, благодаря чему он уже различает вкус и запах. Орган слуха начинает формироваться у плода в возрасте 8 недель. Сначала образуется внутреннее ухо, затем развивается наружное. Слуховой анализатор окончательно сформирован уже к 5 месяцам. Будущий малыш реагирует на различные звуки по-разному: новый, незнакомый звук вызывает у плода учащение частоты сердечных сокращений, возможна реакция и в виде двигательного беспокойства. При этом знакомые, повторяющиеся звуки, не вызывают у плода первоначально выраженного беспокойства. Невозможно недооценить важность в развитии будущего крохи голоса матери и отца.На 4-й неделе беременности у плода начинают формироваться глаза. В 20 недель плод может открывать веки. Однако достигают зрелости и начинают полностью функционировать все клетки зрительного анализатора только после рождения. Сразу после рождения поле зрения малыша всего лишь 50-60 градусов, а видит новорожденный не далее 20-40 сантиметров.Есть мнение, что различные внешние раздражители плод начинает воспринимать в виде собственных ощущений с момента формирования соответствующих рецепторов и анализатора. Однако зарубежные специалисты на основании данных электрофизиологических и иммунологистохимических исследований центральной и периферической нервной системы высказали предположение о том, что плод человека начинает чувствовать в возрасте 18-25 недель, но до 30-й недели развития не получено убедительных доказательств способности плода перерабатывать полученные ощущения.В последнее время наблюдается значительное повышение интереса к различным аспектам беременности и родов, особенного внимания заслуживают программы перинатального воспитания и раннего обучения плода, активно используемые на многих современных курсах подготовки к родам. Нужно помнить о том, что ребенок, находящийся в утробе матери, не нуждается в каких-либо внешних специальных или развивающих воздействиях, которые могут стать стрессом для формирующегося организма. Методики перинатального воспитания, предусматривающие воздействие на плод, не должны форсировать процессы его развития и должны основываться на крепкой доказательной и научной базе и проводиться под строгим врачебным контролем. В рамках традиционной медицины все внимание во время беременности уделяется физическому состоянию матери и будущего малыша. Поэтому психологическая поддержка и сопровождение беременности, обучение будущей матери правильному поведению, спокойствию и самоконтролю в процессе родов зачастую необходимо большинству женщин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этапы развития ребенка в материнской утробе.

Развитие  ребенка в утробе матери происходит постепенно в течение всех 9 месяцев  беременности. Но в первом триместре (до 12 недель) происходит формирование всех органов и систем организма  — это наиболее важный этап развития эмбриона, а во втором и третьих  триместрах ребенок быстро растет, набирает в весе, готовится к жизни  вне утробы матери. Рассмотрим основные моменты развития по неделям. Кстати, именно эти недели (касаемо первого  триместра) считаются наиболее опасными для малыша. Любое негативное воздействие  может привести к формированию патологии  или выкидышу.

ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ

4 недели беременности:

У ребёнка  сформирована голова .Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке. Формируется мозг и позвоночник

6 недель беременности:

Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах .Рефлекторная активность начинается с формирования мозга и нервной системы. Начинают быть видны глаза, уши, челюсть; формируются лёгкие, желудок и печень.

8 недель беременности: 

Присутствуют  все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка .Нервная система всё более усовершенствовается .

10 недель беременности:

Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом. Присутствуют все важные органы человека .Продолжают развиваться мышцы.

12 недель беременности:

Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения Сформированы веки малыша. Можно определить пол ребёнка .

ВТОРОЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ  

14 недель  беременности:

 Сформирована голова, руки и ноги человека. Кожа ребёнка выглядет прозрачной. Начинают расти волосы на голове ребёнка Движения малыша становятся всё более скоординированные.

16 недель беременности:

Кожа ребёнка розовая, хорошо видны ушки. Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Малыш может моргать, производит хватательные движения и открывает ротик. Продолжает активно толкаться в животе мамы.

18 недель беременности:

Все системы  органов уже сформированы, и начинается период их роста. Кожа плода покрыта специальной защитной смазкой. Появляются дыхательные движения, однако, их недостаточно для выполнения нормальной функции легких. К этому времени мать начинает ощущать движения плода. Пол ребенка возможно определить с помощью УЗИ.

20 недель беременности:

Развиваются пальчики, появляется некоторое количество волос на головке и тельце. Ребенок сосет пальчик и становится более подвижным. Это период быстрого развития головного мозга. Сердцебиение плода можно выслушать при помощи стетоскопа. Начинают работать почки. Однако, у ребенка, появившегося на свет в этот срок, все еще мало шансов выжить вне утробы матери.

22 недели беременности:

Происходит  окостенение слуховых косточек, которые  теперь способны проводить звуки. Ребенок слышит маму: ее дыхание, биение сердца и голос. Начинают формироваться жировые отложения. Это период интенсивной прибавки в весе.

Легкие развиваются  настолько, что ребенок может  выжить вне утробы матери, но лишь в  условиях палаты интенсивной терапии. У таких детей возможны расстройства функционирования органов, что требует длительного нахождения в палате интенсивной терапии.

ТРЕТИЙ ТРИМЕСТР БЕРЕМЕННОСТИ

24 недели беременности:

Ребенок реагирует  как на внешние звуки, так и  на звуки, возникающие внутри матки.  Улучшаются рефлекторные движения, а движения тела становятся более сильными. Продолжают свое развитие легкие. Ребенок теперь засыпает и просыпается. Кожа становится красноватой и покрывается морщинками и тонкими волосиками. Приблизительно восемь из десяти детей, рождающихся в этот срок, выживают (в палатах ИТ) .

26 недели беременности:

Губы и  ротик становятся более чувствительными.Глазки приоткрываются и способны воспринимать свет.Характеристики мозговых импульсов сравнимы с таковыми у  доношенных детей.Около девяти из десяти родившихся на этом сроке детей продолжают жить (в палатах ИТ).

28 недели беременности: 

Легкие способны дышать обычным воздухом, но помощь медиков все еще требуется. Ребенок открывает и закрывает глазки, сосет пальчик, плачет и отвечает на внешние звуки. Ритмичное дыхание и температура тела контролируются головным мозгом (центральной нервной системой). Почти все дети, родившиеся с этими сроками, продолжают жить (с помощью медиков).

30 недели беременности:

Кожа утолщается и и розовеет. Увеличивается степень контактов между нервными клетками мозга. Примерно с этого срока ребенок быстро растет. Почти все дети, родившиеся в этот срок, выживают (с помощью медиков).

32 недели беременности: 

Ушки приобретают  свою форму. Глазки открыты во время бодрствования, а во время сна закрыты. Кожа ребенка гладкая и розовая. Почти все дети, родившиеся в этот срок, живут (только некоторым необходима медицинская помощь).

34 недели беременности:

Волосы на голове становятся шелковистыми Нарастает тонус мышц, и ребенок способен поворачивать и поднимать голову. Почти все родившиеся в этот срок дети продолжают жить.

36 недели беременности:

Легкие развиты.Развивается хватательный рефлекс.Ребенок реагирует на источник света.Почти все дети, родившиеся в этот срок, жизнеспособны.

38 недели беременности:

Рост ребенка (от головы до ягодичек) составляет 30см, а полный рост – до 50см,  вес – от 2,6 до 4кг. К моменту рождения у ребенка развиты более чем 70 разнообразных автоматических рефлекторных движений, необходимых для выживания. Ребенок достаточно развит и подготовлен к рождению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Психологическая готовность к родам.

В структуре  психологической готовности к родам  можно выделить пять основных компонентов:

  1. Телесный . Включает готовность тела как организма к родовой деятельности.
  2. Когнитивный .Включает комплекс представлений ,стереотипов и знаний о самом процессе родов ,о необходимых действиях роженицы во время родов.
  3. Эмоциональный. Представляет собой комплекс отношений ,чувств , переживаемых эмоций ,а также возможные страхи и опасения женщины по поводу предстоящих родов.
  4. Мотивационный .Это принятие женщиной решения родить.
  5. Семейный .Включает в себя восприятие женщиной комплекса взаимоотношений с мужем.

Каждую  будущую маму, конечно же, волнует  вопрос того, как пройдут её роды. Следует заметить, что глубинная  психотерапевтическая работа в этот период недопустима, потому что психика  будущей мамы очень ранима, а также  возможны негативные последствия для  развивающегося ребёночка.Очень важно доверие мамы к себе самой, мамочка должна помнить, что это также важно для формирования психологического благополучия будущего ребёночка. Помните, что с уверенной и любящей мамой ребёночек обретёт так необходимое ему ощущение безопасности.В будущих родах очень важно, чтобы женщина принимала происходящие события такими, какие они есть «здесь-и-сейчас», чтобы над будущей мамой не преобладали страхи и определённые установки.Роды – это одна из самых больших загадок природы, в них всегда присутствует момент неопределенности, поэтому составление так называемого плана своих родов чревато в дальнейшем психологической травмой, особенно для тех мамочек, которым план не удастся выполнить.Будущая мамочка, готовясь к родам, должна слушать, прежде всего, себя, а не рассказы подруг и других мамочек во дворе о своих родах. Этот опыт индивидуален и уникален для каждого. Ни в коем случае нельзя испытывать депрессивные настроения и уж тем более как бы то ни было угрызения совести за чувство страха.В подготовке к родам очень важно понять и принять любой исход родов без обвинения кого-бы то ни было. Очень часто беременные могут испытывать страх перед неудачными родами, а также страх за здоровье и жизнь ребенка, особенно, если уже был неудачный опыт.Проговаривайте образ вашего будущего малыша, если есть желание – нарисуйте, каким вы его представляете. Опыт родов у каждой женщины – уникален!Ваш страх перед родами - здоровая защитная реакция человека. Самое главное, что вам понадобится - почувствовать атмосферу доверия и безопасности от врача и того места, где вы собираетесь рожать.Вы не должны бояться, вы должны к этапу родов сформировать адекватное представление о процессе и продолжительности родов, о неограниченных и важных возможностях медицинской помощи, вы должны сформировать доверительное отношение к своему телу, сформируйте также готовность принять неизбежные и очень важные эмоции в родах и свои чувства к вашему будущему ребёночку, ознакомьтесь с физиологией родов, освойте различные техники.Идите навстречу болевым ощущениям, ведь родовые боли – это природный сигнал о нормальном течении родов, вы будете их переживать вместе с будущим ребёночком, это будет вашим совместным опытом.Существует очень много техник отвлечения от боли, почитайте о них. Они могут быть как психологического, так и физического характера.Нужно переключиться с боли на приятные ощущения. Попробуйте применить прием под названием «упаковать боль». Представьте себе боль в виде куска модельной глины, который нужно взять, скатать в маленький шарик, завернуть в бумагу и поместить в воздушный шар, который отрывается от вашего тела и уплывает в небо. Точно так же нужно поступать и с неприятными мыслями: упаковывайте их, а затем представляйте себе, как они уплывают прочь. Это упражнение особенно полезно в сочетании с очищающим дыханием во время схватки: сделайте глубокий вдох, а затем выдохните воздух вместе с болью. Во время особенно сильных схваток, а также между ними сосредоточивайтесь на ждущей вас впереди награде, а не на боли, которую нужно вытерпеть. Представьте себе, что вы наклоняетесь, чтобы помочь ассистенту принять ребенка и положить его к вам на живот, что вы даете ребенку грудь.Естественным завершением осознанной и полной светлых ощущений беременности будут роды, проходящие осознанно, под собственным контролем и с чувством радости и полного единения с ребенком.

Информация о работе Пренатальное развитие