Эмоциональное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 20:55, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст в психологии требует к себе особого внимания, а возраст, когда ребенок уже собирается в школу – еще большего внимания. В этом возрасте ребенок имеет массу изменений, не только внешнего плана, но прежде всего внутреннего, дающих понять как родителям, так и психологу свою исключительность. Это и период перехода от одной ступени развития к другой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

1.1 Понятие психологической готовности к школе 6

1.2 Эмоционально – волевая готовность как компонент психологической готовности к школе 10

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Особенности развития эмоционально – волевой сферы 14
Психолого – педагогическая диагностика 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается  перед необходимостью преодоления  возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

     Л.С. Выготский считал волевое поведение  социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л.С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника. Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической8.

       Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

     К началу школьного обучения у ребенка  процессы возбуждения преобладают  над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации  и торможении деятельности ребенка. У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

     У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков).

     д) готовность к общению

     Коммуникативная готовность - наличие произвольно-контекстного общения с взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками.

     Необходимым условием формирования гармонически развитой личности является взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение, опосредованное речью, выступая, с одной стороны, в качестве условия гармонизации личности, одновременно является и средством достижения целей личности, и способом его жизнедеятельности.

     В дошкольном возрасте происходит интенсивное  формирование начальных форм таких  фундаментальных понятий, как пространство и время, изменение и развитие, количество и качество, представления  о себе и других людях, зло и  добро и др. У дошкольников формируется своеобразная субординация начальных понятийных форм.

     Категориальная  структура мышления влияет на глубину  и широту W взаимодействия ребенка  с окружающим миром, определяет его  отношение к этому миру, общий  подход к рассмотрению и анализу  действительности.

     Проблема  развития способности к общению  стала особенно востребованной обществом  в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие  требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Одна из основных претензий, предъявляемых школой к качеству подготовки ребенка в ДОУ, заключаются в неумении ученика выразить свою мысль словами, в его неспособности имеющиеся знания передать вербально.

     Этот  компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

     С первого дня школы от детей  ожидают усвоения сложных социальных правил, регламентирующих отношения  в классе. Отношения с одноклассниками  заключаются в нахождении баланса между сотрудничеством и соперничеством, отношения с учителем состоят из компромисса между независимостью и послушанием. В связи с этим уже в дошкольном возрасте начинают приобретать важное значение нравственные мотивы, среди которых наиболее важны следующие: сделать приятное, нужное людям, принести пользу, сохранить положительные взаимоотношения с взрослыми, детьми, а также познавательные интересы, в том числе к новым видам деятельности. 
 
 

 

      ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 
 

     2.1 Особенности развития эмоционально  – волевой сферы 

     Особенности эмоций:

эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная  выраженность в

поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения. Индивидуальный эмоциональный статус.

      Особенности волевой регуляции:

волевая регуляция и саморегуляция в  заданной деятельности.

Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. Работоспособность, инициативность.

     Особенности развития мотивационной сферы личности ребенка:

     1. особенности мотивации отношения  к школьному обучению:           интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания.

     Интерпретация собственного отношения к школьному  обучению. Осознанность мотивов школьного обучения.

     До  начала психологической диагностики  психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.).

     Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу.

     Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком.

     В процессе обследования необходима спокойная  доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.  

    1. Психолого – педагогическая диагностика
 

     Эмоционально  – волевая сфера диагностируется при помощи  модификации цветового теста Люшера-Дорофеевой            

     ЦЕЛЬ: определить по функциональному  состоянию ребенка его эмоциональный  статус.

     ОБОРУДОВАНИЕ: 3 конверта с тремя  одинаковыми наборами квадратов  размером 3х3 см красного, синего и зеленого цвета. Стандартный лист машинописной бумаги или белого картона в качестве планшета.

     ИНСТРУКЦИЯ И ПРОЦЕДУРА: испытуемый  выкладывает цветные квадраты  на белом планшете в любом порядке.

Задание выполняется 3 раза подряд.

Тестирование проводится 5 раз за 3 дня.

1. Экспериментатор  берет любой из конвертов с  квадратами.

- Положи  квадраты друг за другом. Сначала  положи квадрат того цвета,  который тебе больше всего нравится.

- Затем  положи квадрат того цвета,  который тебе тоже нравится.

-Теперь  положи последний квадрат.

2. Берется  следующий конверт.

- А теперь  разложи все сам так, как  тебе хочется.

В протоколе  заполняется строка 2. Квадраты убираются.

3. Берется  последний конверт.

- А теперь  разложи эти квадраты.

В протоколе  заполняется строка 3.

Действия  ребенка фиксируются в протоколе.

 Время тестирования не более 1 минуты.

     ОБРАБОТКА: в протоколе показывается 3 ряда чисел. Анализ и интерпретация результатов проводятся по таблице по второму числовому ряду, так как выбор первого ряда может быть связан с ориентировочной

реакцией  ребенка, а третьего - с адаптацией.

Повторяемость функциональных состояний может  свидетельствовать об их

устройстве, они дифференцируются по уровням.

Повторяемость состояний Уровень устойчивости

5 раз                                                             I

4 раза                                                   II

3 раза                                                   III

2 раза                                                   IV

1 раз                                                              V 

Диагностика уровня волевой регуляции 

     ЦЕЛЬ: определение уровня волевой  регуляции в структуре монотонной  деятельности.

     ОБОРУДОВАНИЕ: тестовый бланк, на  котором в один ряд нарисованы  контуры 15 кружков размером в однокопеечную монету, фломастер.

     ИНСТРУКЦИЯ: закрась эти кружочки  аккуратно, не выходя за контур.

     ПРОЦЕДУРА: -Как нужно работать? - Аккуратно. - Начинай!

При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как  только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы.

При групповой  организации можно попросить  закрасить все кружки, но при

обработке результатов учитывать те, которые  предшествовали первому, небрежно закрашенному.

     ОБРАБОТКА:  I аккуратно закрашенный кружок - 1 балл. Максимальное

количество  баллов - 15.

Выделяется 5 уровней волевой регуляции:

I - 15 баллов

II - 14-11 баллов

III - 10-7 баллов

IV - 6-4 балла

V - 3 и  менее баллов

Диагностика мотивационной готовности ребенка  к школе 

                         (Диагностическая беседа)                        

     ОБОРУДОВАНИЕ: бланк протокола-теста

- Как  тебя зовут?

- Назови  свою фамилию.

- Ой, какой  ты взрослый!

- Скоро  пойдешь в школу?!

Информация о работе Эмоциональное развитие