Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:07, курсовая работа
Проблема детского сиротства и социальной защиты детей-сирот существовала на всем протяжении истории России. Государственная политика помощи детям-сиротам менялась в зависимости от социально-политической ситуации в стране, степени вовлеченности общественности в профилактику и предупреждение сиротства в России и других факторов.
Введение
Глава 1.
1.1. Сиротские учреждения в России. Исторический обзор.
1.2. Понятие нравственного воспитания, как основа формирования
личности.
Глава 2. Организация работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
2.2 Анализ результатов работы по нравственному воспитанию в ОГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом» г. Курска.
Заключение.
В результате многолетних поисков в Каменском детском доме № 1 (по семейному типу) была разработана программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома», которую мы взяли за основу, адаптировав ее для условий работы в ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом» г. Курска.
ПРОГРАММОЙ ПРЕДУСМОТРЕНО:
1. Реорганизация жизненного пространства детского дома, создание условий, быта и жизнедеятельности, максимально приближенных к домашним (квартиры на каждую семью с полным набором помещений).
2. Объединение детей не в группы, а в семьи, по родственному признаку — однополые братья (сестры) являются членами одной социальной семьи.
3. Организация жизнедеятельности по типу семей (изменение организационной структуры деятельности детского дома):
а) в социальной семье работают воспитатели (родители);
б) все имущество социальной семьи и личное детей поставлено на подотчет семьи, у детей воспитывается заботливое и бережное отношение к своим вещам и материальному окружению;
в) уменьшение количества людей, участвующих в воспитании: в состав семьи входят только дети и воспитатели (родители), которые работают посменно круглосуточно, помощники воспитателей, вся работа в семье (начиная с уборки квартиры и заканчивая ремонтом) выполняется совместно старшими и младшими членами социальной семьи.
4. Создание общественных форм организации управления:
а) семейных советов, которые проводятся еженедельно, и на них подводятся итоги за неделю, решаются вопросы и проблемы, обсуждаются дела повседневного быта, дети активно участвуют в семейной жизни, у них формируется привычка решать вопросы всей семьей, считаться с другими членами семьи, нести ответственность за дела в семье, дорожить ее честью;
б) большого семейного совета — главного органа общественного управления, который решает вопросы и проблемы всего детского дома, он объединяет взрослых и детей, делает их единомышленниками. В Совет входят директор, заместитель директора по воспитательной работе, старшие воспитатели и по одному представителю от каждой социальной семьи из числа старших детей в возрасте 14- 18 лет;
в) большой семейный круг - проводится два раза в год (после 2-ой четверти и после 4-ой четверти) на котором подводятся итоги успеваемости и поведения каждого ребенка за данный период, а также участие каждого в жизни семьи, лучшим — всегда награда , нерадивым — порицание.
5. Создание в каждой семье своих традиций, своего уклада жизни — вечерние семейные чтения, субботние вечера (после бани) с ароматным чаем, походы к любимым местам отдыха — сплачивает семью, создает атмосферу сердечности и человеческой близости.
6. Отказ от массовых мероприятий и занятий (где присутствуют все семьи). Воспитатели (родители) должны работать только с детьми своей семьи (когда воспитатель хорошо знает детей, видит цель своей деятельности, несет ответственность за воспитание и развитие детей, только тогда можно ожидать положительный результат). Массовые мероприятия могут организовывать: музыкальный руководитель, инструктор по спорту, библиотекарь. Такая установка не исключает приглашения семей друг к другу на праздничный пирог или проведение КВНа между двумя семьями.
7. Проведение специально организованных занятий с детьми по подготовке их к взрослой самостоятельной жизни – социально-бытовая ориентация (СБО).
8. Дополнительные занятия музыкой, хореографией, физкультурой, трудом (швейное дело и вязание – для девочек, деревообработка – для мальчиков) организованы не по типу кружковой работы. Преподаватели занимаются со всеми детьми, обучают их навыкам, необходимым в будущем.
9. Лето не выпадает из общего содержания программы. В течение лета они теоретически и практически продолжают осваивать ведение домашнего хозяйства — приусадебный участок (уход за клумбами).
10. Помощь выпускникам:
а) регулярные посещения администрацией детского дома учебных заведений, где продолжают обучение бывшие воспитанники, встречи с преподавателями, воспитателями общежитий;
б) помощь в создании уюта в комнатах общежития выпускников (обои, краска, мебель); надо отметить, что эстетическое и санитарное состояние комнат наших выпускников, в сравнении с другими, самое лучшее;
ПОСТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома» рассчитана на 4 года, цикличная, повторяется каждые 4 года. Ребенок, находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в мл.адшем возрасте — в простой, доступной форме, в старшем — более глубоко, основательно и осознанно. Здесь соблюдаются основные принципы дидактики: процесс идет непрерывно, с постепенным усложнением, с учетом возраста детей.
Программа имеет четыре блока:
«Семья и ее функции»,
«Роль семьи в умственном развитии детей»,
«Значение домашнего труда в жизни семьи»
«Хозяйство семьи и бюджет»
Эти блоки охватывают разные стороны семейного воспитания. Если в обычных семьях дети непроизвольно, естественным путем познают семейную жизнь, то в детском доме необходимо целенаправленно, последовательно рассказывать, учить, обращать внимание детей на разные проблемы, ситуации.
Каждая тема программы рассматривается в течение 2-х месяцев, вся деятельность коллектива подчинена именно этой задаче: совещания при директоре, заседания БСС, смотры-конкурсы, консультации. В итоге проводится педсовет, и затем начинается работа над следующей темой.
Все темы условно разбиты на три вопроса (по количеству воспитателей), чтобы не было наслоения и пропуска какого-то важного момента. Каждый воспитатель работает по своему вопросу, конечно, они не изолированы, они взаимосвязаны, но все-таки акцент каждый делает по своему направлению. За месяц воспитатель должен посвятить своей теме четыре занятия, которые проводятся по расписанию в свободное время с учетом распорядка дня. Они проводятся по подгруппам, иногда со всей семьей.
Разработаны методические рекомендации по проведению занятий, которые облегчают работу воспитателям, в них дана краткая структура занятий.
2.1. Формы работы с детьми детского дома по нравственному воспитанию.
В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас материальном и духовном мире дети видели человека — труженика, творца, созидателя. Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира, тогда ребенок становится существом социальным. Воспитатели стараются привить детям детского дома умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий.
Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта.
Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы меняется.
Так рассмотрим формы работы с детьми по воспитанию нравственных качеств на примере 2-ой социальной семьи, которая на момент написания работы состоит из девочек 9 – 16 лет, обучающихся в МОУ СОШ № 51
г. Курска.
Вторая социальная семья работает по программе «Воспитание семьянина в условиях детского дома» в течение 8 лет. За это время состав семьи сменился 4 раза, в связи с выпуском
Нравственное воспитание в нашей социальной семье осуществляется в следующих направлениях:
- Я и общество.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы прежде всего должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Воспитанию нравственной позиции гражданина способствовали следующие мероприятия, проведенные с детьми 2-ой социальной семьи:
Я имею право!
Человек. Личность. Гражданин.
Декларация прав человека.
Что такое демократия?
Права ребенка.
Государственная символика.
Я гражданин России.
Нужен ли воспитанный человек в современном обществе .
Ответственность несовершеннолетних и другие.
- Духовно-нравственное воспитание.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса.
Духовные часы совместно со священниками церкви «Вера, Надежда, Любовь» отцом Александром и отцом Андреем;
Ежегодные Рождественские утренники, подготовленные силами воспитателей и воспитанников Детского дома;
Чтение православной литературы, содержащей образцы высоконравственного поведения.
- Беседы на этические темы.
Часто человек попадает в ситуации внутренней борьбы, когда он мучается сомнениями, прежде чем примет решение. Поскольку мы хотим видеть наших детей порядочными, мы ожидаем, что в них победит добро, что они поведут себя в соответствии с нашими взглядами и моральными нормами, что отклонение от нормы вызовет у них угрызения совести и им захочется исправиться. С этой целью был разработан цикл бесед на этические темы:
Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
О честности и умении держать слово.
Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
Я и те, которые рядом.
Дружба, помощь, взаимовыручка.
Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности.
О честности и умении держать слово и др.
- Нравственные основы семьи
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение.
В основе семьи лежит брачный союз. Он является договором между мужчиной и женщиной, согласно которому они берут на себя обязанность жить вместе как муж и жена, взаимно помогая друг другу и восполняя духовно-нравственные запросы друг друга. Современные брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно
помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни этому мы уделяем самое пристальное внимание, что отражается в следующих занятиях:
У начал семьи.
Супружество. Святость брачного союза.
Нравственное назначение женщины.
Роль чести и целомудрия в жизни современного подростка.
Родительство. Осознание ответственности за свою семью и воспитание детей.
Взаимоотношения в семье.
Психологический климат и совместимость в семье.
Проявление любви (беседа-рассуждение).
Эгоизм – испорченная любовь.
Супружеские конфликты.
О нравственном воспитании в семье, идейных ценностях семьи, семейном долге и последствиях нарушения семейных отношений. (Обсуждение видеофильма).
- Этика и этикет.
Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях мы стараемся прививать своим воспитанница эти нормы:
Информация о работе Нравственное воспитание детей детского дома