Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности ребенка — актуальная проблема современной педагогики и психологии.
В последние годы интерес к понятию личности заметно возрос в связи с тем, что в обществе на смену научно-технической парадигмы пришла гуманитарная парадигма, в центре изучения которой находится человек, его личность, его интересы.
Развитие - изменение, представляющее собой переход от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Источником и внутренним содержанием развития, в том числе и развития личности, является борьба противоположностей.

Оглавление

Теоретические основы изучения особенностей личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста в общей, возрастной и специальной психологии.
1.1 Понятие личности в общей психологии
1.2 Возрастные особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Классификация нарушений речи
1.4 Возрастные и психологические особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Глава II. Диагностическая программа изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
2.1 Методика Т. В. Дембо – С. Я. Рубинштейн
2.2 Методика Модифицированная методика «Лесенка» В.Г. Щур
2.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»
2.4 Тест Розенцвейга
2.5 Изучение осознания детьми нравственных норм
Глава III. Количественный и качественный анализ результатов изучения личностного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи/в норме

Файлы: 1 файл

курсовая¦2_Кумашева.doc

— 292.00 Кб (Скачать)

В ходе проведённой работы теоретически, а затем практически  были показаны и доказаны особенности  развития личности детей дошкольного  возраста, имеющих речевые нарушения. Экспериментальное изучение личности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, несомненно, подтвердило теоретическое обоснование личностного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а именно гипотезу о том, что развитие личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи имеет специфические особенности таких ее составляющих, как образ Я, самооценка и воля, нравственность и поведение.

Проведя диагностическое  обследование детей с нарушением речи, в данном случае с общим недоразвитием речи, было выявлено, что самооценка некоторых детей занижена, у большей части присутствуют страхи, подавленность, нерешительность, защита от агрессии. Лишь  у одного ребенка отмечена завышенная самооценка, эгоцентризм, потребность в признании и продвижении, компенсаторном превознесении себя.

 Стоит отметить, что в своем  коллективе многие дети  не чувствуют себя ущербными, однако при общении со  здоровыми сверстниками, испытывают  значительные трудности: усиливается страх, ребенок становится замкнутым, нерешительным, стеснительным, чувствует свою неполноценность.

Однако, необходимо добавить, что поведение ребенка с нарушением речи зависит и от  его личностных, характерологических особенностей. Так, например, девочка с ОНР 1 уровня, довольно открыта, общительна, ласкова и заботлива. Претерпевая неудачи, не отчаивается, старается быть нужной и важной в своей группе – помогает друзьям и воспитателю.

Итак, даже  незначительные нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на развитие личности ребёнка, формировать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Поэтому необходима ранняя диагностика и коррекция всех недостатков, а также слаженная и добросовестная работа логопеда, психолога и воспитателей в дошкольном учреждении. Только благодаря этому, в будущем, ребенок не будет испытывать трудности в процессе социализации и школьной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 672 с.

2. Анастази А. Психологическое  тестирование. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.

3. Арановская-Дубовис  Д. М., Заика, Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 2004. - 134с.

4. Белоусова З. И.  Психолого-педагогические проблемы  развития личности: Учебное пособие  / З. И. Белоусова, Л. И. Мищик,  В.Э. Бойко. - Запорожье, 2004. - 212 с.

5. Бодалев А.А., Столин  В.В. Общая психодиагностика-СПб.: Речь, 2000. - 440 с.

6. Божович Л.И. Этапы  формирования личности в онтогенезе. Ч. III / Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Бахрах - М, 2000.- 496с.

7. Венгер А.Л. Психологические  рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

8. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 1008 с. 

9. Гамезо М.В., Герасимова  В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник  и младший школьник: психодиагностика  и коррекция развития. – М.: Сфера, 2004. – 464 с.

10. Гуревич К.М., Борисова  Е.М.(ред.) Психологическая диагностика.-УРАО, 2000. - 368с.

11. Калягин В.А, Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Издательский  центр «Академия», 2007.  - 320с.

12. Карабанова О.А.  Возрастная психология. Конспект лекций. -Айрис – пресс, 2005. - 240с.

13.  Кузнецова Л. В.Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений . - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480с.

14. Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464с.

15. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М., 2003. – 184 с.

16. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 2000. – 43 с.

17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. –Питер.- 2009. - 320с.

18. Лубовский В.И., Розанова  Т.В., Солнцева Л.И. Специальная  психология: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 4-е изд.  испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464с.

19. Лях Т.И., Лях М.В. Общая психология: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 031900 – Специальная психология - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого,  2007. – 218 с.

 20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006.  – 608с.

 21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 624с.

22. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 - 7 лет. М., 2004. – 160с.

23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология Учебник.-М., Российское педагогическое агентство. 2000,  -  374с.

 24. Пиаже Ж., Барбел Инхельдер Психология ребенка - 18-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 160 с.

 25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000  - 712с.

26. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 384с.

27. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: ВЛАДОС, 2005 г.,  - 72с.

28. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. – М., 2000. – 365 с.

29. Филичева Т.Б., Чевелева  Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии - М.: «Просвещение», 2002. – 223с.

30. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: Учеб.пособие. – М., 2001. – 133 с.

31. Четверушкина Н.С.  Слоговая структура слова: система  коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном Пресс, 2006. – 187с.

32. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста — М.: ИД  Медпрактика - М, 2006.- 140 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Личностное развитие ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением речи