Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Оглавление

1.Понятие “аномальный ребёнок” и особенности аномального

развития. Стр.3.

2.Подходы к пониманию аномального поведения. Стр.5.

3.Классификация и виды отклонений в развитии и поведении

детей и подростков. Стр.7.

4.Возрастные и индивидуальные особенности детей с

отклонениями в развитии и поведении. Стр.12.

Список литературы. Стр.16.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р.docx

— 47.20 Кб (Скачать)
министерство  образования и  науки р.ф.                                                 федеральное государственное  автономное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования                      “Южный федеральный университет”                                                       (педагогический институт)                                                                                                             факультет    педагогики и практической психологии                                                  кафедра    педагогики и методик начального образования                                          
   Контрольная работа
 
по  дисциплине “Возрастная психология”         на тему “Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка.”
 
 
 
 

Исполнитель:

г. Ростов-на-дону

2012

Студентка 1 курса

Группа”А” ОЗО

Кубарева  Наталья

Преподаватель:                               

  
 

                                             ПЛАН.

1.Понятие  “аномальный ребёнок” и особенности аномального

 развития.                                                         Стр.3.

2.Подходы к  пониманию аномального поведения.         Стр.5.

3.Классификация  и виды отклонений в развитии  и поведении

 детей и  подростков. Стр.7.

4.Возрастные  и индивидуальные особенности   детей  с

 отклонениями  в развитии и поведении.                                          Стр.12.

Список  литературы.                                                                          Стр.16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Понятие  “аномальный ребёнок”  и особенности  аномального развития.

  Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

  Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

  Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются понятия предметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа; индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова). Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической  нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической  науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология  и др. Соответственно существуют и  различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд                     позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

В психологии в  большинстве случаев используется понятие лево-правополушарность, рассматриваемое  как лево-праворукость, т. е. предпочтение правой, левой руки или их равенство  в различных актах. Многочисленными  зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие  о связи полушарности (рукости) с  эмоционально-личностными и познавательными  особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем  невротизации. Мужчины-правши имеют  более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство  рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но имеют  более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь  ручной доминантности с познавательными  процессами. Есть данные о том, что  лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип  мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами. Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым - наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспериментальных  данных свидетельствуют о сложности  проблемы, но вместе с тем за многочисленными  фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая  реальность, имеющая немаловажное практи Проблема психологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

   Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихолога А.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая ин-тегративная система, субстрат психических процессов. А межполу-шарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.

2.Подходы  к пониманию аномального  поведения.

                                                                                                                   Демонология . На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение человека объясняли присутствием «злого духа», которого во что бы то ни стало нужно было изгнать с помощью заклинаний и дурного с ним обращения. Чаще всего, однако, подобные меры не действовали; церковь пребывала в убеждении, что ведьмы и колдуны заключили с дьяволом нерасторжимый договор. Иннокентий VII издал даже специальную буллу, призывавшую духовенство к безжалостному истреблению «ведьм».

На протяжении последующих столетий «безумцев» продолжали подвергать изоляции, избегая общения  с ними или даже изгоняя их. В  некоторых странах их бросали  в тюрьмы, где гноили вместе с  преступниками. В других странах  их помещали на особые суда - «корабли сумасшедших», которые спускались по рекам, время от времени останавливаясь у пристаней, где из этого устраивали зрелища для публики ( Foucault , 1972).

В XVI и XVII веках  начинают (особенно в Англии) открываться  приюты для умалишенных, предназначенные  для изоляции лиц с психическими расстройствами. Здесь, однако, их ждала  не более завидная участь, чем в  тюрьмах. Очень часто их заковывали в цепи или сажали в клетки, чтобы  утихомирить (рис. 12.1).

Только в конце XVIII века безумием занялась медицинская  наука 1 , назвав это расстройство, подобно  органическим нарушениям, болезнью. Такое  признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия  «психическое заболевание».

Медицинский подход . На протяжении XIX столетия ученые исследовали симптомы различных психических нарушений, описывали и классифицировали их, а также . разрабатывали методы лечения того или иного расстройства с целью вернуть больного к нормальной жизни.

В 1883 году немецкий психиатр Крепелин опубликовал первое «Руководство по психиатрии», в котором  даются названия, описания и систематика  «душевных болезней».

Веру людей  в медицину укрепило и открытие вакцинации французским ученым Луи Пастером, показавшим, что причиной многих болезней являются микроорганизмы, в частности бактерии. Разработанные позднее методы лечения сифилиса и тифа', при которых, как известно, возможны психические осложнения, подкрепили мысль о том, что у всех душевных болезней есть свои органические причины. В свою очередь неврологические исследования показали, насколько тесно некоторые области мозга связаны с такими функциями, как речь и отдельные специфические формы поведения. Что касается наследуемости психических болезней, то результаты наблюдений над близнецами, родители которых страдали такими болезнями, большей частью интерпретировались учеными в пользу представлений об их наследственной передаче1.

Психоаналитический  подход . Один психиатр прославился тем, что предложил психологическую модель, объясняющую возникновение «душевной болезни». Речь идет о Фрейде и его теории психоанализа.

Напомним, что, согласно Фрейду, мысли и поведение человека по большей части имеют бессознательную  природу. Чаще всего они возникают  в результате конфликта между  связанным с реальностью сознанием, с одной стороны, и подсознательными сексуальными или агрессивными побуждениями-с  другой.

Кроме того, Фрейд  показал, что некоторые симптомы у больных можно снять, «высвободив» под гипнозом эмоции и чувства, связанные  с определенными травматизирующими  событиями, пережитыми в детстве, а  затем подавленные. Так, у одной  из пациенток Фрейда нормальное дыхание  восстановилось после того, как под  гипнозом ей стало понятно чувство  вины, пережитое одним душным вечером, когда, бодрствуя у изголовья  умирающего отца, она захотела оставить его и уйти на какой-то праздник. По Фрейду, этот пример позволяет объяснить, каким образом подавление молодой девушкой своих потребностей привело к конфликту, проявившемуся впоследствии на физиологическом уровне.              Психическая структура личности . Многочисленные наблюдения, которые позднее сделал Фрейд над своими пациентами, привели ею к разработке нового варианта своей теории, позволившего, по его словам, лучше понять динамику человеческого поведения. Речь идет о гипотезе, согласно которой любой поступок человека является результатом конфликта между различными психическими структурами 2 , обозначенными Фрейдом как «Оно», «Я» и «С верх-Я»

«Оно» представляет собой совокупность биологических  влечений и потребностей (в том  числе сексуальных), составляющих часть  наследственного багажа ребенка  при его появлении на свет и  требующих лишь возможности проявиться вовне и получить удовлетворение. Таким образом, «Оно» имеет по преимуществу подсознательную природу  и руководствуется принципом удовольствия.

«Я» - психическая  структура, постепенно освобождающаяся  от контакта с внешней средой. Мало-помалу «Я» приобретает способность  определять, какие влечения, смотря по обстоятельствам, могут найти  удовлетворение, а какие нет. «Я», таким образом, руководствуется  принципом реальности, позволяющим ему в любой момент времени оценить уместность или выполнимость действий, мотивируемых потребностями «Оно».

Наконец, «Сверх-Я» представляет собой структуру, образующуюся под влиянием социальной среды и ее запретов. Она формируется во время процесса социализации и постепенно принимает на себя функцию нравственного сознания, оценивающего с точки зрения «добра» и «зла» каждый поступок человека, планируемый его «Я» под давлением «Оно». Именно «Сверх-Я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «Я», принимая решение об удовлетворении какой-либо потребности.

3.Классификация  и виды отклонений  в развитии и  поведении детей  и подростков

Таким образом, палитра отклонений в поведении  у трудных подростков довольно обширна, и оценить ее, выделить главное, существенное довольно сложно. Поэтому исследователи  проблемы девиантного поведения  несовершеннолетних попытались сгруппировать  схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую  основу. Одна из классификаций -В.Н.Липника, который сгруппировал девиации подростков: 1) по характеру взаимоотношений  подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании  общественных интересов; 4) по вхождению  подростков в систему общественно  полезной деятельности с учетом нравственного  развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих  мотивов; 7) по патологии в психике  и медико-педагогическим отклонениям.

Информация о работе Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка