Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:32, реферат
«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Каждый человек индивидуален и имеет свои психологически-личностные особенности, которые созидают его мировоззрение, формируют критерии и влияют на видение мира.
Введение
Теоретические подходы к понятию личностного роста
Тренинги личностного роста
Личностный рост и здоровье
Личностный рост и личностное развитие
Тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста
Тренинги личностного роста и проработка проблем прошлого
Программа личностного развития AmAre
Содержание
Введение
«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Каждый человек индивидуален и имеет свои психологически-личностные особенности, которые созидают его мировоззрение, формируют критерии и влияют на видение мира.
С личностным потенциалом очень тесно связаны такие понятия как независимость, внутренняя раскрепощенность, осмысленность жизни, стойкость в нестандартных ситуациях, готовность к изменениям, открытость для новой информации и многое другое. Очевидно, что все перечисленные показатели являются звеньями одной цепочки и дополняют одно целое.
Личностный рост не тождественен выраженности личностных свойств, достижений, навыков, умений и пр., что не исключает наличия взаимосвязи между ними. Личностный рост, как результат становления, связан с понятием психологического возраста, но не равнозначен ему.
Определение роста как результата личностного становления – это процесс сравнения особенностей субъекта с неким эталоном. Сложность изучения человека в рамках психологии заключается в отсутствии и невозможности создания универсальных норм и ступеней развития.
Характерная особенность личностного роста, как и многих процессов роста, заключается в том, что в обычных условиях его наблюдение недоступно ни для окружающих (в силу низкой скорости процесса, и того, что большая часть процессов изменения не проявляется непосредственно и имеет скорее глубинный, внутренний характер), ни для растущего субъекта (о чем будет сказано ниже).
Личностный рост имеет разные масштабы: он может быть улучшениями внутри личностной нормы, а может быть выходом за нее. Как метафора: человек был больной - выздоровел, но пока очень худой и слабый. Это не личностный рост, а выздоровление. Теперь, худенький окреп и поправился: это личностный рост, но внутри нормы. Он стал как все, но среди лучших. Потом человек занялся спортом и по показателям стал существенно выделяться, стал отличным от большинства.
Когда происходят личностные, а не только физические изменения в человеке, то изменения внутри личностной нормы - это малый личностный рост. Был человек категоричным, вспыльчивым, обидчивым, не чувствовал партнера - когда ликвидировал эти недостатки и стал вполне приличным, у него произошел личностный рост. Но он остался внутри большинства, он остался среди многих.
Как правило, такой - малый личностный рост происходит параллельно процессу гештальт-терапии и подобных систем. См. Техники сдерживания
Если же он приобрел лидерские качества, научился работать с собой самостоятельно, приобрел неуязвимость от ударов жизни, если он гарантировано защищен от депрессии и алкоголизма, если это стало в принципе несовместимо с его образом жизни - похоже, такие его особенности выделяют из нормативного большинства, это выход за пределы нормы, это большой личностный рост.
Как правило, большой
Таким
образом, личностный рост представляется
нам неким абстрактным
Главный
психологический смысл ЛР — освобождение,
обретение себя и своего жизненного
пути, самоактуализация и развитие всех
основных личностных атрибутов. А взаимодействие
личности с собственным внутренним миром
в целом не менее значимо, нежели с миром
внешним. Принципиально важным для человека
является также признание и уважение его
внутреннего мира другими людьми. То есть
полноценный ЛР возможен только в том
случае, если интраперсональность не будет
подавляться интерперсональностью и если
между всеми тремя вершинами “треугольника
развития” не будет борьбы или пренебрежительного
игнорирования, а будет конструктивное
сотрудничество, диалог.
Теоретические
подходы к понятию
личностного роста
Гуманистический
подход
Созидательное начало человека, находится во внутреннем его мире, в котором изначально заложен мощный потенциал, главная движущая сила жизни и развития человека — стремление к росту, к раскрытию способностей и усилению возможностей, к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом "тенденцией к актуализации". Для личности определяющие отношения — именно с внутренним миром, с самим собой.
Личностный рост — это освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация. Принципиально важным для человека является признание и уважение его внутреннего мира другими людьми. Это является одним из необходимых условий, при которых в человеке актуализируется процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости.
Критериями зрелой личности являются:
Принятие себя. Осознанное отношение к своим недостаткам и ошибкам. Доброжелательность, терпимость, уважение и любовь к себе. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как "личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору" (Карл Роджерс), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму ("цельный организм может быть — и часто является — мудрее, чем его сознание". Роджерс К). Личность, принимающая себя, более способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это связано с "основополагающим доверием к человеческой природе" и чувством глубинной сущностной общности между людьми.
Открытость внутреннему опыту переживаний. Чем более сильная и зрелая личность — тем более она свободна от искажающего влияния психологических защит и способна прислушаться к этой
внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и "жить настоящим".
Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли и т. д.); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности и других людей. Лучше понимающие себя люди способны вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии.
Ответственная свобода. Ответственность за осуществление своей жизни именно как своей, осознание и принятие своей свободы. Это также означает ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И это ответственность за то, чтобы остаться верным себе. Ответственная свобода по отношению к себе ведет к стремлению строить конструктивные социальные взаимоотношения. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия .
Целостность – завершенность, цельность и собственно закономерность. Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое. Понятие целостности вбирает в себя понятие идентичности. Идентичность - отвечает на вопрос кто Я? Целостность означает просто готовность не нарушать свою идентичность ни одним из возможных способов, т.е. глубокая приверженность видению себя и своих ценностей.
Динамичность. Личность существует в постоянном, непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность — это непременно становящаяся личность, т. е. рост личности есть способ ее существования. Важнейший критерий личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и "скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель" (Роджерс К). Важнейшее качество зрелой личности — готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя "умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности".
Интеллект.
Понимание.
Роджерс выделяет три типа понимания, которые встречаются у психологически зрелых людей при восприятии реальности. Это субъективное понимание, объективное понимание и межличностное понимание.
Субъективное понимание наиболее важно, оно включает в себя осознание человеком, кого он любит, ненавидит, презирает или от какого события или переживания он испытывает удовольствие. Человек улучшает качество субъективного понимания, находясь в более тесной связи со своими внутренними эмоциональными процессами. Стоит человеку прислушаться к своему «внутреннему голосу», как он начинает замечать, что при одном типе поведения лучше себя чувствует, чем при другом. Объективное понимание дает возможность протестировать гипотезы, проверить предположения и догадки, опираясь на внешнюю информацию.
Третья
форма понимания —
Последняя характеристика полноценно функционирующей личности — вера в свои внутренние побуждения и интуитивную оценку,постоянно растущая уверенность в собственной способности принимать решения. Доверие к самому себе.
В рамках психотерапевтического процесса дальнейшее развитие личности, по Роджерсу, происходит в условиях искренности, прозрачности чувств, теплого принятия и высокой оценки другого человека, видения терапевтом мира клиента и понимание его и т.д. Именно в данных условиях "индивид будет воспринимать и понимать свои качества, которые прежде были им подавлены, обнаружит, что становится более цельной личностью будет более самоуправляемым и уверенным в себе, станет человеком с более выраженной индивидуальностью, способным проявлять себя, будет лучше понимать и принимать других людей, будет способен успешно и спокойно справляться с жизненными проблемами"
В
теории Абрахама Маслоу сущность человеческой
природы также позитивна. Однако, по собственному
выражению Маслоу, человек сейчас отошел
в своем развитии от сильных инстинктов,
ему трудно познать и прочувствовать свою
внутреннюю природу. Главным условием
развития взрослого человека Маслоу считал
удовлетворение дефицитарных потребностей.
Только в этом случае перед ним встают
"настоящие проблемы" (собственно
человеческие, экзистенциальные проблемы,
решения которых не существует) и исчезают
мнимые. То есть самоактуализация – это
не отсутствие проблем, а переход от мелких
или мнимых проблем к проблемам реальным.
Только таким путем, через, принятие всех
слабостей человеческой природы, человек
обретает метапотребности. Фактически
эти метапотребности не возникают ниоткуда,
они находятся в свернутом виде всю жизнь
человека, но могут обнаружиться только
при удовлетворении дефицитарных потребностей.
Результатом развития Маслоу видел такой
уровень бытия личности, который он назвал
самореализацией. Для нее характерны ряд
черт, таких как креативность, непосредственность,
принятие себя и природы, мистические
переживания и т.д. Движущей силой развития
является тенденция к самоактуализации.
Личностный рост в теории Маслоу, на наш
взгляд это тот вектор развития от удовлетворения
дефицитарных потребностей, принятие
собственной природы и обретение мотивов
роста, - метапотребностей – к самоактуализации.