Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа
Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1 Понятие психологической готовности к школе 6
1.2 Эмоционально – волевая готовность как компонент психологической готовности к школе 10
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности развития эмоционально – волевой сферы 14
Психолого – педагогическая диагностика 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Развитие воли, эмоциональное развитие. Психологическая готовность в подготовке к школе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие психологической готовности к школе 6
1.2 Эмоционально
– волевая готовность как
ГЛАВА
2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
2.1
Особенности развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст в
Проблема школьной готовности
глубоко проработана в
Среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:
- когнитивная (интеллектуальная) готовность — словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), обучаемость (ориентация на зону ближайшего развития — усвоение нового с помощью взрослого);
- эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией);
- личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.
Таким образом, развитие эмоционально - волевой регуляции поведения у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена важнейшей ролью волевых процессов в формировании личности школьника, в воспитании у него активной жизненной позиции.
Цель курсовой работы: Изучение проблемы эмоционально – волевой психологической готовности детей к школьному обучению.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.
Проанализировать основные
2.
Дать определение
Объектом курсовой работы является эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению. Предметом – диагностика эмоционально – волевой психологической готовности ребенка к школьному обучению.
Метод
исследования - анализ психолого-педагогической
литературы.
Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Под
психологической готовностью к
школе понимается необходимый и
достаточный уровень
Кулагина И.Ю. выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы2.
Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Ребенок,
нормально развивавшийся в
Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? В данном вопросе имеет смысл придерживаться положений, разработанных Л.С. Выготским и его последователями Л.И. Божович и Д.Б. Элькониным.
В теоретических работах Л.И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:
широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";
мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями"3.
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника"4 . Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу5.
Фактически это - параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.
Л.С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. ...По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира"6.
С
нашей точки зрения, при исследовании
интеллекта ребенка на предмет готовности
к школьному обучению на первый план
должны выйти характеристики, необходимые
и достаточные для начала обучения
в школе. Наиболее яркой такой характеристикой
является обучаемость, включающая в себя
два этапа интеллектуальных операций.
Первый -- усвоение нового правила работы
(решение задачи и т. д.); второй -- перенос
усвоенного правила выполнения задания
на аналогичные, но не тождественные ему.
Второй этап возможен только при осуществлении
процесса обобщения.
Уровень развития обобщения, проявляющийся при определении обучаемости, желательно дополнительно исследовать и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.
Об уровне интеллектуального развития ребенка свидетельствует также и его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н.И.
Соответственно приведенному выше теоретическому пониманию психологической готовности к школьному обучению Гуткиной Н.И. разработана программа диагностического обследования, позволяющая выявить детей, не готовых к школе, хорошо готовых к школе и готовых к ней на среднем уровне7.
Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения психологической готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.
В
данном подпункте было рассмотрено
понятие психологической
1.2 Эмоционально
– волевая готовность как
Волевая готовность - умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила) .
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.