Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:11, курсовая работа
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви в семье. Однако в стране ежегодно выявляется более 100 тыс. детей-сирот. По данным Контрольного управления президента к весне 2004 г. в России было официально учтено 868 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В среднем «неблагополучным» в России является один ребёнок из 34. За последние десять лет количество детей-сирот увеличилось в 1,7 раза, в основном из-за роста числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Тольк
Введение ………………………………………………………………………3
Особенности и тенденции личностного и социального развития детей в детском доме ……………………………………………………………...5
1.1 Социализация как составляющая личностного развития детей в детском доме ……………………………………………………………..5
1.2 Проблемы в процессе развития детей-воспитанников детских домов ……………………………………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………….26
Список литературы …………………………………………………………28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1.1 Социализация как составляющая личностного развития детей в детском доме ……………………………………………………………..5
1.2 Проблемы в процессе развития детей-воспитанников детских домов ……………………………………………………………………..13
Заключение ………………………………………………………………….26
Список литературы …………………………………………………………28
Введение
Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви в семье. Однако в стране ежегодно выявляется более 100 тыс. детей-сирот. По данным Контрольного управления президента к весне 2004 г. в России было официально учтено 868 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В среднем «неблагополучным» в России является один ребёнок из 34. За последние десять лет количество детей-сирот увеличилось в 1,7 раза, в основном из-за роста числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Только 10% детей-сирот стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей. В 2003 г. родительских прав были лишены 33 тысячи родителей. Более 168,8 тысяч родителей привлечены к административной ответственности и поставлены на учет в органы милиции. Всего же число «брошенных» детей (по сведениям органов опеки и попечительства РФ) приближается к трем миллионам. Таким образом, дети-сироты сегодня могут рассматриваться как особое социальное явление, и их число с каждым годом увеличивается.
Из 150 обследованных в 1996 г. детских учреждений интернатного типа хорошие и показательные условия для развития детей были отмечены лишь в 20% указанных учреждений.
С 1987 г. в детских домах и школах-интернатах введена должность психолога. Введение этой должности означает признание того факта, что для обеспечения полноценного психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, необходима специальная психологическая помощь. Негативное влияние сиротского образа жизни на самосознание детей, оставшихся без попечения родителей, приводит к необходимости поиска возможностей преодоления, коррекции и компенсации возникающих деформаций в их развитии.
Цель исследования — выявить психологическую специфику самосознания подростков, воспитывающихся в детском доме, в сравнении с их сверстниками, живущими в семье, и определить на этой основе направления коррекционно-воспитательного воздействия.
Объект исследования — процесс личностного становления подростков, воспитывающихся в детском доме.
1. Особенности и тенденции личностного и социального развития детей в детском доме
1.1 Социализация как
составляющая личностного
Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, формирующий личность, включенную в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а природные потребности в процессе исторического развития претерпели глубокие изменения. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности.
Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, развиваемых затем в работах А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божовича, М.И. Лисиной развитие ребенка происходит в результате усвоения общественно-исторического (социального) опыта, накопленного предшествующими поколениями и воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры людей. Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником – социальные (общественная среда), а движущей силой – активное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Это возможно только в случае, если социализация оказалась успешной и проходила в семье, так как в других случаях этот процесс очень редко бывает успешным.
Очень серьезные изменения претерпевает процесс социализации у детей, воспитывающихся в детских домах. Изменения происходят в любом случае и не зависят от причин, по которым ребенок попадает в детский дом: потеря родителей, отказ родителей от ребенка, невозможность родителями реализовать свою главную функцию - воспитательную. Все эти случаи ведут к нарушению семейной социализации, во время которой закладываются основы основ.
Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но весь вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной, какие последствия имеет для дальнейшего развития личности. Эти вопросы являются серьезными и требуют тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.
Данная проблема требует серьезного анализа структуры детских домов и взаимоотношений в них как между воспитанниками и воспитателями, так и между сотрудниками. Исследование данной проблемы должно дать ответ на вопрос: «Что не так в детском учреждении, что мешает нормальной социализации и как это устранить?». Кроме того, данная проблема требует рассмотрения и детального анализа самого процесса социализации, как в целом, так и у каждого конкретного ребенка.
Очень часто при характеристике процесса социализации обращаются к понятию агенты социализации. К ним относятся социальные институты, которые помогают человеку в данном процессе: семью, школу. Через них происходит усвоение социальных норм, ценностей и моделей поведения. Они помогают и способствуют успешной социализации или наоборот делают ее неуспешным процессом.
Успешная социализация обеспечивает реализацию всех ожиданий человека, он становится гармоничной личностью, то есть развивающейся в соответствии с запросами общества, адекватно реагирующей на изменения в обществе и чувствующей себя комфортно в обществе. Неудавшаяся социализация характеризуется невключенностью человека в различные сферы жизни, которые имеют для него важное или не очень важное значение. В данном случае человек чувствует себя ненужным, отторгнутым обществом, наиболее значимыми другими, что ведет к очень серьезным последствиям, одним из которых может стать суицид. То есть, можно сделать вывод, что социализация определяет дальнейшее самочувствие человека в общественной жизни, во встроенности его в социальные взаимоотношения. Будет ли он ощущать себя полноправным членом данной социальной группы, общества, будут ли его таким воспринимать в данном обществе. Сможет ли он нормально функционировать в обществе или останется за его пределами, а также социальной группы и различных институтов, так как не представляет, по каким правилам они функционируют, что от него хотят и как он должен себя вести в них. И как следствие - девиантное поведение, которое будет выступать как компенсаторный фактор.
Эту нисходящую цепочку можно применить к выпускникам детских домов с неудавшейся, нарушенной социализацией. Это связано с тем, что в отличие от млекопитающих, обладающих врождёнными навыками выживания, человеческие младенцы нуждаются в постоянной заботе других, которые их кормят, одевают и защищают. Чтобы правильно развиваться, младенцу необходимо постоянно чувствовать, что о нем кто-то заботится, что его любят, особенно в первые годы жизни. Кроме того, в это же время ребенок начинает воспринимать свои первые социальные роли (сын или дочь, внук или внучка), а значит и те требования, которые сопутствуют данным социальным ролям. В детстве начинается и формирование личности, на которое оказывает влияние взаимодействие между людьми. И это взаимодействие может выражаться, по Дж. Г. Миду, в трех стадиях:
Все эти процессы в нормальном виде протекают в семье, которая и играет роль первичной ячейки социализации. Очень важную роль играет эмоциональная атмосфера в семье, как относятся родители к ребёнку, чувствует ли он себя любимым или заброшенным. Кроме того, эта атмосфера оказывает влияние и на социализацию, объясняют ли родители ребёнку, как он должен себя вести или нет.
Успех социализации на этой стадии зависит также и от тех требований, которые предъявляет семья к детям, в какой форме, в жёсткой или нет, завышены эти требования или нет, хвалят ли родители ребёнка за правильные поступки, за успехи. Также влияние оказывает и то, как относятся к ребенку, то есть уважают его мнение или подавляют, что ведет к различному восприятию детей самих себя, какая самооценка вырабатывается у ребёнка, заниженная, завышенная или адекватная.
В детском возрасте закладываются те основы, та почва, на которой дальше развивается личность. От этого фундамента зависят развивающиеся качества ребёнка - лидера или жертвы, самооценка, которая, конечно, может видоизменяться, но его основа постоянна. Если ребёнку говорили каждый день, что он слабый, ничего не может сделать сам, то он, в конце концов, поверит в это и будет жить с этим. В детском возрасте закладывается тот жизненный сценарий, который будет реализовываться в течение всей жизни.
Но не всегда дети воспитываются в семье, не всегда процесс социализации начинается в ней. И причин тому может быть много. Это может быть и несчастный случай, унесший жизни родителей; отказ родителей воспитывать своего ребенка; изъятие ребенка из семьи по социальным показаниям – в этих случаях ребенок становится социальным сиротой. Это дети, которые либо вообще никогда не воспитывались в семье и не представляют, как она устроена и функционирует, как происходит взаимодействие ее членов. Они не видели ласки и нежности со стороны родителей, когда им она была необходима, они были оставлены один на один с окружающим миром. Либо это дети, которые воспитывались в семье, там началась социализация, но из-за трагического случая прервалась и не может больше продолжаться в семье. Это очень сложные случаи, так как здесь ребенок знает и представляет как это должно быть, но не получает нормального продолжения данного процесса.
Еще возможны случаи, когда ребенок воспитывался в девиантной среде и социализировался в этой среде, приобретая девиантные модели поведения. Так, анализ условий жизни в семье 137 воспитанников Старооскольского детского дома Белгородской области России показал, что 74,4% детей уже с рождения испытывали неблагоприятное воздействие социально дезадаптированных семей, где родители злоупотребляли алкоголем, жестко обращались с детьми, где годами не удовлетворялись жизненно важные потребности ребенка. От 3,6 % детей, находящихся в детском доме, отказались родители; 18,2% детей изъяты из семей без лишения родительских прав и только 8,8% детей действительно сироты. Это еще сложнее, так как эти дети вообще не имеют представления о нормальной семье и нормальных взаимоотношениях внутри нее. Но все эти дети оказываются в детском доме, где будет идти их дальнейшая социализация. И здесь представляет особый интерес то, как происходит это в детском доме.
Причины, как мы видим, разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства - это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем. Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается как бы не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни. И исходя из данного контекста воспитание в детском доме нельзя рассматривать ни как альтернативу семейному, ни как замену. Так как разделение ребёнка с жизненным пространством семьи ведет к напряжению.
Кроме того, дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома.
Очень серьёзные последствия имеют нарушения социализации в ранние годы жизни, когда ребенок беззащитен, когда он нуждается в большом количестве ласки, любви и заботы, чтобы нормально развиваться. Это и задержки психического, физического и умственного развития, что ставит детей в неравное положение еще и в этом плане.
Информация о работе Особенности и тенденции личностного и социального развития детей в детском доме