Личностное развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 21:32, реферат

Краткое описание

«Личностный рост» — понятие психологии, изначально было сформулировано в рамках гуманистической концепции К. Роджерса и А. Маслоу, однако в настоящее время широко используется и другими психологическими направлениями. Представление о личностном росте основывается на позитивном видении изначальной природы человека и возможности развития внутреннего потенциала. Каждый человек индивидуален и имеет свои психологически-личностные особенности, которые созидают его мировоззрение, формируют критерии и влияют на видение мира.

Оглавление

Введение



Теоретические подходы к понятию личностного роста



Тренинги личностного роста

Личностный рост и здоровье

Личностный рост и личностное развитие

Тренинги конкретных навыков и тренинги личностного роста

Тренинги личностного роста и проработка проблем прошлого

Программа личностного развития AmAre

Файлы: 1 файл

личностное развитие.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

     Экзистенциальный  подход 

     Экзистенциальный  подход В. Франкла и Дж. Бюджентала придерживается более осторожного взгляда на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека. Экзистенциалисты утверждают, что сущность людей состоит в их способности постоянно переопределять себя через выбор, который они делают. экзистенциалисты придерживаются той точки зрения, что каждый из нас в первую очередь сам отвечает за то, что он есть и чем он становится. Мы не можем свободно выбрать свою судьбу, имея шанс лишь для того, чтобы свести воедино абстрактное «могу» с конкретным «хочу». В то же время даже отказ от ответственности и попытка избежать выбора в конечном итоге также оказывается нашим собственным выбором. От ответственности за свое «я» нам не уйти, как не уйти от самого себя. 

     Психоаналитический  подход 

     В теории К.Г. Юнга, конечная жизненная  цель – это полная реализация "Я", становление единого, неповторимого, целостного индивида. В основе развития личности лежит некое предназначение (собственный закон, голос глубин), тот иррациональный фактор, который  неизбежно, "фатально толкает к  эмансипации от стада с его  проторенными путями". Данное предназначение разворачивается, если человек сознательно, осознанным моральным решением выбирает свой путь. "Это трагично, но логично. Это естественно" - пишет сам Юнг. Движущим элементом развития в этой концепции является индивидуация - динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. Итог осуществления индивидуации есть самореализация.

     Теория  Альфреда Адлера также интересна  для рассмотрения в этой связи. В  основе развития человека лежит чувство  собственной неполноценности. Данное обстоятельство драматично переживается человеком и рождает в нем  стремление к превосходству, которое  и является главной силой самоосуществления  личности. Эта "великая потребность  возвысится" от минуса к плюсу, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело  встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. На пути реализации этого стремления личность подчиняет свое поведение самим собой поставленным целям. Данное явления в теории Адлера носит название фикционный финализм. Важным моментом в развитии является неотъемлемое свойство человека – творческое "Я". Это то свойство, позволяющее человеку активно формировать собственную жизнь.

     Достаточно  распространена позиция (бихевиоризм  и большинство подходов в советской  психологии), согласно которой у  человека природной сущности нет, он изначально представляет собой нейтральный  объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком «сущность». В данном подходе  о личностном росте в точном смысле говорить затруднительно, можно говорить скорее о возможности личностного  развития. 

     Тренинги  личностного роста 

     Нередко тренинги личностного роста относят  к психотерапевтической деятельности. В этом есть определенный резон, но в целом это не верно.

       Карл Роджерс считал принципиальным тех, кто приходил к нему на занятия, называть клиентами, а не пациентами, подчеркивая, что он занимается не лечением. Когда Карл Роджерс занимался с группами студентов, развивая их веру в себя, это был определенно их личностный рост, но никаким образом не психотерапия.

     Если  врач вам прописал свежий воздух, не напрягаться и побольше гулять - это рецепт общеоздоравливающих процедур. Это между собственно лечением и здоровым образом жизни, это может и прописать врач, и осуществлять любой человек без медицинского образования на уровне здравого смысла.

       Так же и тренинги личностного роста - их нередко действительно проводят в психотерапевтическом формате, но изначально тренинги личностного роста создавались для работы со здоровыми людьми и были направлены на рост личности, а не на ее лечение.

     Личностный  рост происходит в двух основных формах - пассивной и активной. В пассивном  личностном росте интеллект и  психологическая культура растут естественно, так же как растет тело человека.

     В активном личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели - после чего человек  самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки.

     При этом, два основных формата личностных тренингов - это тренинги, способствующие пассивному (естественному) личностному росту, и тренинги активного личностного роста.

     Тренинги, способствующие пассивному (естественному) личностному росту оздоравливают и укрепляют личностный потенциал, снимают мешающие росту и развитию личности блоки. В таких тренингах ведущий не может задавать или определять, что должно с вами происходить, куда и как ваша личность будет расти. Естественный личностный рост определяется только внутренними программами (ядром) личности, роль ведущего только в том, чтобы создать для этого роста наилучшие условия.

     На  тренингах активного личностного  роста автором новых личностных ростков и других личностных изменений  является сам человек, поставивший  себе такие задачи. В реальности, впрочем, не менее важна роль тренера: ты выбрал тренера, теперь тренер работает с тобой.

     В строгом понимании тренинг активного  личностного роста занимается трансформацией личности на уровне Я, уровне самоидентификации. 

     Личностный  рост и здоровье

      

     Понятие «Личностный рост» имеет отношение  только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности - в строгом смысле выздоровление, а не личностный рост. Это психотерапевтическая работа, а не тренинги личностного  роста. Однако в тех случаях, когда  психотерапия убирает барьеры на пути личностного роста, она на эту цель работает также.

     Субъективные  ярлычки работы в психотерапевтическом формате: «душевная боль», «ощущение  несостоятельности», «расстроенность», «обида», «слабость», «проблема», «нужна помощь», «избавиться».

     Субъективные  ярлычки работы в формате личностного  роста: «поставить цель», «решить задачу», «найти лучший способ», «проконтролировать результат», «развить», «поставить навык», «выработать умение», «желание, интерес».

      

     Личностный  рост и личностное развитие

      

     Если  исходить из того, что рост, в отличие  от развития, происходит сам, изнутри, то вошедшее в классику понятие «тренинги  личностного роста» есть мина и западня. Тренинги обычно рекламируют себя как  то, что «дает быстрый эффект», но нормальный рост всегда медленный  и постепенный, главное требование к росту — не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении».

     На  тренингах можно стимулировать  личностный рост, но скорость всегда будет  задаваться внутренними возможностями  личностями, а не усилиями тренера. Если мы посадили огурец, мы можем поливать росток и подкармливать почву, но тянуть росток вверх — бессмысленно, и волшебной палочки, чтобы росток огурца вырастал за день — не создано. Ни в отношении огурцов, ни в отношении человека.

     Описывая  существующую тренинговую практику, точнее и правильнее было бы говорить не о тренингах личностного роста, а о тренингах личностного развития. Однако, скорее всего, скорректировать терминологию уже не удастся, и необходимо только отдавать себе отчет в том, что действительно происходят на тренингах личностного роста: не личностный рост, а личностное развитие.

      

     Тренинги  конкретных навыков  и тренинги личностного  роста

      

     Тренинг, развивающий узкие, конкретные навыки (печатание на клавиатуре вслепую, вождение машины, правильную раскладку товаров), является обычным навыковым тренингом, но не тренингом личностного роста. Если же на тренинге человека учат «выключать голову» и, якобы, принимать собственные решения, вырабатывают навык черно-белого отношения к жизни и решения проблем путем вовлечения, развивают этот навык, это уже не обычный навыковый тренинг, а тренинг личностного роста. Данные универсальные навыки меняют личностный потенциал человека, открывают ему "богатую" жизненную перспективу.

     То  же касается тренингов, передающих знания, работающих с состояниями и убеждениями. Если тренинг решает только конкретные, ситуативные задачи, не развивает  личностный потенциал — данный тренинг  не является тренингом личностного  роста. Если же тренинг дает человеку самоуверенность, влюбленность в себя, надолго создает состояние эйфории (депрессии) и неадекватного восприятия реальности, снимает конструктивно-ограничивающие убеждения, учит вовлечению — это личностный рост.

     Тренинги  личностного роста развивают  личностный "потенциал", дают эзотерические  знания и вырабатывают навыки универсального, без учета специфики конкретной ситуации, действия, для решения  жизненных задач. Открывают богатую  жизненную перспективу, только в  сознании индивида, подвергшегося воздействию  техник, применяемых на тренингах, к  реальности, порой, не имеющей никакого отношения.

       

     Тренинги  личностного роста  и проработка проблем  прошлого

      

     Личность (по методу Мэрилин Мюррей) состоит из пяти жизненных аспектов: физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и социального. Именно во всех этих аспектах должен совершаться рост. Сбалансированный рост в данных сферах и будет составлять Личностный Рост человека. Но, как было замечено исследованиями специалистов, есть проблемы которые если не решать, то личность не будет развиваться, а следовательно и качество жизни будет ниже чем могло бы быть если бы человек устранил это проблемы. Есть тренинги, которые учат "как перепрыгнуть" данные проблемы. И это эффективно, но не на долго. Что бы достигнуть долгосрочного, постоянного результата перемен, чтобы процесс личностного роста достиг максимума - необходимо разбираться с проблемами прошлого. Именно заблокированные болезненные чувства, оставшиеся после пережитых в прошлом травм, насилия, депривации - мешают реализоваться нашему потенциалу,стать тем, кем были задуманы. Не проработанные болезненные чувства лишают человека наслаждения жизнью, заставляют держаться в обиде и/или в открытой агрессии, приводят к зависимостям, таким как алкоголизм, наркомания, игромания, сексоголизм и другие. Решение данной проблемы заключается в проработке травм прошлого. Тренинги направленные на проработку травм прошлого - являются самыми эффективными тренингами личностного роста.

      

     Программа личностного развития AmAre

      

     Программа личностного развития AmAre была разработана Фрэнком Ра, итальянцем по происхождению, который провел большую часть своей жизни путешествyя по всему миру, исследуя различные стили жизни и способы быть счастливым. Он начал вести блог Amareway.org, где соединяет итальянский образ жизни с Дхармой и психологией. AmAre – это акроним для счастливой жизни, которая характеризуется следующим образом:

      

     A – Acquisire consapevolezza e Accettare (сознающий и признающий)

      

     M – (essere) Motivati (mотивированный)

      

     A – (esseri) Attivi e Attenti (aктивный и внимательный)

      

     R – (essere) Risoluti e Rispettosi (настойчивый и уважительный)

      

     E – Equilibrare l’alimentazione ed Esercitarsi (питающийся правильно и выполняющий физические упражнения) 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

  1. Роберт  Фрейджер, Джеймс Фэйдимен Теории личности и личностный рост – 2002
  2. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности СПб., 1997, С.38-46.
  3. Д. М. Рамендик. Личность и  личностный рост
  4. Н.И. Козлов. Тренинги и личностный рост
  5. Электронная энциклопедия «Википедия»
  6. Энциклопедия практической психологии «Психологос»

Информация о работе Личностное развитие