Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.
Введение
Глава 1.
1.1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.
1.2. Понятие нравственного воспитания, как основа формирования
личности.
Глава 2. Организация работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
2.2 Анализ результатов работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
Заключение.
Нравственное воспитание детей детского дома.
Содержание
Введение
Глава 1.
1.1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.
1.2. Понятие нравственного воспитания, как основа формирования
личности.
Глава 2. Организация работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
2.2 Анализ результатов работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
Заключение.
Введение
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.
Социально-экономические, политические реформы в России оказали определенное воздействие на социальную сферу, что сказалось на уровне жизни российской семьи. Впервые со времен Великой Отечественной войны смертность превышает рождаемость, распадается каждый третий брак. К началу нового тысячелетия в России сиротами оказались около 700 тыс. детей, из них 95 % - это сироты при живых родителях, т. е. социальные сироты.
Сегодня ясно без прогностических предположений, что изменения в политической, социальной и экономической сферах наряду с позитивными результатами больно ударили по социально уязвимым слоям населения, в частности по многодетным и малообеспеченным семьям. Социологи предсказывают ощутимое падение нравственных ценностей и норм, рост внебрачной рождаемости и отказных детей, активизацию преступности, что приведет к увеличению числа детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Интернатные учреждения для сирот и детей, лишенных попечения родителей, - строгое, казенное название целой планеты особого, обделенного родительским теплом детства. Если появление детей-сирот в нашей стране можно объяснить в годы революции и гражданской войны, в период репрессий и Великой Отечественной войны, то сегодня этот получающий все большее распространение феномен вызывает горечь и недоумение. Стал уже привычным термин «социальное сиротство», сиротство при живых родителях, ведь тех, у кого матери и отца нет в живых, в интернатных учреждениях лишь 5%. Сиротство как социальное явление непосредственно вызвано нездоровым состоянием общества, снижением в нем нормативов морали и нравственности. Поэтому задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности. Этим и определяется актуальность данной темы в настоящее время.
Цель - гармоничное духовное развитие личности воспитанника Детского дома и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических, трудовых традиций России.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Развитие форм ученического самоуправления.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского (3), Н.М.Болдырева (6), Н.К.Крупской (17), А.С.Макаренко (18), И.Ф.Харламова (30) и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.
Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Проблемы сиротства в нашей стране волновали многих ученых, психологов, социологов, педагогов. В частности, существуют труды по нравственному воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, таких авторов как Сухомлинский, Макаренко. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Основным источником для написания курсовой работы явилась книга И.А. Сикорского «О нравственном воспитании», где видный отечественный психолог, психиатр и педагог, доктор медицины - Иван Алексеевич Сикорский (1842- 1919) первым среди российских ученых провел эксперименты в области педагогической психологии. Круг его научных интересов был очень широк и отличался стремлением ученого собрать воедино данные наук о человеке, создать целостное представление о развитии ребенка, функционировании детской психики в зависимости от специфики деятельности нервной системы. Он исследовал взаимодействие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, обосновал необходимость тесного сочетания умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Кроме того, автор исследовал работу по нравственному воспитанию на примере ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска, где провел анкетирование, проанализировал работу 2-ой социальной семьи Детского дома за последние 8 лет работы по программе «Воспитание семьянина в условиях детского дома».
Глава I.
1.1 Сиротские учреждения в России. Исторический обзор
При внимательном взгляде на окружающую нас действительность мы убеждаемся, что современные общественные отношения органически связаны с историческим прошлым. На основе накопленных в минувшие эпохи знаний, традиций и навыков история помогает современному поколению людей не повторять допущенных ранее ошибок и находить оптимальные решения сегодняшних социальных проблем. Не случайно еще древние римляне с полным основанием считали историю «наставницей жизни». А идущий в настоящее время процесс реформирования российского общества делает исторические знания и исторический опыт особенно актуальными, поскольку они составляют важное условие успешных преобразований в стране.
На протяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество, так или иначе, сталкивается с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельно обеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом и психическом развитии и другим. Отношение к таким людям в разных обществах и государствах на разных этапах развития было различным – от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полной интеграции их в общество, что определялось характерной для данного общества аксиологической (ценностной) позицией. Аксиологическая позиция в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.
История русского народа показывает, в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться традиции гуманного сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям, и особенно к детям как наиболее беззащитным и уязвимым среди них. Другими словами, еще в тот исторический период стали закладываться традиции призрения (в педагогической энциклопедии: «призреть» - пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботится нуждами ближнего своего). Претерпевая множество изменений по форме, видам и содержанию презрение сегодня выросло в целую систему социальной поддержки, защиты и помощи нынешним нуждающимся.
Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающимся прославился Великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко». Будучи от природы человеком широкой души, он призывал других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Владимир положил начало и осуществил ряд мероприятий по приобщению россиян просвещению и культуре. Он учредил училища для обучения детей знатных, среднего состояния и бедных, видя в образовании детей одно из главных условий развития государства и духовного становления общества.
Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.
Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха, о чем свидетельствует и его завещание: «Всего ж паче убогих не забывайте, поскольку вам возможно по силе своей кормите». Сестра его, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище дл девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, старец Амвросий, что служил верой и правдой в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, относиться уважительно к людям, заботится о них.
Традиции призрения в русском народе не ограничивались деятельностью только церкви и отдельных князей. Простые люди оказывали помощь и поддержку друг другу, и в первую очередь – детям. Дело в том, что в этот период дети еще не воспринимались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам историков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи детям, тогда как народ не оставался равнодушным к судьбам сирот.
В начале ХVII века происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алексеевича, а точнее – с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.
Но более всего в истории известно имя великого реформатора – Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающихся, ввел примитивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 году открываются приюты для «зазорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения, младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживающих их людей.
В России, как и в Западной Европе, постепенно формировалась сеть благотворительных учреждений и заведений, налаживались и совершенствовались механизмы призрения, которые охватывали все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект развития, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т.д. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с недугом.
При Николае I благотворительность принимает светский характер. Личное участие в нем воспринимается обществом, как морально-нравственный поступок, благородство души и считается неотъемлемым делом каждого.
Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.
Таким образом, система общественного государственного призрения детей в России в конце ХIХ века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно определила становление профессиональной социальной помощи в Европе.
В России накоплен богатейший опыт в этой области. Десятилетиями вырабатывались механизмы оказания помощи нуждающимся детям, апробировались самые разнообразные формы и методы социального призрения детей и подростков. А переходный период развития общества в настоящее время, углубление кризисных процессов настоятельно требуют повышенной заботы о детях и подростках, так как детство – период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность.
Анализ исторического опыта XX века приобретает особую значимость и актуальность в начале нового тысячелетия, так как он делает возможным осмысление тенденций, событий и фактов в сфере социальной защиты детей-сирот с целью выработки стратегии в будущем.
Переломным моментом в развитии системы призрения и благотворительности в России стала Октябрьская революция 1917 года. Большевики осудили благотворительность как пережиток, а поэтому любая благотворительность была запрещена. Ликвидация частной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фактически ее репрессирование закрыло путь церковной благотворительности. Государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в результате острейших социальных катаклизмов (первая мировая война, несколько революций, гражданская война) резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков, проституция несовершеннолетних – острейшие проблемы того времени, которые требовали своего решения.
Большое значение для развития работы по спасению детей и повышению ее эффективности имело создание детской социальной инспекции при отделе правовой защиты детей Наркомпроса. Комиссия проводила работу по борьбе с нищенством и другими пороками того времени.
В этот период активно начинает развиваться педология, которая ставила перед собой задачу на основе синтезированных знаний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное воспитание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профессиональными ролями и т.д.
Информация о работе Нравственное воспитание детей детского дома