Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес к понятию личности заметно возрос в связи с тем, что в обществе на смену научно-технической парадигмы пришла гуманитарная парадигма, в центре изучения которой находится человек, его личность, его интересы.
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.

Оглавление

Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
1.1 Понятие личности в общей психологии
1.2 Возрастные особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Классификация нарушений речи
1.4 Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур
2.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»
2.4 Тест Розенцвейга
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм
Глава III. Количественный и качественный анализ результатов изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи/в норме

Файлы: 1 файл

курсовая¦2_Кумашева.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

Л.И. Божович исходила из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения растущим человеком общественного опыта, определенных норм и образцов. Однако сущность этого процесса не сводится к их знанию и пониманию — необходимо такое усвоение, при котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности ребенка. А для того, чтобы этого добиться, Л.И. Божович считала необходимым изучать внутренний субъективный мир развития личности, то есть ту «психологическую почву», на которую падают воспитательные воздействия [6, с.54].

 В науке о личности  сложилось семь довольно устойчивых  комбинаций теорий личности. Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную  теории личности.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.

Деятельностная  теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову - Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств [19, с. 84].

Теория личности А.Н.Леонтьева и экзистенциальная психология. А.Н.Леонтьев выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром. По его представлениям, личность есть особая реальность, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство — личность — не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни». Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а опыт жизни [16, с.22].

Личность, согласно А.Н.Леонтьеву, характеризует, во-первых, «богатство, многообразие действительных отношений  субъекта, составляющих его жизнь [там же, с. 24].

Вторая характеристика — «степень развития «вторичных», высших связей действий (мотивов) между собой — их иерархия. Вектор развития личности — это одновременно вектор ее упорядочивания.

И третья характеристика – это тип строения личности: моновершинный, поливершинный и  т.д. Не всякий мотив или жизненная  цель способна стать вершиной, вынести всю нагрузку вершины личности. На самом деле существует не пирамида с широким основанием внизу и сужающаяся кверху, к высшей жизненной цели, а скорее наоборот, перевернутая пирамида, стоящая на вершине — жизненная цель несет на себе всю ее нагрузку. И от того, какова главная жизненная цель, ведущий мотив, будет зависеть, выдержит ли он всю конструкцию на себе, или не выдержит. Ведущий мотив человека должен быть таким, чтобы держать на себе всю конструкцию.

А.Н.Леонтьев выделяет три  основных параметра личности: «широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру», а потому «личность определяется жизнью» [там же, с. 34].

Хорошо известна метафора А.Н.Леонтьева о двух рождениях  личности. Личность «рождается дважды: первый раз — когда у ребенка проявляется в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий, второй раз — когда возникает его сознательная личность». Первое рождение совпадает с кризисом трех лет, когда впервые возникает иерархия и соподчинение действий. Второе рождение – с подростковым кризисом, когда возникает овладение собственным поведением через осознание. Эти два «рождения личности» представляют собой критические точки прогрессирующей эмансипации личности от симбиотических связей.

Теория личности по Рубинштейну.

Согласно представлениям С.Л. Рубинштейна, личность как целостная единица раскрывается через триединство:

•    установки  и потребности (то, чего хочет человек);

•    дарования  и способности (то, что может человек);

•     закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Личность, по словам Рубинштейна, это человек со своей четко  выработанной жизненной позицией и  мировоззрением, которое сложилось  в результате кропотливой работы над собой, с ярко выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни [25, с. 77].

Если рассматривать  личность  в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

1.    Жизненный  склад (мировоззрение, жизненный  опыт, ум, нравственность).

2.    Личностный  склад (особенности характера и особенности).

3.    Психический  склад (специфичность психических  процессов индивида).

Не последнее место  в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его  понимание самосознания является оппозиционным  по отношению к  пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот.

 

Теория личности по  А. Г. Маслоу.

А. Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Человек по своей природе  хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные  возможности для роста и совершенствования. Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей. Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные.

Иерархия потребностей по А.  Маслоу  представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела, в безопасности, надежности и защите. В сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых. Потребности  в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении, в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Самоактуализация –  чрезвычайно редкое явление. Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собственном потенциале, сомневается в себе, боится своих  способностей. Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию" [21, с. 178].

Теория личности по  Э. Эриксону.

Э. Эриксон рассматривал личность с позиций разных теорий и подходов, интегрировано и целостно. Он в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа - генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Становление личности в концепции Эриксона - это смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого, он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает  не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить  в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека.

Э.Эриксон выделил  восемь стадий развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти  исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери, вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе.  Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, в целом совпадают с представлениями Д. Б. Эльконина и других отечественных психологов. Однако, отличие взглядов Э.Эриксона от позиций отечественных ученых в том, что он акцентирует внимание на формировании качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития) [21, с. 189].

На основании всего  вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Анализ научной   психологической-педагогической литературы привел к пониманию того, что над вопросами становления и развития личности уже с давних пор задумывались многие ученые и философы. Но в науке так и не сформировалось единого, четкого определения понятия личности.

2. Вопрос развития  личности оказался дискуссионным,  и побудил таких  выдающихся  ученых как З. Фрейд, Л. Рубинштейн, Дж. Келли, К. Роджерс, К. Юнга, разработать и научно обосновать  свои  теории развития личности. Помимо основных  теорий личности были также рассмотрены теории личности А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Маслоу. Все они сходятся во мнении о  том, что личность – уникальна. Она развивается и совершенствуется в ходе течения жизни в процессе деятельности и общения с другими людьми. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Возрастные  особенности развития личности  детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [14, с. 72].

Информация о работе Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи