Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Оглавление

1.Понятие “аномальный ребёнок” и особенности аномального

развития. Стр.3.

2.Подходы к пониманию аномального поведения. Стр.5.

3.Классификация и виды отклонений в развитии и поведении

детей и подростков. Стр.7.

4.Возрастные и индивидуальные особенности детей с

отклонениями в развитии и поведении. Стр.12.

Список литературы. Стр.16.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Р.docx

— 47.20 Кб (Скачать)

В другой классификации  за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений  и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым  условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специфике  ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные); 4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии); 5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители) (А. Ф. Никитин).

В целях определения  силы и результативности социальных последствий отклоняющегося поведения  оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное - направленное во внешнюю  среду, интровертное -направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др.

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л.Гройсмана, В.П.Кащенко,А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - В. П. Кащенко, который отмечал, что эпитетом «трудные дети» мы подчеркиваем характерную  особенность их жизненных проявлений, связанных с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся  личности, эти отклонения обусловлены  физическими или умственными  недостатками, дефектами, проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода отклонений могут  быть приобретенными и врожденными. Если своевременно не обратить на них  внимание и не принять необходимых  мер, то нежелательные явления неизбежно  станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

Группируя дефекты  характера у несовершеннолетних, Кащенко выделяет: а) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота  симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечистоплотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки характера, обусловленные  преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими  людьми; негативизм; деспотизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество).

Педагогическая  направленность исследований отклоняющегося поведения несовершеннолетних получила свое дальнейшее развитие в психиатрии и психологии девиантного поведения подростков. В работах А.Л.Гройсмана, В.Ф.Матвеева выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможен-ность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции).

Социально-психологический  аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С. А. Бадмаева, С. А. Беличевой. Глубокий научный анализ и обоснованная характеристика трудновоспитуемости как варианта социальной дезадаптации индивида, т.е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления, сделаны С. А. Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации она выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков: 1) патогенная дезадаптация как результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах); 2) психосоциальная дезадаптация - связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, которые обусловливают его определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации); 3) социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М. А. Алемаскин, А. С. Белкин, Л. М. Зюбин, Н.Н.Верцинская, А. И. Кочетов, И. А. Невский и др.). Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. Например, А.С.Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка. Первая стадия соответствует дошкольному периоду и определяется как стадия возникновения предпосылок педагогической запущенности. Доминирующие отклонения на этой стадии: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимания, усидчивости, памяти, эмоциональной устойчивости), слабая подготовка к школе. Вторая стадия возникает у учащихся младших классов и проявляется как начальная форма отклонений в поведении, т.е. негативного отношения к нормам и правилам классной жизни. Доминирующие отклонения: отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной работе, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений, проступки носят ситуативный характер. Третья стадия возникает у младших подростков (IV-VI классы), проявляясь как стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, носят ситуативный, а в отдельных случаях преднамеренный характер. Четвертая стадия характерна для старших подростков (VII-IX классы), проявляется через возникновение устойчивых признаков асоциального поведения: существует как итог неблагоприятного развития предшествующих стадий в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы. Проступки преднамеренны, имеют социальную направленность, могут осуществляться как предпосылки правонарушений и даже преступлений.

Конечно, на практике такая логика взаимосвязи возраста и отклонения необязательна, речь здесь  идет о довольно устойчивой тенденции, проявляющейся при определенных социально-педагогических условиях. Тем  более что исследования свидетельствуют, что на различных возрастных этапах у трудных детей проявляются  наиболее характерные черты личности. Младшим школьникам (I-IV классы) присущи  капризность, упрямство, лень, невнимательность, лживость, неаккуратность, драчливость, отсутствие самостоятельности; учащимся среднего школьного возраста (V-IX классы) - грубость, озлобленность, нежелание  учиться и трудиться на общую  пользу, стремление сделать что-нибудь «вредное», повышенный интерес к  сексуальным вопросам; старшеклассникам (X-XI классы) - пренебрежительное отношение  к родителям, взрослым, товарищам, к  своим учебным и общественным обязанностям, критиканство, неумение доводить начатое дело до конца, невыдержанность, болезненная замкнутость (Д. Перфильевская).

Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей: 1) трудновоспитуемые  дети, которые равнодушно относятся  к учебе, периодически нарушают дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляют некоторые отрицательные  качества (грубость, лживость, нечестность); 2) педагогически запущенные подростки, отрицательно относящиеся к учебной  и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки (прогулы, драки, курение, употребление вина), постоянно проявляющие отрицательные  качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость); 3) подростки-правонарушители - трудновоспитуемые или педагогически  запущенные подростки, которые совершили  правонарушение (мелкое воровство, хулиганство  и т.д.), нарушают административные и  другие нормы, состоят на учете в  инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам  несовершеннолетних в спецшколы  и спецпрофтехучилища; 4) несовершеннолетние преступники - педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие  уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом  в воспитательно-трудовые колонии (М. А. Алемаскин).

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершеннолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами, что не только не умаляет, а, напротив, усиливает его научно-методическую и практическую значимость для более полного понимания раскрываемой проблемы (Б. Н. Алмазов, А.И.Долгова, В.Д.Ермаков, Г.М.Минь-ковский, Д. И. Фельдштейн и др.).

Б. Н. Алмазов  и Л.А.Грищенко, сравнивая и анализируя психолого-педагогическую и нравственно-правовую стороны категорий отклоняющегося поведения и проступка несовершеннолетних, предлагают их разделить на 3 категории: 1) несовершеннолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте, обязывающем  их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки  которых либо не имеют противозаконного содержания (побег из дома, азартные игры и т.д.), либо при наличии такового не подлежат уголовной ответственности  по возрасту; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

Апробацию в  работе с подростками-правонарушителями  прошла классификация на основе типа их поведения с учетом степени  антиобщественной направленности личности этих подростков: первая группа - подростки-правонарушители  с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; вторая группа - подростки  с деформированными потребностями, подражающие первой группе; третья группа - с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; четвертая  группа-со слабо деформированными потребностями, безвольные; пятая группаслучайно вставшие на путь правонарушений (Д. И. Фельдштейн). 

4.Возрастные  и индивидуальные  особенности детей  с отклонениями  в развитии и  поведении.

На протяжении всех первых лет жизни или в  отрочестве у некоторых детей  могут развиться расстройства поведения, которые будут сильно осложнять  их собственную жизнь и жизнь  окружающих людей. В большинстве  случаев причины таких расстройств  остаются неизвестными. Одни расстройства могут сгладиться или даже исчезнуть  с наступлением половой зрелости; другие, наоборот, лишь к этому времени  и проявляются. Как бы то ни было, большинство нарушений накладывают  на человека отпечаток до конца его  дней.

Детский аутизм. Аутизм-это расстройство, которым из каждых 10 тысяч детей страдает 3-4 ребенка; это большей частью (в 75% случаев) мальчики.

В отличие от ребенка-шизофреника, который в первые годы жизни развивается нормально  и лишь потом уходит в свой внутренний мир, аутистичный ребенок ни дня  не проводит в реальном человеческом мире ( Bettelheim , 1973). Никогда-ни взглядом, ни улыбкой-не покажет он, что узнаёт своих родителей. Его речь развивается  очень медленно и зачастую стереотипно: он не использует местоимение «я»  и ограничивается повторением слов в ответ на заданный ему вопрос, дословно воспроизводя его или пользуясь  для этого им же самим придуманным  кодом 1 . Иногда он принимается без  конца повторять какое-нибудь действие (например, машинальное движение по кругу) или одиноко играет в странные игры (например, часами смотрит на лужу воды). У него возможны и деструктивные формы поведения, направленные на неодушевленные предметы или на самого себя; он может, например, биться головой о стенку своей кровати или царапать себе лицо. Он проявляет особую привязанность к определенным предметам, которые он нюхает, облизывает или пробует на вкус. Он упрямо отказывается от некоторых видов пищи, требующих, скажем, использования бутылки, или принимается вдруг жевать бумагу или обсасывать камешек. Одна из особенностей аутизма состоит в том, что существует, видимо, какая-то связь между поведением ребенка и состоянием окружающей среды: он плачет во время дождя и топает от радости ногами по поверхности сухой земли..

Гиперактивность. Из каждых 100 детей в среднем 3 ребенка обнаруживают гиперактивность (мальчики в 10 раз чаще девочек). Как правило, гиперактивность проявляется в возрасте до 7 лет, иногда даже в 3 года и раньше. У одних детей это расстройство исчезает с началом полового созревания, у других же, напротив, сохраняется и в отрочестве, а иногда захватывает и зрелый возраст. Гиперактивный ребенок прежде всего очень невнимателен. Оказавшись в школе, он не слушает уроков, легко отвлекается и никогда не завершает начатое дело. Он импульсивен: почти всегда действует, не подумав, резко переключается с одной активности на другую, постоянно нуждается в присмотре во время выполнения заданий и не способен дожидаться своей очереди в таких групповых ситуациях, как, например, работа в классе или игра. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте; он перебегает с одного места на другое, лезет на мебель или летит вниз по лестнице. Даже во сне он не перестает двигаться. В любых обстоятельствах он ведет себя так, словно внутри у него «вечный двигатель».

От  расстройств поведения  до социопатии. Некоторые дети лишены всякой способности думать о благополучии других людей и всякий раз попирают их права, когда дело касается удовлетворения собственных нужд. Речь идет о «манипуляторах»-детях (а впоследствии и подростках), пускающих в ход все свое обаяние и играющих на самых чувствительных струнах других людей, чтобы добиться собственной цели. Как правило, они не способны испытывать какие-либо чувства или проявлять раскаяние по поводу причиненного ими зла. Иногда они могут быть просто опасными, так как не умеют предвидеть возможные последствия своих поступков. Таких социально неадаптированных людей называют социальными психопатами.

Антисоциальная  личность таких детей все чаще и чаще толкает их на то чтобы  жить за счет других, максимально эксплуатируя любой недостаток последних, лишь бы извлечь из него побольше выгоды.

Впоследствии  такие социопаты попадают в исправительные заведения, где и проводят значительную часть жизни. Очутившись в тюрьме, они способны вести себя как «примерные»  заключенные, без какого-либо недовольства принимая все ограничения и проявляя большое уважение к начальству, чтобы  добиться условного освобождения; получив  его, они при первой же возможности  снова совершают преступление.

Психическая анорексия. Из каждой тысячи молодых людей анорек-сией в среднем страдает от 3 до 10 человек, причем в 7-20% случаев это расстройство приводит к летальному исходу. Анорексия наблюдается почти исключительно у девушек-подростков в возрасте от 12 до 18 лет: они упорно отказываются от пищи, иногда даже потеряв более 25% своего нормального веса. Анорексия нередко сопровождается прекращением менструаций.

Информация о работе Понятие “ нормы” и ”аномалии” в психическом и личностном развитии ребёнка