Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.
Введение
Глава 1.
1.1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.
1.2. Понятие нравственного воспитания, как основа формирования
личности.
Глава 2. Организация работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
2.2 Анализ результатов работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
Заключение.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Очевидно, что они не одинаково направлены на формирование мотивов нравственного поведения. Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения,
формирующие представления, понятия, идеи.
2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.
И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.
Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место, естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании - упражнение; в воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными методами применяются также поощрение и наказание.
Наиболее последовательной и современной представляется, на мой взгляд, классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия - пример.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
1) служить источником знаний;
2) обогащать нравственный опыт личности опытом других людей;
3) служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведение людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах.
Глава 2. Содержание работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска
ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска был создан в 1997 году на базе детского сада № ?, который существовал с 1990? года. Приезду детей предшествовали капитальные строительные работы по переделке помещений для проживания детей, в которых принимали участие директор детского дома Т.И. Галкина и первые сотрудники.
Изначально данное учреждение имело название «» , в 199? Году оно было переименовано в «Детский дом для детей школьного возраста» и только с утверждением программы «Воспитание семьянина в условиях детского дома»
Детский дом самый обыкновенный, рядовой, не имеет роскошных апартаментов, не имеет богатых спонсоров. Наш детский дом не является центром. Мы бы хотели показать, как в обычном детском доме можно организовать жизнь детей-сирот, приближенную к естественным условиям семьи, как воспитатели справляются с этой важной задачей — дать детям защиту, тепло и уют семейного дома, естественно обретенный опыт жизни в семье, который необходим им для будущей их личной семейной жизни.
Роль семьи в жизни человека очень велика. И педагоги, и психологи, и социологи утверждают, что у истоков формирования личности стоит семья. «Именно в ней дети просто и естественно приобщаются к жизни, учатся чувствовать, думать, переживать» (А. М. Прихожан и Н. Н. Толстых). «Необходимо растить будущих отцов и матерей, мужчин и женщин, — утверждал В. А. Сухомлинский, — потому что они-то и становятся подлинными гражданами, тружениками, гордостью и нравственной опорой нации». Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть сотням детей, которые не по своей воле лишены очага родной семьи, любви матери и заботы отца? Как вырастить из таких детей хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой, однако они чаще, чем их домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать благополучную семью, сохранить ее, если она возникает. Выпускники детских домов, кроме жизненных проблем (нет квартиры, работы, средств к существованию), в большинстве испытывают большие затруднения при выполнении домашнего труда. Отсутствие элементарных навыков, необходимых для ведения своего хозяйства, для поддержания своего дома, сильно усложняет жизнь.
Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни не должна являться частью какой-то программы (как во многих детских домах), она должна быть в самой жизни. У семьи нет искусственно созданных функций (например, дать ребенку профессию, а вот сориентировать его на получение какой-то профессии — это задача семьи).
Некоторые детские дома (по семейному типу) работают по темам: «Родина моя», «Здоровье», на базе других детских домов создаются центры социально-педагогической реабилитации, музыкальные, искусства и т. д.
Семейные детские дома — обычное явление, их уже много в стране. Но называясь одинаково, они все очень разные. Проживание ребенка в семье, даже искусственно созданной, безусловно, полезнее для него, особенно если семья удачно сложилась, если в ней не часто возникают разногласия, нет психологически несовместимых людей, нет противоборства, хотя такая идиллия редкость и в кровных семьях. Но в семейном детском доме составляющие его структуры — семьи — модели благополучных семей, так как это не просто выбранная форма общежития, это среда обучения. Всегда ли собранная группа детей и воспитатель-мама образуют собой эту категорию — семью? Какие основные задачи должен ставить перед собой воспитатель, чтобы модель семьи работала позитивно, чтобы она оправдывала свое название, давая ребенку те навыки естественной жизни в микросоциуме — семье, которые помогут ему в самостоятельной жизни не потеряться, не погибнуть, создать свой микросоциум и тем самым обрести опору, смысл жизни, прочное ее основание? Вопросы несложные, но ответы на них, особенно не словесные, а проявляемые в действиях, наверняка будут отличаться. Мы предлагаем один из вариантов ответа в этой работе.
Мы считаем, если дети организованы в семьи, то и вся эта работа должна осуществляться в семье, а не параллельно. Зачем создавать семьи, если воспитание осуществляется как в школе, и только иногда проводятся беседы или практические занятия по семейному воспитанию. Вся жизнь детей в детском доме должна быть максимально приближена к благополучной семье не только созданием квартир и других условий, а всем содержанием воспитательной работы, взаимоотношениями, самой атмосферой. Дети знают, что это не кровная семья (никто не стремится подменить ее), однако, живя на протяжении всего пребывания в детском доме в одной семье, у них формируется опыт семейной жизни, они участвуют в домашних делах, ведут хозяйство, испытывают естественные чувства любви и заботы, ощущают свою защищенность, сами выражают эти чувства по отношению к членам семьи, учатся оценивать действительность и свое будущее. И семья детского дома для них не просто форма общежития. Они считают ее по-настоящему своей и, став взрослыми, приезжают в гости не просто в детский дом, а в свою семью.
Информация о работе Нравственное воспитание детей детского дома