Роль общения в психическом развитии ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка

Оглавление

Введение.
Когнитивное развитие.
Сенсомоторные способности плода.
Сенсомоторный период.
Стадия сенсомоторного развития по Пиаже.
Изучение перцептивных способностей младенцев.
Зрение и визуальное восприятие.
Слух и слуховое восприятие.
Вкус, обоняние и осязание.
Процессы сенсорной интеграции и полимодального восприятия.
Эмоциональная связь.
Общение и развитие речи.
Начальный этап развития речи.
Процесс овладения речью.
Развитие потребности в общении.
Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа (Возрастная психология).9docx.docx

— 119.44 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ  ГУМАНИТАРНАЯ      АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

Специальность 030030 Психология

Специализация – Психологическое  консультирование

 

 

Прокофьева Александра Викторовна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Роль общения в психическом  развитии ребенка

 

 

 

Фаррахова Айгуль Юрисовна

 

 

 

 

 

 

УФА 2013

Содержание:

  1. Введение.
  2. Когнитивное развитие.
  3. Сенсомоторные способности плода.
    1.   Сенсомоторный период.
    2. Стадия сенсомоторного развития по Пиаже.
    3. Изучение перцептивных способностей младенцев.
    4. Зрение и визуальное восприятие.
    5. Слух и слуховое восприятие.
    6. Вкус, обоняние и осязание.
    7. Процессы сенсорной интеграции и полимодального восприятия.
  4. Эмоциональная связь.
  5. Общение и развитие речи.
    1. Начальный этап развития речи.
    2. Процесс овладения речью.
  6. Развитие потребности в общении.
  7. Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка.
  8. Заключение.
  9. Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение.

Общение - один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так  как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительно важно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные  с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто провел опрос  пятисот женщин, который показал, что почти одна треть из них  никогда не думала о вынашиваемом ребенке. У детей, которых они  произвели на свет, чаще наблюдались нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. В период младенчества ребенка также очень важно своевременно создавать условия для формирования тех или иных психологических качеств. Каждый период детства имеет свои особые, неповторимые достоинства,

В отдельные периоды детства  возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности развития психики в  тех или иных направлениях, а затем  такие возможности постепенно или  резко ослабевают.

Ребенок максимально нуждается  во взрослом. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Многие исследователи (Р. Спитц, Дж. Боулби) отмечали, что отрыв  ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения  в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. А. Джерсилд, описывая эмоциональное развитие детей, отмечал, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась.

Л. С. Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив

эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

В своей работе я обобщил  и попытался отразить следующие  моменты (в контексте общения) - это роль матери вцелом и психологическая готовность к материнству; понятие эмоционального благополучия; взаимосвязь между общением, речью и психологическим развитием ребёнка; роль семьи . 
 
2. Когнитивное развитие.

 Познание – это комплекс взаимосвязанных процессов, посредством которых мы приобретаем и используем знания о мире. Он состоит из процессов мышления, научения, восприятия, памяти и понимания. Термин когнитивное (познавательное) развитие обозначает рост и усовершенствование этих интеллектуальных функций. В данном разделе мы рассмотрим различные подходы к изучению и описанию когнитивного развития человека в течение его первых двух лет жизни. 

3. СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ  ПЛОДА 

3.1. Сенсомоторный период 

Первую стадию развития ребенка  Пиаже называл сенсомоторной. Дети появляются на свет готовыми реагировать на воздействия окружающей среды посредством уже развитых у них сенсорно-перцептивных и моторных способностей. Согласно Пиаже, основные паттерны сенсомоторного поведения, начинающиеся как рефлексы, приводят младенцев к формированию схем через процессы ассимиляции и аккомодации. Уже заложенные в них паттерны, такие как взгляд, зрительное слежение, сосание, хватание и плач (крик), представляют собой кирпичики, из которых строится когнитивное развитие. На протяжении следующих 24 месяцев они превращаются в ранние понятия (представления) детей о предметах, людях и о самих себе. Таким образом, именно в сенсомоторном поведении заложены истоки интеллекта.

Адаптация. Схемы младенца уточняются, модифицируются и усовершенствуются благодаря процессу, который Пиаже назвал адаптацией. Термином адаптация обозначается общий ментальный процесс привыкания к новым элементам окружающей среды, их “регистрации”, дающей возможность последующего использования. В качестве примера Пиаже описывал игру своей 7-месячной дочери Люсьен с пачкой сигарет. В отличие от 2-летнего ребенка, который (как это ни прискорбно!) мог бы достать сигарету из пачки и сделать вид, будто курит ее, в поведенческом репертуаре Люсьен такие действия пока отсутствовали. Она обращалась с пачкой сигарет так же, как и с любым другим предметом или игрушкой, которые попадали в ее руки. Рассмотреть, взять в рот, схватить и стукнуть – таковы единственные доступные ей схемы манипулирования. Другими словами, она ассимилировала пачку сигарет в существующие у нее схемы. При ассимиляции каждого нового предмета дети немного изменяют паттерны, или схемы, своих действий. При помощи хватания, сосания и жевания происходит аккомодация новых объектов. Постепенно, благодаря ассимиляции и аккомодации, структура этих действий видоизменяется и из базовых сенсомоторных схем младенца развиваются более сложные когнитивные способности. Начиная с простых циркулярных реакций, повторяющихся паттернов поведения, являющихся главным образом рефлекторными по природе, большая часть обучения младенцев носит случайный характер. Совершается действие, которое ребенок видит, слышит или ощущает. Например, некоторые малыши обращают внимание на свои руки, когда они случайно оказываются перед лицом. Двигая руками, они обнаруживают, что способны изменить видимый мир, продлить заинтересовавшее их событие, повторить его, прекратить и вызвать вновь. Ранние циркулярные реакции младенцев связаны с открытием ими собственного тела. Последующие реакции подобного рода относятся уже к тому, как они пользуются своим телом или собой для изменения окружающей среды, например для того, чтобы заставить игрушку двигаться.

Стадии сенсомоторного развития. Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть достаточно выраженных стадий.

Шесть стадий развития сенсомоторного интеллекта по Пиаже

       

Стадия

Возраст, месяцы

 

Характерные признаки

 

 

 

 

1

0-1

Упражнение рефлексов: сосание, хватание, смотрение, слушание

2

1-4

Адаптация основных сенсорных и  моторных структур (например, сосание  различных предметов)

3

4-8

Развитие стратегии продления  интересных впечатлений

4

8-12

Действия становятся более преднамеренными; возможен недолгий поиск спрятанных предметов

5

12-18

Активное исследование методом  проб и ошибок (“маленький ученый”)

6

18-24

Мысленное представление действия перед его совершением; использование умственных комбинаций


       

Ресунок1. 

Игра с предметами.  Зачастую достижения детей в играх с какими либо предметами, остаются незамеченными родителями и воспитателями, однако эти достижения играют особо важную роль в когнитивном развитии ребенка. К 4-5 месяцам младенцы обычно уже дотягиваются до предметов, схватывают их и удерживают в руках. Эти элементарные на вид навыки, вместе с более развитыми навыками восприятия, позволяют малышам разнообразить игру с предметами. Дети обладают памятью на повторяющиеся события, приспосабливают свои действия к особенностям конкретных предметов и совершенствуют понимание социального мира, действуя “понарошку” и подражая поведению взрослых. Иными словами, игра закладывает основу для последующего развития мышления и речи ребенка. Игра с предметами в своем развитии проходит ряд стадий, начиная с простой исследовательско-манипулятивной деятельности 5-месячных детей. К 9 месяцам большинство младенцев исследуют предметы: дети размахивают ими, ударяют о другие предметы, тем самым проверяя их на прочность. Однако они еще не знаю, и не понимают о назначение тех вещей, которыми манипулируют. К 12 месяцам младенцы сначала останавливаются, чтобы обследовать предмет, прежде чем потянуть его в рот. К 15-18 месяцам они пробуют использовать предметы по их непосредственному назначению, например, класть ложку в рот или пить из кружки. К 21 месяцу дети уже используют многие предметы по назначению: расчесывают куклу, усаживают ее на стул, или открывают дверь воображаемого домика. К 24 месяцам их игра еще больше напоминает реальность: малыши выводят своих кукол на прогулку и выстраивают в очередь игрушечные машины с прицепами. К 3 годам дошкольники могут превращать своих кукол в воображаемых людей, действующих по своей воле. Их кукла может теперь “сама” сходить в магазин за продуктами, придти домой и приготовить обед.

Подражание. Можно легко заметить, что предметная игра 2-летних детей изобилует подражаниями окружающему их миру в таком виде, каким он воспринимается ими. Однако простые зачатки подражательного поведения (имитации) можно обнаружить и у младенцев.

В течение первых 2 месяцев  жизни дети лишь время от времени  подражают действиям играющих с  ними взрослых. Младенцы могут повторять выражения лица окружающих их людей. Однако мимическое подражание на 2-м или 3-м месяце исчезает и появляеться вновь лишь через несколько месяцев. В 3-4 месяца некоторые малыши и их мамы начинают играть друг с другом в “разговор”. При этом, кажется, будто ребенок подражает звукам материнского голоса. В действительности же именно мать начинает эту игру, имитируя издаваемые ребенком звуки, и обычно трудно понять, кто кому подражает: мать ребенку или ребенок матери. К 6-7 месяцам способность младенцев подражать жестам и действиям взрослых значительно улучшается. Сначала малыши подражают лишь тем жестам, для которых у них уже есть схемы действия: разжимают и сжимают кулачок, тянут ручки в направлении предмета. Но к 9 месяцам они уже могут подражать новым жестам и действиям, в которых заняты обе руки, например ударять одним предметом о другой. На втором году жизни дети начинают имитировать серии действий или жестов даже спустя некоторое время после того, как они их видели. Сначала они подражают только тем действиям, которым им хочется подражать. Несколько позднее они, по инициативе родителей, подражают им, когда те показывают, как чистить зубы или есть вилкой, ложкой. Некоторые малыши даже к горшку приучаются без особых усилий, просто подражая старшим детям.

Требует ли подражание умственной репрезентации действия? Является ли оно актом мышления? Пиаже считал, что даже самое простое подражание предполагает сложный подбор схем действия. Он предсказывал, что дети не будут  подражать новым действиям по меньшей мере до 9-месячного возраста. Кроме того, по его мнению, отсроченная имитация – подражание тому, что произошло несколько часов или даже дней назад, требует развитых когнитивных навыков, которыми пока еще не обладают дети 18-месячного возраста. Однако сегодня, очевидно, что малыши умеют подражать новым действиям значительно ранее, чем предсказывал Пиаже. Например, дети глухих родителей начинают осваивать язык жестов и пользоваться им уже на 6-м или 7-м месяце. Также исследователи показали, что дети способны к отсроченной имитации задолго до достижения ими 18-месячного возраста. В одном исследовании использовались игрушки оригинальной конструкции, такие как ящик с потайной кнопкой, при нажатии на которую раздается звуковой сигнал, и игрушечный медведь начинающий танцевать, если дернуть за веревочку. Младенцам показали все действия, заставляющие игрушки работать, но не дали поиграть с ними сразу. Исследователи обнаружили, что в возрасте 11 месяцев дети могли воспроизвести действие с этими игрушками не позднее чем через сутки, а в 14 месяцев – спустя целую неделю. Последовавшие далее исследования показали, что отсроченная имитация после перерыва в 24 часа проявляется даже у 6-месячных детей, хотя им требовалась более долгая демонстрация целевого поведения, чем младенцам старшего возраста. Кроме того, необходимо заметить, что маленькие дети демонстрируют устойчивые индивидуальные различия в способности к отсроченной имитации: некоторые из них гораздо лучше умеют имитировать действия по прошествии времени, чем другие, независимо от возраста.

Постоянство объектов. Согласно теории Пиаже, главным достижением сенсомоторного периода является понимание младенцами постоянства объектов. Постоянство объектов – это осознание факта, что объект существует во времени и в пространстве, независимо от того, находится ли он прямо сейчас в перцептивном поле младенца. По мнению Пиаже, большинство младенцев не достигают развития постоянства объектов до 18 месяцев, хотя уже в 8-месячном возрасте у них появляется представление о “постоянстве” своей матери или своего отца. В отношении всех остальных объектов младенцы живут в буквальном соответствии с пословицей “с глаз долой – из сердца вон” если они чего-то не видят, значит, это нечто и не существует. Так, младенец тотчас же утрачивает интерес к накрытой одеялом игрушке, даже если продолжает держать ее в руке. Развитие понимания постоянства объектов связано с рядом других когнитивных достижений. Во-первых, младенцы должны начать узнавать знакомые ему предметы, что доступно им уже в возрасте 2 месяцев. Например, они оживляются при виде соки или бутылочки с молоком, а так же тех, кто за ними ухаживает. Во-вторых, 2-месячные дети уже могут следить за движущимся предметом, который исчезает за одним краем ширмы, переводя затем взгляд на другой ее край, чтобы посмотреть, не появится ли он вновь, удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется из-за укрытия. При этом их взгляд очень точно и синхронно следует за скрывшимся предметом. Но их, по-видимому, не беспокоит, если с другой стороны ширмы появляется совершенно новый предмет. В целом, дети до 5 месяцев могут очень спокойно относиться к всевозможным трансформациям окружающих их предметов.

Информация о работе Роль общения в психическом развитии ребенка