Развитие ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:08, реферат

Краткое описание

Все современные вариативные программы объединяет главная идея - идея развития ребенка. Суть развития ребенка обусловлена его постепенным вступлением в культуру человека с помощью овладения всевозможными видами деятельности, развивая в нем способности видеть мир таким, какой он на самом деле, и взаимодействовать с окружающей действительностью имеющимися способами. Актуальность нашей работы в том, что символ не изучался достаточно глубоко как средство, и никогда не выделялся как самостоятельное средство.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3
1. Определение знака и символа, характеристика, свойства ……………4
2. Классификация знаково-символических средств ………………………8
3. Виды знаково-символической деятельности ………………………….11
Заключение …………………………………………………………………….15
Список использованных источников ………………………………………..16

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 37.02 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

1. Определение знака и символа, характеристика, свойства ……………4

2. Классификация знаково-символических средств ………………………8

3. Виды знаково-символической деятельности ………………………….11

Заключение …………………………………………………………………….15

Список использованных источников ………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Все современные вариативные  программы объединяет главная идея - идея развития ребенка. Суть развития ребенка обусловлена его постепенным  вступлением в культуру человека с помощью овладения всевозможными  видами деятельности, развивая в нем  способности видеть мир таким, какой  он на самом деле, и взаимодействовать  с окружающей действительностью  имеющимися способами. Актуальность нашей  работы в том, что символ не изучался достаточно глубоко как средство, и никогда не выделялся как  самостоятельное средство. Необходимо изучать это направление, потому что важно, чтобы еще в детстве  был шанс формировать и корректировать возможности к символизации, что  имеет немаловажное значение при  решении задач творческого характера, а также при трудных эмоционально-насыщенных обстоятельствах и при смене  основного вида деятельности. Наиболее значимое новообразование дошкольников - это сформированность представлений о самом себе как о социальном и физическом субъекте, и способность к знаково-символическому опосредованию. В психологии есть данные, которые подтверждают, что символическая картина действительности, становится системообразующей в развитии ребенка дошкольного возраста. Благодаря символам и знакам, дети легче познают окружающий мир и, в первую очередь, самого себя. Важно уделять внимание формированию тех психических функций, без которых ребенок не сумеет достичь успехов в школьном обучении (память, мышление, речь, внимание и пр.). Одним из способов развития этих психических функций и является развитие знаково-символической деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

  1. Определение знака и символа, характеристика, свойства

 

Проблема символики рассматривалась  различными науками – философией,  логикой, психологией и пр., и каждая из них определила свои аспекты в  этом вопросе. Слово «знак» употребляется  в научных трудах разнопланово: это  может быть и указатель, и метка, то есть это знак может выражать и представлять имеющиеся идеи. Знаком может быть предмет, явление, личность и событие. Это и «материально»  выявленная замена предметов и явлений  в процессе обменивания информацией в коллективе, так как главный признак знака — возможность осуществлять функцию замещения. А. Ф. Лосев определил семь значений знака, в некоторых случаях взаимоисключающих, практически не имеющих отличия от таких терминов, как выражение, символ, понятие, художественная форма, метафора и др. Из этого следует необходимость определить исходные понятия, такие как знак, символ и язык, выяснить критерии, квалифицирующие то или иное явление, предмет и действие, установить общие и специфичные свойства, которые обуславливают различие знаковых систем. В философской теории можно встретить следующее определение: «Знак — это материальный предмет (событие, явление), который выступает в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения, и используется для получения, хранения, переработки и передачи информации». В литературе, которая изучает проблему знака, выделены два понимания определения «знак». Во-первых, это широкое значение, так как сам термин «знак» является родовым аспектом в отношении своих разновидностей. Этот подход подразумевает, что любой заместитель или любой «вид выражения мысли или явления» является знаком. А виды знаков различны между собой в зависимости от характера отношения к обозначаемым объектам. Наибольшее распространение получила классификация Пирса, в ней знаки подразделяются на иконические (копии), символы (условная связь с объектом) и индексы (признаки). Во-вторых, «знак» в узком понимании является видовым понятием, как и символ. Поэтому, Л. О. Резников для репрезентации, сформированной на общем сходстве, предлагает употреблять термин «изображение», а в случае репрезентации, не полагающейся на сходства, — термин «знак». В связи с этим, Ф. Соссюру, Ж. Пиаже и другие, выделили индексы (не дифференцируемые от означаемых объектов, которые являются их частью), символы (дифференцированные от означаемых, но сохраняющие сходство с ними) и знаки (дифференцируемые от своих «означаемых», но произвольные или условные). Этот подход подчеркивает различительные черты между символом и знаком, которые определил еще Гегель: «Знак отличается от символа: последний это некое созерцание, определенность которого, по сути, является тем содержанием, которое выражает символ; и наоборот, когда речь идет о знаке как таковом, то содержание созерцания и то, знаком чего оно является, не имеют между собой ничего общего» [2, с. 9-11]. При этом под знаком понимается особый вид бытия – не физический и не идеальный. «Знак не является ни физическим телом, ни материальным носителем, без которого он невозможен». «Знак, в первую очередь, это единство означающего и обозначаемого. Поэтому он имеет двойственную природу». Основное свойство знака – это способность репрезентировать нечто иное, отличное от него самого. При этом знак, как правило, обладает устойчивым значением и сопротивляется неоднозначности его истолкований. Важным условием функционирования знака есть безусловная неизменность его понимания. Таким образом, знак, что-либо обозначая, указывает на предопределенные стороны предмета или явления, извлекая их из целостного смысла или значения. Знаки могут распознаваться исключительно объективным образом, целесообразно, в порядке знаний. Символ и символизируемое точно также различимы по своему субстрату, они имеют как внутреннюю (Э. Фромм), так и естественную (Ф. де Соссюр) связь между собой, например, в виде весов, которые символизируют правосудие. Эта связь внутренняя, так как, внешнего материального подобия между символизируемым объектом и символом не существует. Определение этой связи реализуется опосредованно, вследствие аналогий или ассоциаций. Символ объединяет в себе всевозможные виды смысла предмета или явления. Он превращается словно в центр всех смыслов, и отсюда может происходить их постепенное раскрытие. А.Ф. Лосев полагает, что символ – это обобщенная смысловая сила предмета или явления, которая при разложении на ассоциативный ряд, придает значение бесконечности отдельных предметов, чьим смыслом она является. Однако символ не просто означает бесконечное число индивидуальностей, также существует и закон их появления. Многогранность символа является и его многоплановостью. Символ может функционировать не только на одном, но и одновременно на всех уровнях действительности. В различных сферах реалий один и тот же символ может иметь разное значение. В одной и той же фигуре символ бывает как скрытым, так и явным. Его понимание напрямую зависит от сознания, которое взаимодействует с символом и позволяет субъекту проникнуть в те области бытия, которые он обозначает. Символы не разрешается грубо и прямолинейно интерпретировать. Их следует пережить, а их символический смысл нужно прочувствовать. Важная отличительная особенность символа в том, что его смыслом, в конечном счете, в любом случае выступают аспекты более высокого порядка, чем само содержание знака. Идеи и взгляды, универсальные принципы и закономерности, значения и ценности – это незримые духовные реалии, которые неподвластны нашему воображению, они неуловимы для нас сами по себе, – и осознанно символизируются. Символ – это инструмент, благодаря которому какие-либо незнакомые вещи становятся допустимыми для нашего сознания. Символы в любом случае глубоко эмоциональны, они могут настроить то психологическое состояние, с которым должны быть отождествлены. Поэтому, символы, в первую очередь, ориентированы на уникальность личностного опыта, а знаки – на фиксацию идеального содержания, доступного для большинства [1, с. 3-6].

В зависимости от усиления интереса к проблеме «знака», в литературе стал использоваться термин «язык» по отношению к естественному и искусственному научному языку, а также к средствам выражения и продуктивной деятельности человека. В термине «язык» выделяются два подхода, которые различаются между собой объектом изучения и анализированием:

1) лингвистический — это  структурно-функциональный метод  исследования языка как системы,  рассматривающий ее различные  уровни (морфология, фонетика, синтаксис  и др.), определение закономерностей,  присущих языку изнутри как  многогранной системе. Лингвистический  подход сужает объект исследования  до естественного языка, то  есть, анализируя его как язык  слов. Включение различных символов  и знаков — это только образное  использование слова; 2)   семиотический  подход заключается в изучении  свойств знаковой системы, которая  обусловлена определенным значением,  таким образом, семиотический  подход – это направленность  на изучение связи знака и  значения, где в качестве объекта  исследования берутся любые знаки.  В этом случае язык — это  «система знаков любой физической  природы, которая выполняет познавательную  и коммуникативную функции в  процессе человеческой деятельности» [2, с. 14-15].

Э. Бенвенист рассмотрел четыре аспекта, которые характеризуют любую семиотическую систему, с целью выражения ее специфики: 1) метод воздействия (на слуховые органы, зрение и пр.); 2) область действия, сфера функционирования системы (прагматическая функция знаков и символики); 3) природу и количество знаков (как производные от метода и области действия); 4) тип функционирования — отношение, которое объединяет знаки внутри системы и придает им разные функции (симультанное или последовательное выражение знаков и   пр.) [2, с. 22].

Признаки знаково-символических  средств:

• Конвенциональность знака — это условность, в соответствии с ней формируется связь между объектами - обозначающим и обозначаемым, что «выражается в том, что структура определенной сферы предметов действительности может обозначаться в разных изоморфных знаковых системах, которые детерминированы структурой этой сферы и теряют свое значение вне связи с ней».

• Произвольность — это значение широко обсуждается в современной литературе и, к сожалению, не имеет прямого содержания. Этот признак введен Ф. Соссюром в форме определяющего природу языкового знака и главного принципа для каждой системы, но, в первую очередь, для самого языка. Ф. Соссюр определил под произвольностью отсутствие должной связи «обозначающего» с «обозначаемым».

• Системность — наличие единиц синтаксиса, иерархической структуры, уровней (семантический, прагматический, синтаксический). Колоссальная продуктивность языка, возможность производить и понимать бессчетное количество новых предложений потому, что речь выстраивается по нормативным правилам грамматики, а не на заучивании различных сочетаний слов. [2, с. 25-28].

 

2. Классификация знаково-символических средств

Так как проблема классификации  знаков затронула и другие науки (философию, логику, лингвистику и  пр.), важно определить специфику  классификаций для построения психологической  типологии знаково-символических  компонентов. Л. А. Абрамян озвучил  три вида знаковых систем, различающихся  между собой способностью выполнять  одну (коммуникативную или интеллектуальную) или обе функции одновременно. А. М. Коршунов и В. В. Мантатов, определяя в своей классификации функциональность и содержательный характер знака, выделяют следующие категории: индексы (знак не отделяется от объекта), иконические знаки (копии), символы (выражение абстрактных идей и понятий в наглядно-образной форме) и языковые знаки (естественные и искусственные). А. Шаффа выдвинул три категории: словесные знаки, знаки с производной экспрессией, знаки-признаки. В свою очередь их можно разделить на сигналы (чья цель обозначить начало, изменение либо отмену деятельности) и знаки замещения (иконические и символы). М. Argyle дает собственную классификацию средствам невербальной коммуникации:

1) телесный контакт (толчки, удары);

2) дистанция между общающимися  людьми (расстояние демонстрирует  желание начать либо закончить  диалог);

3)   ориентация (угол, под  которым собеседники находятся  по отношению друг к другу);

4)   внешность (преподнести  себя);

5)   поза, положение  тела (передает межличностные отношения,  отмечает социальное положение);

6)   кивок;

7)   мимика, выражение  лица (как правило, люди желают  скрыть негативные эмоции или  отношение);

8)   жесты (с их  помощью говорящий может проиллюстрировать  те события или эмоции, о которых  он говорит, особенно если ему  недостаточно слов);

9)   взгляд (важный аспект  в передаче межличностных взглядов  и установления контактов);

10)   невербальная речь (с ее помощью можно передать  желаемое разными средствами, например, варьируя тембр голоса, ударение и ритм) [2, с. 34-35].

Наибольшее распространение  получила классификация по функциональному  критерию, созданная К. Бюлером. Он выделил три типа знаков:

1) знаки-симптомы, которые  представляют функцию выражения  (экспрессии);

2) знаки-сигналы, которые  выполняют функцию воздействия; 

3) знаки-символы, которые  репрезентируя содержание, осуществляют информационную функцию [2, с. 37].

С точки зрения психологии классификация распределяет все  имеющиеся знаково-символические  средства на два класса:

I класс — естественные  и производные от этой системы  знаки (условное обозначение «языковые»);

II класс — знаково-символическая  система, лишенная прямой связи  с естественным языком («неязыковые»).

В каждом классе выделяется ряд подклассов. Рассмотрим их подробнее.

I. Языковые:

1) естественные языки; 2) произвольные  средства — перевод языкового  звучания: азбука Морзе, дактиль; 3) произвольные средства — помета  терминов (буквенно-цифровая символика,  широко употребляемая в науке  и учебной деятельности), явлений  и событий благодаря четко  обозначенному алфавиту или синтаксису; часть из них используются  для создания «идеальной предметности»  в науке; 4) иконические средства, отражающие с помощью воспроизведения  отдельные сферы реальности, например: пиктограммы, язык жестов.

II. Неязыковые:

5) субстратно-субстанциональные средства произвольного характера, применяемые для обозначения свойств; 6) субстратно-субстанциональные, иконические средства, которые предполагают масштабную деформацию объекта, отражающие его физические и функциональные качества; 7) человеческие поступки, иконически воспроизводящие определенное реальное явление или событие с обязательным выражением отношения к ним; например, драматизация, пантомима и пр. 8) человеческие действия, условно отмечающие реальные события и выражающие прямое отношение к ним (невербальные средства коммуникации, ритуалы, обряды); 9) пространственные иконические трехмерные — воссоздание пространственными средствами определенных явлений (конструкции, макеты); 10)  пространственные иконические двухмерные — воссоздание плоскостными инструментами истинных явлений (фотографии, рисунки); 11)   пространственные произвольные трехмерные — применяются для раскрытия связей и структуры явлений в науке; 12)   пространственные произвольные двухмерные — выделяют суть в научном познании (диаграммы, схемы). Эти средства употребляются для создания «идеальной предметности» в науке и учебной деятельности [2, с. 41].

 

3. Виды знаково-символической деятельности

Специфичность применяемых  знаково-символических средств обусловливается  тем, в каких рамках и с какой  целью они употребляются. Безусловно, деятельность человека не осуществима  без употребления знаково-символических  средств. Деятельность и задачи, которые  в ней решаются, определяют употребляемые  знаково-символические средства, классифицируя  их в соответствии с прагматической функцией. В психологии существует разделение деятельности человека: общение (происходит с помощью вербальных и невербальных инструментов коммуникации, охватывающих и «социальные» коды —  отличительные знаки), учебная, игровая, трудовая, предметно-манипуляторная и  житейско-практическая деятельность. Предлагаем рассмотреть каждую из них. В общении применяются различные знаково-символические средства. Невзирая на строгий алфавит и эксплицированность синтаксиса языка, в условиях бессознательного усвоения объективная экспликация алфавита и синтаксиса не является субъективной. С объективной точки зрения, дети, правильно пользующиеся алфавитом и структурными отношениями, не способны преднамеренно определить примитивный состав языка без специальной обучающей программы. Например, слово выглядит как качество вещи — это феномен, названный «явление стекла». Практическая повседневная деятельность также употребляет широчайший спектр знаково-символических средств: это и условные знаки, и пиктограммы, и знаки вежливости, а также отдельные ритуалы и церемонии. Это достаточно открытые системы, имеющие точный и несложный набор произвольных, зачастую мотивированных средств знаков и символики. Игровая деятельность различна по своим видам, которые существуют в детской и взрослой жизни. Детская игра характеризуется индивидуальностью применяемой символики, открытостью синтаксиса и алфавита. Взрослая игра (шахматы, спортивные игры и пр.) отличается от детской глубокой степенью конвенциональности, произвольности и эксплицированности, однако между собой также есть различия по степени сложности алфавита и синтаксиса, закрытости и открытости систем и пр. Д. Б. Эльконин в детской игре отмечал двойной символизм — употребление заместителей и замещающих средств. Что касается учебной деятельности, то включая реализацию режима, объединенного с ней, коммуникативные способы, осуществляемые в школе, предполагают использование и освоение различных систем знаково-символических средств. В учебной деятельности широко применяются визуальные инструменты показа информации, например: схемы, графики, чертежи и пр. Профессиональная или трудовая деятельность, в зависимости от специализации, применяет разные, зачастую непохожие, знаково-символические системы. В научной деятельности широко применяется «идеализированная предметность», с характерной точностью алфавита, глубоким уровнем организации, структурной сложности, функциональной взаимозависимости компонентов системы, повышенной степенью конвенциональности, эксплицированности и произвольности [2, с. 42-45].

Существует два типа методик, которые направлены на изучение символической  функции: I) на замещение («стул будет  столом»); 2) на переименование («карандаш  будет молотком»). Организация второй методики проходит в три этапа: 1) дети изменяют название предмета (переименовывают  его); 2) проверка усвоения ребенком нового наименования; 3) выясняются последующие  действия ребенка с переименованным  предметом. Например: на указание «Забей гвоздь молотком» смотрим, как ребенок  начнет действовать карандашом, в  его прежней функции, несмотря на то, что он был переименован в  молоток, или в истинном назначении (рядом должны быть расположены еще  какие-либо провоцирующие объекты). На основе этих экспериментов можно  интерпретировать развитие замещения  символической функции. В случае если ребенок при условии переименования объекта взаимодействует с ним по его функциональному назначению — это поведение можно квалифицировать как не сформированный показатель замещения символической функции и наоборот. В интерпретации фактов есть две задачи: замещение и переименование; с их помощью необходимо выяснить, насколько новое обозначение влияет на функциональное использование объекта. Это любопытная задача, так как в ходе эксперимента выясняются возрастные особенности. Например, для детей раннего возраста не важно само название предмета: в любом случае ребенок будет взаимодействовать с ним так, как он воспринимается им функционально. Дети постарше охотнее воспринимают новое название, взаимодействуя с предметом уже в соответствии с его названием. Итак, задача данного эксперимента — определить, как переименование предмета влияет на его функциональное использование, однако эти результаты в разной степени характеризуют символическую функцию в следующих задачах: 1) переименование («назовем это...»), 2) замещение («это будет вместо того-то»), которые в показанных описаниях не дифференцируются [2, с. 72].

Кроме того, различают следующие  виды действий:

Моделирование — это знаково-символическая  деятельность, суть которой в получении  новой информации за счет оперирования знаково-символическими средствами, где  переданы функциональные, структурные  и генетические связи (по степени  сущности).

Кодирование — это знаково-символическая  деятельность по передаче и принятию информации, применяющая любые виды работы (в раздельных и обоих планах).

Схематизация — это  знаково-символическая деятельность, ее цель - ориентировка в реальности (выявление связей, структурирование), реализовывающаяся совместно в  обоих планах с неизменным поэлементным соотнесением реального и символического планов. Замещение — это знаково-символическая деятельность, ее цель - функциональное отражение реальности, при использовании любых методов работы.

Информация о работе Развитие ребенка