Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:03, курсовая работа
Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес к понятию личности заметно возрос в связи с тем, что в обществе на смену научно-технической парадигмы пришла гуманитарная парадигма, в центре изучения которой находится человек, его личность, его интересы.
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.
Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
1.1 Понятие личности в общей психологии
1.2 Возрастные особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Классификация нарушений речи
1.4 Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур
2.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»
2.4 Тест Розенцвейга
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм
Глава III. Количественный и качественный анализ результатов изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи/в норме
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры — только для мальчиков и только для девочек [22, с. 33].
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнении и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе. В то же время более дифференцированные представления о себе могут быть более или менее верными. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых им из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения со взрослыми и сверстниками.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точными представлениями о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженными представлениями о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Детей с завышенными представлениями о себе в семьях считают более развитыми, чем их ровесников; часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают. Родители уверены в том, что в школе они будут отличниками [4, с. 98].
Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. Его эмоции и чувства можно было бы передать так: «мне радостно», «мне взгрустнулось». В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
1.3. Классификация нарушений речи
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности[11, с. 123].
Известно, что нарушения речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под действием ведущего дефекта.
Речевое нарушение – это отклонение от нормы. Оно имеет следующие отличительные особенности: речь говорящего отстает от возрастной нормы и не является диалектом.
Поскольку речевые нарушения
долгое время оставались предметом
изучения дисциплин медико-
Нарушения письменной речи:
- дислексия – частичное
или полное расстройство
- дисграфия – частичное или полное нарушение процесса письма.
Нарушения устной речи, в свою очередь, делятся на 2 группы:
а) нарушения фонационной стороны высказывания:
- дислалия – стойкое нарушение звукопроизношения;
- ринолалия – нарушение звукопроизношения и произносительной стороны речи, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата;
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- дисфония (афония) – частичное или полное расстройство процесса голосообразования;
- тахилалия – патологически ускоренный темп речи;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи.
б) нарушения семантической организации высказывания:
- алалия – отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное локальным поражением коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка;
- афазия – частичный
или полный распад речи, обусловленный
органическим поражением
В соответствии с особенностями нарушения для каждой формы разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы и психологической помощи.
В настоящее время у нас в стране в качестве основы для комплектования специальных логопедических групп и для использования фронтальных методов воздействия применяется психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Она разработана Р.Е. Левиной и основана на выделении, прежде всего, тех признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода.
На основе психолингвистических критериев – нарушение языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации – дефекты речи делятся на две группы. К первой группе относятся следующие нарушения:
- фонетическое недоразвитие – нарушение звукопроизношения;
- фонетико-фонематическое
недоразвитие – нарушение
- общее недоразвитие
речи – нарушение всех
Ко второй группе относится заикание, при котором основой дефекта является нарушение коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.
Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.
Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга [29,с. 46].
1.4. Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других [29, с. 82].
Недоразвитие речи оказывает большое влияние на формирование всей психической деятельности ребенка. Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у таких детей, показывает своеобразие их психического развития. У них отмечается недостаточное развитие различных видов восприятия, и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного; недостаточная устойчивость внимания, сложности при распределении внимания, быстрая истощаемость. У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми; также обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений. Дошкольники с нарушением речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления[18, с.179].
В личностной сфере дети с нарушение речи отличаются впечатлительностью, ранимостью, стремлением соответствовать определенным нормам общения. У них довольно часто можно наблюдать переоценку собственных сил и возможностей и своего положения в группе, то есть неадекватно завышенный уровень притязаний. Такие дети некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых, либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Однако часто можно наблюдать и прямо противоположное явление - недооценку своих возможностей.
Поведение таких детей отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в своих силах. Часто можно встретиться с некритичным оцениванием как собственной деятельности, так и действий других. Они легко подпадают под чужое влияние. Искаженное восприятие самого себя и окружающего мира, ошибочная оценка своих способностей и личностных свойств ведут к нарушению взаимодействия с окружающей средой и снижению эффективности деятельности, что препятствует оптимальному развитию личности. Дети с дефектами речи всегда в какой-то форме чувствуют свое невыгодное положение, вытекающее из дефекта, что, в свою очередь, может проявиться в чувстве неполноценности.
Исследование самооценки, проведенное О.Н. Усановой и О.А. Слинько, позволило установить наиболее значимые различия в самооценке девочек и мальчиков с нормальной и нарушенной речью. Так, для девочек старшего дошкольного возраста наибольшее значение имеют такие свойства, как здоровье, честность, общительность, они необидчивы и недрачливы. Уже в этом возрасте они сомневаются в оценке своей внешности и либо отвечают, что не знают, красивы ли они, либо считают, что некрасивы. У девочек с нарушенной речью почти по всем сравниваемым параметрам самооценка оказывается выше, чем у девочек с нормальной речью, но, в отличие от последних, они не считают себя здоровыми и вследствие этого в необходимой степени общительности.
Самооценка у двух
групп мальчиков - с нормальной и
с нарушенной речью - отличается в
меньшей степени, чем у девочек. Мальчики с нормальной речью
считают себя очень веселыми, счастливыми,
честными; в меньшей степени, но все же
добрыми, общительными, здоровыми. Мальчики
специальной группы считают себя честными,
храбрыми, необидчивыми и недрачливыми,
однако они менее общительны и счастливы.
Так же как и девочки, они осознают, что
причиной их необщительности является
дефект, однако не считают себя ущербными
в той мере, как девочки с нарушенной речью.
В целом исследования показывают, что
дети с нарушениями речи недостаточно
критично оценивают свои возможности,
чаще переоценивая их. В большинстве случаев
объективная личностная характеристика
не совпадает с самооценкой, многие из
своих черт характера дети не отмечают
и не оценивают. Чаще всего не фиксируется
внимание на негативных чертах характера,
а положительные качества несколько переоцениваются.
Исследования уровня притязаний старших дошкольников с нарушениями речи выявили, что в большинстве случаев реакция этих детей на неуспех отличается от той, которая наблюдается в норме. Это выражается в том, что после удачно выполненного задания часть детей переходит не к более трудному, а к легкому заданию. Этот факт можно трактовать как формирование защитной реакции у детей с нарушениями речевого развития, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне. Однако, с возрастом формируется реалистический уровень притязаний.
Таким образом, мы пришли к пониманию того, что нарушения речи, простые и сложные, особым образом сказываются и на познавательной, и на личностной сферах жизни дошкольника[28, с. 164].
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по данной теме подтвердил важность исследования. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте определяет всю дальнейшую жизнь маленького человека. Именно в этом возрасте формируется самосознание. Наиболее ярко оно проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Поэтому любое отклонение от нормы, в частности нарушения речи, откладывают свой отпечаток на все компоненты личностной сферы ребенка, что в дальнейшем может негативно сказаться на учебной деятельности и социализации ребенка в целом.
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Поскольку дошкольники уже овладевают речью, реагируют на личность экспериментатора, то становится возможным осуществление общения с ребенком и в ходе его проведение диагностики развития. Однако речь дошкольника еще находится в стадии становления, и иногда это ограничивает возможности применения вербальных тестов, поэтому исследователи отдают предпочтение невербальным методикам [10, с. 236].
При проведении и оценке
результатов диагностики
Все диагностические
методы, разработанные для дошкольников
Информация о работе Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи