Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:10, контрольная работа
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.
1.Понятие “аномальный ребёнок” и особенности аномального
развития. Стр.3.
2.Подходы к пониманию аномального поведения. Стр.5.
3.Классификация и виды отклонений в развитии и поведении
детей и подростков. Стр.7.
4.Возрастные и индивидуальные особенности детей с
отклонениями в развитии и поведении. Стр.12.
Список литературы. Стр.16.
министерство
образования и
науки р.ф. |
Контрольная работа |
по
дисциплине “Возрастная психология” |
Исполнитель:
г. Ростов-на-дону
2012 |
Студентка 1 курса
Группа”А” ОЗО
Кубарева Наталья
Преподаватель:
1.Понятие “аномальный ребёнок” и особенности аномального
развития.
2.Подходы к
пониманию аномального
3.Классификация и виды отклонений в развитии и поведении
детей и подростков. Стр.7.
4.Возрастные и индивидуальные особенности детей с
отклонениями
в развитии и поведении.
Список литературы.
1.Понятие “аномальный ребёнок” и особенности аномального развития.
Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.
Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.
Проблема критериев
нормы, нормального развития человека
приобретает особую актуальность в контексте
коррекционно-развивающей деятельности,
решения задач воспитания и перевоспитания.
В практической психологии и педагогике
сегодня «работающими» являются понятия предметная
норма - знания, умения и действия, необходимые
ученику для овладения данным предметным
содержанием программы (отражается в стандартах
образования); социально-
Проблема психологической
нормы - междисциплинарная. Ею занимаются
различные отрасли
В психологии в
большинстве случаев
Установлена связь
ручной доминантности с
Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая ин-тегративная система, субстрат психических процессов. А межполу-шарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.
2.Подходы к пониманию аномального поведения.
На протяжении последующих столетий «безумцев» продолжали подвергать изоляции, избегая общения с ними или даже изгоняя их. В некоторых странах их бросали в тюрьмы, где гноили вместе с преступниками. В других странах их помещали на особые суда - «корабли сумасшедших», которые спускались по рекам, время от времени останавливаясь у пристаней, где из этого устраивали зрелища для публики ( Foucault , 1972).
В XVI и XVII веках начинают (особенно в Англии) открываться приюты для умалишенных, предназначенные для изоляции лиц с психическими расстройствами. Здесь, однако, их ждала не более завидная участь, чем в тюрьмах. Очень часто их заковывали в цепи или сажали в клетки, чтобы утихомирить (рис. 12.1).
Только в конце XVIII века безумием занялась медицинская наука 1 , назвав это расстройство, подобно органическим нарушениям, болезнью. Такое признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия «психическое заболевание».
Медицинский подход . На протяжении XIX столетия ученые исследовали симптомы различных психических нарушений, описывали и классифицировали их, а также . разрабатывали методы лечения того или иного расстройства с целью вернуть больного к нормальной жизни.
В 1883 году немецкий психиатр Крепелин опубликовал первое «Руководство по психиатрии», в котором даются названия, описания и систематика «душевных болезней».
Веру людей в медицину укрепило и открытие вакцинации французским ученым Луи Пастером, показавшим, что причиной многих болезней являются микроорганизмы, в частности бактерии. Разработанные позднее методы лечения сифилиса и тифа', при которых, как известно, возможны психические осложнения, подкрепили мысль о том, что у всех душевных болезней есть свои органические причины. В свою очередь неврологические исследования показали, насколько тесно некоторые области мозга связаны с такими функциями, как речь и отдельные специфические формы поведения. Что касается наследуемости психических болезней, то результаты наблюдений над близнецами, родители которых страдали такими болезнями, большей частью интерпретировались учеными в пользу представлений об их наследственной передаче1.
Психоаналитический подход . Один психиатр прославился тем, что предложил психологическую модель, объясняющую возникновение «душевной болезни». Речь идет о Фрейде и его теории психоанализа.
Напомним, что, согласно
Фрейду, мысли и поведение человека
по большей части имеют
Кроме того, Фрейд
показал, что некоторые симптомы
у больных можно снять, «высвободив»
под гипнозом эмоции и чувства, связанные
с определенными
«Оно» представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей (в том числе сексуальных), составляющих часть наследственного багажа ребенка при его появлении на свет и требующих лишь возможности проявиться вовне и получить удовлетворение. Таким образом, «Оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия.
«Я» - психическая структура, постепенно освобождающаяся от контакта с внешней средой. Мало-помалу «Я» приобретает способность определять, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти удовлетворение, а какие нет. «Я», таким образом, руководствуется принципом реальности, позволяющим ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями «Оно».
Наконец, «Сверх-Я» представляет собой структуру, образующуюся под влиянием социальной среды и ее запретов. Она формируется во время процесса социализации и постепенно принимает на себя функцию нравственного сознания, оценивающего с точки зрения «добра» и «зла» каждый поступок человека, планируемый его «Я» под давлением «Оно». Именно «Сверх-Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решение об удовлетворении какой-либо потребности.
3.Классификация и виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков
Таким образом,
палитра отклонений в поведении
у трудных подростков довольно обширна,
и оценить ее, выделить главное, существенное
довольно сложно. Поэтому исследователи
проблемы девиантного поведения
несовершеннолетних попытались сгруппировать
схожие проявления отклоняющегося поведения,
найти для них интегрирующую
основу. Одна из классификаций -В.Н.Липника,
который сгруппировал девиации подростков:
1) по характеру взаимоотношений
подростков с коллективом; 2) по отклонению
в нравственном развитии личности,
по отношению к интересам
Информация о работе Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка