Нравственное воспитание детей детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.

Оглавление

Введение
Глава 1.
1.1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.
1.2. Понятие нравственного воспитания, как основа формирования
личности.
Глава 2. Организация работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
2.2 Анализ результатов работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
Заключение.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

      «Умение вести беседу присуще только человеку» (занятие-беседа).

      «Азбука нравственности или разговор о воспитанности» (беседа-рассуждение).

      «О красоте, моде и хорошем вкусе» (устный журнал).

      «О вреде сквернословия».

      Роскошь человеческого общения» (этическая беседа).

      «Как надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли» (занятие-беседа).

      Правила честной игры.

      Поведение в гостях: «Как дарить подарки».

- Социально-бытовая ориентация.

Проведение специально организованных занятий с детьми по подготовке их к взрослой самостоятельной жизни. На таких занятиях дети получают теоретические знания о семье, о роли родителей в воспитании детей, о семейных традициях и праздниках, о взаимоотношениях членов семьи, о семейном долге, о домашнем труде, семейном хозяйстве, создании уюта в своей квартире, о бюджете, экономии и т. д. Кроме того, на занятиях у детей формируются практические навыки выполнения различных видов домашнего труда, необходимые во взрослой жизни.

Воспитывая у детей простые повседневные правила поведения, мы воспитываем свой моральный кодекс, прививаем систему определенных принципов, которой руководствуемся сами в процессе практической деятельности. Возведение простых норм обыденной жизни семьи к оценочным категориям добра и зла является весьма важным моментом в формировании морального сознания ребенка. Если, скажем, определенная норма поведения совершенно ясна и проста для взрослого, то для ребенка она не совсем проста. Для детей простые нормы есть не что иное, как высшая форма обобщения окружающей действительности, позволяющая делать выводы, мотивировать свою деятельность, анализировать поступки, регламентировать поведение. А это уже нравственная деятельность, практическая реализация содержания, которое вкладывают родители в понятия добра и зла.

 

 


2.2    Анализ

 

О воспитании детей за всю историю разлития человечества написаны сотни трактатов, выдвинуты тысячи идей. Но если мысленно сравнить основные известные педагогические теории в самом общем плане, можно увидеть, что сущность их сводится к тому, чтобы дать рекомендации воспитателям, как и какими средствами воспитать у детей нравственные идеалы и устои определенного общества. Осуществление этих задач возлагалось главным образом на родителей, которые стремились внушить детям уважение к старшим, воспитать правдивость, скромность, вежливость, послушание, умение вести себя среди знакомых и незнакомых, равных по возрасту и старших, следить за чистотой и опрятностью. Семейное воспитание обычно сводилось к закреплению в сознании ребенка простых норм обыденной жизни, в которых отражалась определенная система морали.

 

Воспитание семьянина начинается с воспитания у ребенка простых норм нравственности. Эта закономерность общего порядка обусловлена социальными и физиологическими факторами. Она действует всегда и повсеместно, разница лишь в том, какое содержание то или иное общество, семья вкладывают в понятие "простая норма". Простая норма - это своеобразные правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей. Сфера приложения этих норм в основном сводится к поведению в семье, быту, повседневным взаимоотношениям. Простые нормы нравственности, цель воспитания которых — поддержание элементарного порядка.

Коллектив воспитанников  детского дома имеет ряд особенностей. Дети здесь  учатся в обычной общеобразовательной школе. Поэтому они должны обладать умением приспосабливаться к условиям социальной среды. Значит необходимо развивать в подростках это умение: налаживать контакт  с другими детьми, выстраивать отношения с педагогами и воспитателями, быть общительными с окружающими – т.е. умений, позволяющих устанавливать  межличностные отношения со сверстниками и педагогами. Возрастные особенности подростка часто усложняют адаптацию в различных  социальных условиях. В детском доме, где в одном коллективе представлены все возрастные категории, адаптироваться подростку необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному младшими и старшими школьниками.

Способность адаптации в социуме и эффективного действия в нем зависят от темперамента, коммуникативных склонностей, внешности подростка и мн. др.

Некоторые из этих особенностей можно развивать, способствуя построению конструктивных отношений с окружающим миром.

Формирование умения правильно оценивать свои действий и действий членов социума, пользоваться простейшими критериями самооценки и оценки -  то есть устойчивой учебной и жизненной мотивации на фоне позитивных представлений подростка о себе и низкого уровня школьной тревожности играет важную роль  в социальной адаптации воспитанника.

Важным показателем удовлетворительного пребывания подростка в детском доме является его эмоциональное состояние, ведь оно тесно связано с успешной учебной деятельностью, влияет на усвоение принятых норм поведения. На успешность социальных контактов и, как итог, формирует внутреннюю позицию ребенка.

При анализе работы по воспитанию нравственных качеств у детей «Детского дома» г. Курска (в частности девочек 2-ой социальной семьи) было проведено лонгитюдное обследование по уровню воспитанности (Приложение 1)

Итак, рассматривая нравственное воспитание детей детского дома, автор пришла к выводу, что оно, основанное на диалоге, общении, сотрудничестве, и значит, становится для ребенка значимым и привлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться о выполнении следующих условий:

 

      Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности.

      Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников.

      Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху.

      Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности.

      Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения.

      Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни воспитанников детского дома: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.


Заключение

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в социальной семье – важнейшие источники формирования нравственности детей.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания воспитанников «Детского дома» г. Курска .

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности нравственного воспитания 

  психолого-педагогического процесса;

- знание “механизмов” формирования нравственности;

- умение планировать работу по формированию культуры поведения,

- уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства

нравственного воспитания;

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей и взрослых. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

Эффективность нравственного просвещения воспитанников детского дома во многом зависит и от согласованной работы самого учреждения и социальной семьи, а также внесения новаторских взглядов на данную проблему в программу «Воспитание семьянина в условиях детского дома» для большей ее эффективности. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

         Опытная работа в ОГОУ для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с воспитанниками детского дома. Хотя в опытной 2-ой социальной семье теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать.

        Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

         И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?

 


Справочник

1.      Релятивизм - (от лат. relativus - соотносительный) - убеждение, что нет единой истины, одинаковой для всех людей, а есть множество истин, удобных, полезных и убедительных для одних лиц и групп, но неприемлемых для других. Каждая из таких "истин" соотносима с желаниями, культурной, национальной и социальной принадлежностью человека или группы, с эпохой, расой и пр.

2.      Догматизм – это метод мышления, при котором определённые положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учёта конкретных условий жизни.

3.      Авторитарность (автократичность) - стиль руководства, который характеризуется выраженной централизацией управленческих функций и максимальным подавлением инициативы подчиненных, устранением их от решения вопросов совместной деятельности - . В качестве средств выступают приказы и распоряжения, при этом обратная связь по выполнению совместной деятельности осуществления в виде наказания.

 

Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни не должна являться частью какой-то программы (как во многих детских домах), она должна быть в самой жизни. У семьи нет искусственно созданных функций (например, дать ребенку профессию, а вот сориентировать его на получение какой-то профессии — это задача семьи).

Некоторые детские дома (по семейному типу) работают по темам: «Родина моя», «Здоровье», на базе других детских домов создаются центры социально-педагогической реабилитации, музыкальные, искусства и т. д. и т. п.

Мы считаем, если дети организованы в семьи, то и вся эта работа должна осуществляться в семье, а не параллельно. Зачем создавать семьи, если воспитание осуществляется как в школе, и только иногда проводятся беседы или практические занятия по семейному воспитанию. Вся жизнь детей в детском доме должна быть максимально приближена к благополучной семье не только созданием квартир и других условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это не кровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего пребывания в детском доме в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни, они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее. И семья детского дома для них не просто форма общежития. Они считают ее по-настоящему своей и, став взрослыми, приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью.

В результате многолетних поисков была разработана программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома».

Информация о работе Нравственное воспитание детей детского дома