Эмоциональное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Понятие психологической готовности к школе 6

1.2 Эмоционально – волевая готовность как компонент психологической готовности к школе 10

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Особенности развития эмоционально – волевой сферы 14
Психолого – педагогическая диагностика 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие воли, эмоциональное развитие. Психологическая готовность в подготовке к школе

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          3

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Понятие психологической готовности к школе    6

1.2 Эмоционально  – волевая готовность как компонент  психологической готовности к  школе         10

     ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

     2.1 Особенности развития эмоционально – волевой сферы  14

    1. Психолого – педагогическая диагностика    15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          18

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    20 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

       Дошкольный возраст в психологии  требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже  собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой.

       Проблема школьной готовности  глубоко проработана в современной  психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени  считалось, что главным показателем  готовности ребенка к школьному  обучению является уровень его  умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка. Психологическая готовность к обучению в школе определяется общим уровнем психического развития ребенка и уровнем развития важных в учебном плане качеств. Л. С. Выготский подчеркивал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном представлении об окружающем мире, сколько в уровне развития психических, ориентированных действий, в уровне развития мотивационной сферы1.

     Среди различных параметров школьной готовности наибольшее значение имеют:

            - когнитивная (интеллектуальная) готовность — словарный запас, кругозор, специальные умения, сформированность познавательных процессов (адекватность восприятия, уровень обобщений, причинно-следственные связи, наличие развернутой фразовой речи, адекватный уровень развития тонкой моторики), обучаемость (ориентация на зону ближайшего развития — усвоение нового с помощью взрослого);

            - эмоционально-волевая готовность — адекватное ситуации эмоциональное реагирование, определенный уровень произвольности психических процессов (способность выполнять работу по инструкции и образцу, умение управлять собой, вести себя в соответствии с ситуацией);

            - личностная готовность — понимание новой социальной позиции, наличие мотивов для учения, желание учиться, интерес к учебным занятиям, умение ориентироваться на заданную систему требований, правил поведения; способность работать в группе сверстников и устанавливать контакт со взрослыми.

     Таким образом, развитие эмоционально - волевой регуляции поведения у детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем психологии. Актуальность данной проблемы обусловлена важнейшей ролью волевых процессов в формировании личности школьника, в воспитании у него активной жизненной позиции.

     Цель  курсовой работы: Изучение проблемы эмоционально – волевой психологической готовности детей к школьному обучению.

     В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

     1.  Проанализировать основные теоретические  подходы по проблеме эмоционально – волевой психологической готовности ребенка к обучению в школе;

     2.  Дать определение психологической  готовности к школе и раскрыть  ее компоненты;

  1. Изучить психологические особенности детей старшего дошкольного  возраста.

     Объектом  курсовой работы является эмоционально-волевая готовность детей к школьному обучению. Предметом – диагностика эмоционально – волевой психологической готовности ребенка к школьному обучению.

     Метод исследования - анализ психолого-педагогической литературы. 
 
 

 

      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

    1. Понятие психологической  готовности к школе
 

     Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства - психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

     Под психологической готовностью к  школе понимается необходимый и  достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

     Кулагина  И.Ю. выделяет два аспекта психологической  готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к  школе, проявляющиеся в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы2.

     Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка  была успешной, так и для его  быстрой адаптации к новым  условиям, безболезненного вхождения  в новую систему отношений.

     Под психологической готовностью к  школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

     Ребенок, нормально развивавшийся в дошкольном детстве, приходит в школу с определенным уровнем развития этих психических сфер, чего нельзя сказать о педагогически запущенных ребятах и детях с задержкой психического развития (ЗПР), не говоря уже об умственно отсталых.

     Каким же должен быть уровень развития указанных  выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению? В данном вопросе имеет смысл придерживаться положений, разработанных Л.С. Выготским и его последователями Л.И. Божович и Д.Б. Элькониным.

     В теоретических работах Л.И. Божович  основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к школе, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

     широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные "с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений";

     мотивы, связанные непосредственно с  учебной деятельностью, или "познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями"3.

     Ребенок, готовый к школе, хочет учиться  и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника"4 . Этому новообразованию Л.И. Божович придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

     Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школьному обучению, на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:

     умение  детей сознательно подчинять  свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

     умение  ориентироваться на заданную систему  требований;

     умение  внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

     умение  самостоятельно выполнять требуемое  задание по зрительно воспринимаемому  образцу5.

     Фактически  это - параметры развития произвольности, являющиеся частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в первом классе.

     Л.С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны  интеллектуального развития ребенка заключается не в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. ...По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира"6.

     С нашей точки зрения, при исследовании интеллекта ребенка на предмет готовности к школьному обучению на первый план должны выйти характеристики, необходимые  и достаточные для начала обучения в школе. Наиболее яркой такой характеристикой является обучаемость, включающая в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый -- усвоение нового правила работы (решение задачи и т. д.); второй -- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап возможен только при осуществлении процесса обобщения. 

     Уровень развития обобщения, проявляющийся  при определении обучаемости, желательно дополнительно исследовать и  другими методами, поскольку эта  интеллектуальная операция рассматривается  исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности к школе.

     Об  уровне интеллектуального развития ребенка свидетельствует также  и его речь. Плохо развитая речь обуславливается различными причинами, одной из которых является слабое развитие фонематического слуха. Неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно их пишет. Современная методика обучения чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника. С детьми неготовыми к школьному обучению, необходимо работать в группе развития по специальной развивающей методике. Подобная методика разработана Гуткиной Н.И.

     Соответственно  приведенному выше теоретическому пониманию  психологической готовности к школьному  обучению Гуткиной Н.И. разработана  программа диагностического обследования, позволяющая выявить детей, не готовых  к школе, хорошо готовых к школе и готовых к ней на среднем уровне7.

     Программа предназначена для обследования детей 6-7 лет на предмет определения  психологической готовности к школе. Методики, из которых состоит программа, позволяют дать качественную характеристику психологической готовности ребенка к школьному обучению.

     В данном подпункте было рассмотрено  понятие психологической готовности ребенка к школе. Из вышеперечисленных  определений психологической готовности ребенка к школе следует, что  это комплексное понятие, которое  включает в себя как психологическую, так и умственную и физическую готовность.

1.2 Эмоционально  – волевая готовность как компонент  психологической готовности к  школе 

     Волевая готовность - умение ребёнка действовать  в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила) .

     Эмоционально-волевую  готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

Информация о работе Эмоциональное развитие