Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:09, курсовая работа
В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по мнению самих матерей, в характере или поведении ребенка.
Исследования, проведенные учеными разных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на её важность.
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ МАТЕРИ
1.1 Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»
1.2 Уровень сенсорного восприятия плода
1.3 Эмоциональный след в формировании личности ребенка
1.4 Запись информации на клеточном уровне
2. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЗА РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Департамент образования по Иркутской области
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Братский педагогический колледж № 1»
Кафедра «Педагогика и психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка
Выполнил: Щуровская Валентина Олеговна
Специальность: 050704 (дошкольное образование)
курс 4 группа 42 «Д»
Руководитель: Полынская Елена Юрьевна
Братск, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ МАТЕРИ
1.1 Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»
1.2 Уровень сенсорного восприятия плода
1.3 Эмоциональный след в формировании личности ребенка
1.4 Запись информации на клеточном уровне
2. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЗА РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по мнению самих матерей, в характере или поведении ребенка.
Исследования, проведенные учеными разных специальностей, подтверждают наличие этой взаимосвязи и указывают на её важность.
В 1982 году Андре Бертин была создана Национальная ассоциация пренатального воспитания (НАПВ). По замыслу создателей этой ассоциации она должна стать связующим звеном между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями. Создание такой организации говорит о том, что пренатальное воспитание действительно оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка после его рождения.
Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь же интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в фактически совершенное существо, обладающее определенными способностями. Например, стремлением к знанию.
По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.
В последнее время возникло даже новое направление психотерапии – перинатальная психотерапия, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Перинатальную психологию можно определить как систему лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка в антенатальном (герминальном, эмбриональном, фетальном), интранатальном и постнатальном периодах, а через психику на организмы женщины и ребенка.
Проблемой влияния условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка занимались и занимаются следующие ученые: Андре Бертин, Соколова О.А., Батуев А.С., Мухамедрахимов Р.Ж., Чумакова Н.Г., Драпкин Б.З., Пальчик А.Б., Журба Л.Т., Авдеева Н.Н. и многие другие.
Объектом данного исследования является эмоционально-личностное развитие ребёнка.
Предмет исследования – условия протекания перинатального периода.
Целью данного исследования является определение характеристики явлений и условий влияющих на эмоционально-личностное развитие ребенка в перинатальный период; выявление взаимосвязей всех условий перинатального периода на эмоциональное развитие ребенка.
Задачами исследования являются: изучение и анализ накопленных публикаций на эту тему и анализ литературы; изучение результатов исследования влияния тревожности на ребенка во время беременности.
1. ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ МАТЕРИ
1.1 Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»
Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо, мы подразумеваем под этим его формирование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному, ментальному материалу, который он получает из окружающей среды.
После рождения ребенка процесс воспитания характеризуется тремя этапами:
1. впитывание информации;
2. подражание;
3. личный опыт ребенка.
Однако в период внутриутробного развития опыт и подражание, естественно, отсутствуют. Впитывание информации в перинатальном возрасте максимально, так как оно протекает на клеточном уровне. Новорожденный уже прожил девять месяцев, впитывая в себя информацию, поступающую от матери и от внешних раздражителей (свет, тепло, холод, тряска и т.п.), которая в значительной степени сформировала базу для его дальнейшего развития.
Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка[1].
Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.
Мать является посредником между внешним миром и плодом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает окружающую мать среду напрямую, однако, оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий её мир. Это существо регистрирует, запоминает первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую[2].
Соколова О.А. провела исследование, предположив, что предпочтительное возникновение той или иной эмоциональной реакции определяется дородовым опытом. Этот дородовый опыт представляет собой воспроизведение мозгом ребенка эмоциональных состояний матери. Отсюда следовало предположение, что эмоциональные состояния матери во время беременности передаются ребенку и эти эмоциональные состояния могут стать доминирующими у ребенка уже после его рождения.
На первом этапе исследования она изучила доминирующие эмоции детей и сравнивла их с преобладающими эмоциональными состояниями их матерей в период беременности. Для этого использовался специально разработанный опросник, в котором были отражены психические состояния матери в период беременности. Для выяснения доминирующих эмоциональных состояний ребенка проводилась беседа с матерью. Обработав полученные данные, с помощью математической статистики, Соколова О.А. обнаружила существование достоверной связи между этими двумя параметрами. Таким образом, общея зависимость между эмоциональными состояниями матери в период беременности и доминирующими эмоциональными состояниями ребенка была подтверждена.
Также оказалось, что ребенку передавались содержание и характер эмоциональных состояний матери. Было выяснено, что с наибольшей вероятностью от матери ребенку передаются такие эмоциональные состояния как страх, агрессия и плаксивость.
Следовательно, можно сделать вывод о вероятности прямого научения этим эмоциям.
Далее было установлено существование зависимости отклонений в поведении ребенка от месяца беременности, в который возникло травмирующее влияние на мозг ребенка, причем наибольшее значение для формирования эмоциональной сферы ребенка, по данным ученых, имеют четвертый, пятый и шестой месяцы внутриутробной жизни, когда наиболее активно развиваются и дифференцируются мозговые структуры, которые играют основную роль в формировании эмоций.
К настоящему времени накоплена масса фактов, свидетельствующих о том, что неадекватное поведение матери во время беременности, ее эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша беспокойная жизнь, служат причиной огромного числа различных патологических состояний и отклонений у ребенка, как поведенческих, психологических, так и соматических[3].
Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.
Однако на нормальное физическое и психическое развитие плода влияют не только материнские эмоции, но и различные внешние факторы, в том числе вещества, применяемые в быту.
Например, регулярное употребление алкоголя в чрезмерных количествах хотя бы за год до беременности, может привести к задержке умственного развития плода, недоразвитости врожденных рефлексов, развитию порока сердца и почек и многим другим тяжелым, а порой и неизлечимым заболеваниям[8].
Курение более безобидно, но может привести к нарушениям в развитии тканей нервной системы и головного мозга.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на развитие плода, формирование его психики и эмоционального состояния во взрослой жизни оказывает огромное влияние эмоциональное и физическое здоровье матери во время беременности, а также образ жизни беременной женщины.
1.2 Уровень сенсорного восприятия плода
Уровень сенсорного восприятия плода описано в статье Андре Бертин «Воспитание в утробе матери».
Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями[4].
Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери[15].
Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.
На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.
Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Например, Мари-Луиза Аучер, бывшая певица, пришла к очень интересному выводу, после наблюдения за семьями профессиональных вокалистов, которые упражнялись в пении будучи беременными. Матери, имевшие сопрано, рожали детей с хорошо развитой верхней частью тела. Это свидетельствовало о раннем развитии сенсомоторной координации. Однако, дети отцов с глубоким басом появлялись на свет с хорошо развитой нижней частью тела. Они начинали рано ходить и впоследствии были неутомимы в ходьбе.
Таким образом, звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Например, если отцы часто разговаривают с плодом во время беременности, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать их голос. Это сделает более прочной связь ребенка с отцом, что самым положительным образом отразится на психическом и эмоциональном состоянии ребенка.