Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:03, курсовая работа
Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес к понятию личности заметно возрос в связи с тем, что в обществе на смену научно-технической парадигмы пришла гуманитарная парадигма, в центре изучения которой находится человек, его личность, его интересы.
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.
Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
1.1 Понятие личности в общей психологии
1.2 Возрастные особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Классификация нарушений речи
1.4 Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур
2.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»
2.4 Тест Розенцвейга
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм
Глава III. Количественный и качественный анализ результатов изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи/в норме
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
заочной формы обучения
специальности «Специальная психология»
Кумашевой А. В.
Научный руководитель:
Пешкова Н.А.
Содержание
Введение……………………………………………………….
Глава I. Теоретические основы изучения
особенностей личностного развития ребенка
старшего дошкольного возраста в общей,
возрастной и специальной психологии.………………………………………….……
1.1 Понятие личности в общей психологии…………………………….7
1.2 Возрастные особенности
развития личности детей старшего дошкольного
возраста…...……………...…………………………
1.3 Классификация нарушений речи……
1.4 Возрастные и психологические
особенности развития личности
детей старшего дошкольного
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи……………….................39
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн …………………….....39
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур..…40
2.3 Рисуночный тест
«Несуществующее животное»……………
2.4 Тест Розенцвейга …………………………………
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм …………….…..46
Глава III. Количественный и качественный анализ
результатов изучения личностного развития
детей старшего дошкольного возраста
с нарушением речи/в норме…………………………………………………………..…
3.1 Результаты методики №1………………………………………...….47
3.2 Результаты методики №2……………………
3.3 Результаты методики №3………..…………………………………..49
3.4 Результаты методики №4……...…………………………………….51
3.5 Результаты методики №5…...……………………………………….53
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение………………………………………………..
Введение
Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес
к понятию личности заметно возрос
в связи с тем, что в обществе
на смену научно-технической
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.
Проблемами развития личности ребенка на различных возрастных этапах занимались многие ученые: Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, З.М. Истомина, М.В. Гамезо, А.Ф. Ануфриев, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Асмолов, А.В. Батаршев и др.
Однако, не всегда развитие личности протекает в норме. Нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие.
Например, нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на развитие личности ребёнка, формировать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Ведь речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Именно в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Вместе с тем, различные речевые расстройства имеют значительное распространение во всем мире, что подчеркивает актуальность данной темы. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребёнком окружающей действительности.
В данной работе рассматривается вопрос о влиянии речевого дефекта на развитие личности на конкретном возрастном этапе – у детей старшего дошкольного возраста. При этом будем опираться на авторов, сделавших огромный вклад в развитие возрастной и специальной психологии, а именно, на Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, на работы Г.М. Гриншпуна, В.С Мухиной, А.А. Потебня, Т.Н. Волковской, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, а также В.А. Калягина, О.В. Правдиной, М.Е.Хватцева.
Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием недостаточно изучены. Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы В.М. Шкловского, В.И. Селиверстова, Л.А. Зайцевой, Г.А. Волковой и некоторых других.
Цель работы - изучение личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Объект - личностная сфера дошкольника.
Предмет – особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, заключающаяся в том, что развитие личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи имеет специфические особенности таких ее составляющих, как образ Я, самооценка и воля, нравственность и поведение.
Задачи:
1. Изучить теории личности в зарубежной и отечественной психологии.
2. Особенности психического развития дошкольников в норме и с нарушением речи.
3. Подобрать методики для диагностики личностного развития детей дошкольного возраста.
4. Провести качественный,
количественный анализ
Основным методом исследования является теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблемам исследования, качественный и количественный анализ результатов диагностики.
Глава I. Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии
1.1 Понятие личности в общей психологии
Вопрос о том, что такое личность, какого человека можно назвать личностью – один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии – практически для всех отраслей гуманитарного знания [23, с. 82].
В психологии понятие личности является одним из основополагающих. Личность, - писал С.Л.Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку психики человека в целом. Все психические процессы составляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни»[25, с. 144]. С другой стороны, - подчеркивал он, - и все «и все психические процессы…протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее[там же, с. 145].
С. Р. Немов дает такое определение понятию личности: «Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих» [21, с. 124] .
Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей [21, с. 126] .
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.
Характеризуя основную тенденцию психического развития, Л. И. Божович писала, что смысл всего онтогенетического развития заключается в том, что ребенок постепенно становится личностью [6, с. 38].
Л.И. Божович характеризует личность как целостную психологическую структуру, возникающую в процессе жизни в воспитания и выполняющую определенную функцию во взаимоотношениях человека с окружающей средой. По мере становления личности человек постепенно освобождается от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды, что позволяет ему сознательно видоизменить как эту среду, так и самого себя.
Становление личности рассматривается Л.И. Божович как обретение индивидом свободы, как превращение его в субъекта своей жизнедеятельности. «Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от непосредственного влияния окружающей среды и превращении его в активного преобразователя и этой среды, и своей собственной личности»[там же, с. 40].
Личность, по мысли Л.И. Божович, требует целостного подхода к своему рассмотрению. Обречены на неудачу те исследования, — считает Л.И. Божович, — которые рассматривают личность как совокупность отдельных свойств и качеств. Нужно как раз обратное: рассмотрение каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом [там же, с.44]. Это обусловливается тем, что «формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо одной ее стороны — рациональной, волевой или эмоциональной. Личность — это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития» [6, с. 48].
По мнению А.Ф. Лосева, личность есть "осуществленная интеллигенция", это сложнейшее сочетание субъективного и объективного [4, с. 44].
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов [21, с. 144].
Информация о работе Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи