Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес к понятию личности заметно возрос в связи с тем, что в обществе на смену научно-технической парадигмы пришла гуманитарная парадигма, в центре изучения которой находится человек, его личность, его интересы.
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.

Оглавление

Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
1.1 Понятие личности в общей психологии
1.2 Возрастные особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Классификация нарушений речи
1.4 Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур
2.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»
2.4 Тест Розенцвейга
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм
Глава III. Количественный и качественный анализ результатов изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи/в норме

Файлы: 1 файл

курсовая¦2_Кумашева.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Паша Б. имеет адекватные самооценки по показателям «счастье», «любят ли тебя в классе», «внешность». По показателям «ум» и «успеваемость» - заниженную  самооценку. По показателям «здоровье» и «старательность» - завышенную  самооценку.

Даша К. по показателям  «здоровье» и «любят ли тебя в группе» имеет самооценку ниже адекватной,  по показателю «ум», «старательность» и «счастье» - адекватную самооценку и по остальным показателям -  завышенную  самооценку.

Егор С. имеет заниженные самооценки по показателям «ум», «успеваемость» и «любят ли тебя в группе». По показателям «здоровье», «внешность», «счастье» и «старательность» - адекватную  самооценку.

Отмечая, как бы вы хотели, чтобы эти качества были развиты, все дети по всем показателям  поставили  «черточку» на наивысший уровень.

Итак, трое испытуемых (Игорь  А., Паша Б., Даша К.) имеют  заниженные,  адекватные и завышенные самооценки по разным показателям. Один ребенок  имеет как отрицательные, так  и адекватные самооценки по всем показателям.

При проведении эксперимента дети с нарушениями речи отличалось нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах.

 

 

3.2 Методика №2. Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур

 

Обработка результатов показала следующее.

 

Результаты  изучения типа самооценки

Респонденты

Выбранная ступенька

Тип самооценки

Игорь А.

6 ступень – самые  хорошие дети

завышенная

Паша Б.

4 ступень – средние  хорошие дети

адекватная

Даша К.

3 ступень – средние   плохие дети

адекватная

Егор С.

2 ступень  - средние  плохие дети

заниженная


 

Итак, заниженной самооценкой  обладает 1 ребенок, завышенной также – 1 испытуемый, адекватную самооценку имеют 2 ребенка. Таким образом, нужно отметить, что необходима работа, направленная на формирование адекватной самооценки у детей с завышенной и заниженной самооценкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика №3. Проективная методика

« Рисунок несуществующего животного»

Анализ рисунков дал  следующие результаты.

Егор С. обладает заниженной самооценкой (рисунок прижат к нижней части листа), неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Также наблюдается тенденция к рефлексии, к размышлениям, боязнь активности (голова повернута влево), эмоциональная зависимость, скованность, наличие депрессии, подавленности, угнетенности, вербальная защитная агрессия (рот с зубами у животного), любознательность, желание участвовать как можно в большем числе дел окружающих. Также Егора С. характеризует некая астеничность организма (примитивный контур), замкнутость, конкретная установка при ориентировке и адаптации( название «Ушистик»). Повышенная заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе (большие уши).

У Паши Б. наблюдается адекватная самооценка,  эгоцентризм (голова в положении «анфас»), значимость мнения окружающих о себе. Для завоевания положительной оценки испытуемый пребывает в веселом настроении. Характерна чувственность, подчеркивание своего пола. Также имеется тенденция к спонтанной или защитно-ответной агрессии( когти на руках и ногах, а также подобие автомата в руке),  проявляется самостоятельность, страх и тревога (контуры рисунка затемнены, весь рисунок заштрихован, сильный нажим на карандаш), направленность такой защиты против родителей, учителей; инфантильность, эмоциональная незрелость (уподобление животного человеку, одевание в одежду).

У Даши К.  также наблюдается  адекватная самооценка, эгоцентризм, переживание  страха (прорисованные зрачки), чувственность, подчеркивание своего пола, положительно относится к своим действиям и поступкам (хвост повернут вправо и вверх), присутствует подозрительность, опасливость в процессе деятельности, инфантильность, эмоциональная незрелость, повышенная степень агрессивности( по количеству углов в рисунке).

У Игоря А. ярко выражена завышенная самооценка, потребность в признании и продвижении, компенсаторном превознесении себя, экстенсивность, заинтересованность в информации и значимость мнения о себе, наблюдается тревожность и болтливость, чувственность. Выявлена демонстративность, манерность, защита от агрессии, склонность к фантазированию (название рисунка «Барашевичок»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методика №4.  Тест Розенцвейга

Результаты изучения особенностей поведения ребенка  в конфликтных ситуациях. Полученные данные занесены в таблицу.

 

Респонденты

Варианты ответов

1-1

1-2

1-3

2-1

2-2

2-3

3-1

3-2

3-3

Игорь А.

4

6

2

0

1

7

0

0

3

Паша Б.

1

2

0

1

1

3

1

1

13

Даша К.

2

1

4

0

1

4

2

3

7

Егор С.

2

2

2

5

4

2

3

1

2


 

 

Игорь А. уверен, что конфликт можно преодолеть, особых проблем  в общении мальчик не имеет, но часто видит все причины своих  неудач во внешних обстоятельствах. Ярко выражена защита своего «Я». В небольшой степени присутствует конфликтность и агрессивность.

Паша Б. считает, что сам способен разрешить конфликт. Особых проблем в общении он не имеет.

Даша К. в большинстве случаев уверена, что конфликт можно преодолеть. Особых проблем в общении также не имеет. Часто ответственность за решение конфликтных ситуаций возлагает на других людей.

Егор С. склонен обвинять себя за возникший конфликт, но на словах при этом может быть ярко выраженная самозащита. Такое расхождение может привести к неустойчивому эмоциональному реагированию. Возможны нарушения самооценки. Ответственность за разрешение конфликтных ситуаций ребенок обычно берет на себя. Это неплохо, но до определенных пределов, так как  однажды может возникнуть ситуация, когда желания ребенка не будут совпадать с его возможностями.

 Итак, можно говорить  о конфликтогенном типе поведения  в конфликтных ситуациях  у Игоря А., и синтонно-нейтральном у Паши Б., Даши К., Егора С.. Следовательно,  с Игорем А. необходимо вести работу по снижению конфликтогенности: учить правилам поведения в конфликтных ситуациях, формировать такие качества личности, как терпимость, толерантность, гуманность. С Егором С. необходимо провести работу по повышению самооценки. Остальные дети, с синтонно-нейтральным типом поведения, не вызывают тревоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5  Методика №5 «Изучение осознания детьми  нравственных норм» (С.Г.Якобсон, Г.И. Морева).

 

Обработка результатов. Проводится анализ осознанности детьми нравственных норм. На основе этого выделено 4 уровня осознания детьми нравственных норм:

1. Ребенок называет нравственную норму и мотивирует свою оценку.

2. Ребенок называет  нравственную норму, но не мотивирует  свою оценку.

3. Ребенок называет  нравственную норму не верно, но мотивирует оценку.

4. Ребенок не может  оценить поступки детей.

Приведем ответы детей  на предложенные ситуации.

При ответе на вопросы Игорь А. дал следующие ответы:

1. «Не стану помогать». Оля не играла, зачем она будет собирать игрушки?

2. «У тебя есть свои игрушки, иди с ними играй». Потому что она сама сначала хотела поиграть со своей куклой.

3. «Сейчас дорисую и дам тебе карандаш». Игорь поступил бы также в данной ситуации.

Игорь иногда не может  бесконфликтно выходить из ситуаций. Во двух случаях он мотивировал свои ответы, нравственную норму  называет неверно.

Паша Б. ответил на поставленные вопросы так:

1. «Конечно, я помогу ребятам». Паша не смог мотивировать свою оценку.

2. «Давай играть вместе».  Паша считает, что поступил бы точно также, как Катя, потому что нельзя обижать маленьких и не надо быть жадным.

3. «У меня есть другой  карандаш, сейчас я его тебе дам». Паша сказал, что нужно делиться с товарищами.

Следовательно, Паша назвал нравственную норму и в двух случаях мотивировал свою оценку. В его ответах прослеживается умение выходить из конфликтных ситуаций.

Даша К. ответила следующим образом:

1. «Я помогу детям». Если человека попросили, он  должен помочь.

2. «Поиграй немного, а потом отдашь». Даша поступила бы также.

3. «Давай рисовать по очереди». Мальчику тоже надо дорисовать, пусть рисуют по очереди.

Даша назвала нравственную норму и мотивировала свою оценку во всех случаях.

Егор С. дал такие ответы:

1. «Помогу». Люди должны помогать друг другу.

2. «Давай играть вместе». Надо делиться с другими.

3. «Возьми».  Саша –  мальчик,  он должен уступить  Любе.

  Анализируя ответы Егора, можно сказать о том, что  мальчик старается найти бесконфликтный выход из ситуации. Он верно называет нравственную норму и мотивирует свою оценку.

Итак, 3 человека (Паша Б., Даша К., Егор С.) осознают нравственные нормы в достаточно высокой степени, один ребенок ( Игорь А.) недостаточно владеет знаниями о нравственных нормах, что приводит к необходимости проведения специальной работы, направленной на коррекцию выявленного отклонения.

Таким образом, исходя из данных, полученных по данному блоку методик, можно сделать выводы: у детей с нарушениями речи в отличие от детей с нормальным развитием, значительно снижены показатели черт, которые определяют личность: эмоциональная сфера, самооценка и воля, нравственность и оценка способностей.  Исследование когнитивной составляющей Я-концепции (Образа «Я») старших дошкольников, показывает необходимость проведения с детьми работы по формированию у них адекватного самоотношения. Почти все дети имеют напряженность в общении, гиперчувствительность к общественному мнению, защитную агрессию, испытывают страх и тревогу, незащищенность. У одного ребенка это проявляется в меньшей степени. Эмоционально-оценочная составляющая Я -концепции проявляется в заниженной самооценке (1 человек); завышенной самооценке (1 человек) или неустойчивой самооценке (2 человека). Негативными показателями поведенческой составляющей Я-концепции являются: конфликтогенный тип поведения (1 ребенок); синтонно-нейтральный тип поведения (3 человека); осознание нравственных норм без их мотивации (1 ребенок); неосознанность нравственных норм (1 ребенок). У всех участников эксперимента названные проблемы выражены неодинаково: кто-то обладает ими в большей, кто-то в меньшей степени, у части детей по некоторым параметрам не обнаружено проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В период старшего дошкольного возраста продолжает бурно развиваться речь, формируется самосознание. Наиболее ярко оно проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.

Речевая функция является одной из важнейших психических  функций  человека. Именно в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.  Полноценная речь является необходимым условием становления и функционирования человека, в частности, его коммуникативных возможностей, лежащих в основе формирования личности. Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка, что неразрывно связано с его личностью.

Информация о работе Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи