Личностное и профессиональное развитие современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов как личностное развитие менеджера, его профессиональные характеристики, авторитет и власть. Для достижения цели необходимо выполнить следующие :
1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один современный менеджер
2. Подробно рассмотреть личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера………………………..…………………………………………..4
1.1 Профессия менеджера ………………………………………………….4
1.2 Основные черты самоактуализации по А. Маслоу …………………...6
1.3 Основные направления работы менеджера над собой ……………….8
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера………..12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств руководителя.12
2.2 Анализ своего предприятия …………………………………………...18
Глава 3. Методы совершенствования профессиональных и личностных качеств менеджера………………………………………………………….23
3.1 Типичные управленческие ошибки и способы их устранения………23
3.2 Основные компоненты и направления работы менеджера над собой 26
3.3 Реализация принципов отношения к профессии……………………...29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

личностное и профессиональное развитие современного менеджера.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

План

Введение……………………………………………………………………. 2

Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера………………………..…………………………………………..4

    1. Профессия менеджера ………………………………………………….4
    2. Основные черты самоактуализации по А. Маслоу …………………...6
    3. Основные направления работы менеджера над собой ……………….8

Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера………..12

2.1 Структура  профессиональных и личностных качеств руководителя.12

2.2 Анализ своего предприятия …………………………………………...18

Глава 3. Методы совершенствования профессиональных и личностных качеств менеджера………………………………………………………….23

3.1 Типичные управленческие  ошибки и способы их устранения………23

3.2 Основные компоненты  и направления работы менеджера  над собой 26

3.3 Реализация  принципов отношения к профессии……………………...29

Заключение…………………………………………………………………..31

Список использованной литературы……………………………………….33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Выбранная мною тема является очень актуальной, так как ни одна компания не может  существовать без менеджеров – ведь как только появляется фирма, сразу же появляется потребность в управлении ею на всех уровнях. Актуальность темы состоит в том, что для успеха в управлении другими людьми менеджер должен постоянно развивать свои профессиональные и личностные качества. Люди, занимающиеся подготовкой и повышением квалификации менеджеров, разработали много практических методов, помогающих им развить и опробовать собственный стиль и способности. Почти всегда руководители, овладевая новыми навыками и углубляя понимание своей профессии, обнаруживают ранее скрытые способности. Но прежде всего, необходимо непосредственно личное участие и обучение на собственном опыте в целях приобретения и успешного применения новых навыков, так как только развив в себе высокие профессиональные и личностные качества, менеджер способен стать настоящим профессионалом.

     Эффективность управления начинается, возможно, с  малого – умения осознать свои личные цели, понимать подчиненных, правильно  распределять свое время, снимать стрессы, нормально одеваться и многое другое. Формирование в себе качеств  сильной личности является одним  из обязательных условий работы менеджера  над собой.

     Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки  менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере  управления, выявление факторов и  условий, непосредственно либо опосредованно  влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки  базируются на философии; очевидна связь  менеджмента с политологией, социологией  и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного  права, огромное значение имеют и  непременно должны учитываться положения  трудового права.

     Объектом  в данной работе будет являться сам  менеджер, в современных условиях. А предмет - его личность, профессиональные качества.

     Целью работы является рассмотрение таких  вопросов как личностное развитие менеджера, его профессиональные характеристики, авторитет и власть. Для достижения цели необходимо выполнить следующие :

  1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один современный менеджер
  2. Подробно рассмотреть личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер.
  3. Проанализировать полученные знания, сделать на их основании выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера. 

    1. Профессия менеджера.

     Менеджер  – руководитель или управляющий, отвечающий за определенное направление  деятельности предприятия (менеджер по персоналу, инвестиционный менеджер, менеджер по связям с общественностью, финансовый менеджер, риск-менеджер, бренд –  менеджер, экаунт – менеджер, менеджер по продажам), управляющий проектом (менеджер проекта) или целой компанией (топ менеджер).

     Термин  «менеджер» произошел от английского «manage», что означает: «управлять, заведовать, стоять во главе, справляться». Современное понимание этого термина, которое приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

  1. Вид деятельности, процесс управления людьми в разнообразных организациях.
  2. Область человеческого знания, особое искусство, навык управления.
  3. Определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.

     Таким образом, менеджер – это управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством. Исходя из такого определения, менеджером можно назвать любого руководителя, директора, заведующего, администратора.

     Основная  функция менеджеров – управление, включающее процесс планирования, организации, мотивации и контроля. В зависимости  от величины и количества объектов управления различают уровни управления, а следовательно и менеджеров.

     Основные  функции менеджера:

  1. Планирование – определение целей организации и действий по их достижению.
  2. Организация – структурирование работы сотрудников, повышающее эффективность работы.
  3. Распорядительство – это процесс доведения решений от менеджера к его сотрудникам.
  4. Координация – согласование и установление взаимосвязей для достижения поставленных целей.
  5. Мотивация – создание условий, побуждающих сотрудников эффективно выполнять работу в соответствии с их обязанностями.
  6. Контроль – обеспечение достижения поставленных целей путем отслеживания процесса работы, сроков ее выполнения и своевременной корректировки ошибок.

     Общепринято выделять менеджеров низшего звена, менеджеров среднего звена и менеджеров высшего звена.

     Менеджеры низшего звена – это младшие начальники, находящиеся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). К ним относятся мастера, заведующие отделами в магазинах, заведующие кафедрами, менеджеры по продажам у которых в подчинении находятся торговые представители (агенты) и т.д. Вообще, большая часть руководителей - это менеджеры низшего звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве. Менеджеры низшего звена могут иметь любой уровень образования.

     Менеджеры среднего звена – это начальники над менеджерами низшего звена. В зависимости от величины организации  может быть несколько уровней  таких менеджеров. Менеджерами среднего звена являются: начальник цеха, директор филиала, декан факультета, начальник отдела продаж и т.д. Чаще всего такие управленцы имеют  дипломы об окончании высших учебных  заведений.

     Менеджеры высшего звена – самая малочисленная  группа управленцев. Даже в самых  крупных организациях и всего  несколько человек. Типичными должностями  здесь будут - генеральный директор, директор магазина, ректор университета, председатель совета директоров. Этот уровень управления требует наличия высшего образования, иногда и не одного.

     Директор, руководитель группы, начальник, заведующий – все эти должности, и лица, выполняющие данные функции, могут быть объединены понятием «менеджер». Управление выступает как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть- это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег, и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства [1]

     Что значит быть менеджер? Трудно дать одно абсолютно точное и объемное определение. Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Можно выделить следующие важные признаки:

  1. Менеджер руководит работой одного или нескольких сотрудников.
  2. Менеджер управляет частью или всем предприятием, на котором работает.
  3. Ему делегируются некоторые полномочия. Он вправе (в определенных ситуациях) принимать решения, которые будут иметь последствия для других сотрудников.

     Менеджер  в своей организации занимается координацией, осуществляет руководство и управление, принимает решения.

     Менеджеры занимают определенную социальную прослойку  в обществе, играющую заметную роль.

     Главным элементом, лежащим в основе действий менеджера, является профессиональный характер управленческой деятельности. 

     В нашей стране в прошлые годы, при  административно – командной  системе, профессионализм руководителя не имел существенного значения. Не возникло потребности в специальной  управленческой подготовке. Требовалось  главным образом разбираться  в технике и технологии производства, и ориентироваться в коридорах  власти, уметь строить правильные отношения с отраслевыми и  партийными органами. [2]

    1. Основные черты самоактуализации по А.Маслоу.

     А.Маслоу определяет самоактуализацию как «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п. Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями. Самоактуализация – это не отсутствие проблем, а движение от переходящих и нереальных проблем к проблемам реальным».[3]  

     А.Маслоу выделил такие черты самоактуализации:

1.  Эффективное  восприятие реальности и верные  отношения с ней. 

     А.Маслоу говорит не о правильном или неправильном восприятии реальности, а об эффективном. Восприятие реальности всегда субъективно и в этом смысле всегда неправильно, не точно, не полно. Эту неправильность, неточность невозможно преодолеть, но эффективное восприятие есть такое восприятие, которое позволяет в любой ситуации увидеть возможность ее изменения или возможность управления ею. Было обнаружено, что самоактуализирующиеся личности намного лучше других отличают свежее, конкретное, непосредственное, индивидуальное в каждой жизненной ситуации от общего, абстрактного, стереотипного.

     А.Маслоу отмечал, что «самоактуализирующиеся личности не боятся неизвестного, но принимают его. Часто неизвестное даже более притягательно для них, чем известное. Они не только терпят неопределенное, неконструктивное – они стремятся к нему, они не отвергают незнакомое, не бегут от него. Колебания, сомнения, неопределенность, которые для большинства кажутся опасной угрозой, для этих людей являются приятно стимулирующим вызовом».[7]

2. Принятие  себя, других и мира.

     По  мнению А.Маслоу, многие личностные качества могут быть понятны как проявления или производные единого фундаментального отношения к миру – наличия или отсутствия чувства вины, стыда и тревоги. Многие люди в каждом своем проявлении одержимы этими чувствами, они беспрестанно ощущают свою вину, ответственность за слишком большое число дел, испытывают тревогу за многие, не имеющие к ним отношения ситуации. Самоактуализирующиеся же люди принимают собственную человеческую природу, других людей, и мир такими, какие они есть, с достоинствами и недостатками. [8]

3. Спонтанность, простота и естественность.

     Поведение самоактуализирующихся людей отличается простотой и натуральностью, отсутствием искусственности, желания произвести эффект. Отлично понимая, что их нестандартное поведение может привести в замешательство или даже шокировать людей, и люди могут не понять или не принять их. Самоактуализирующаяся личность, уступая по пустякам, никогда не позволит принудить себя отказать делать то, что она считает важным и основным.

4. Проблемная центрация.

     Этот  тип личности характеризуется тем, что сфокусирован на проблемах, внешних  по отношению к себе. Они не эгоцентрированы, а проблемно центрированы. Они, не представляя проблемы для самого себя и не очень озабоченны собой, ориентированы на некоторую внешнюю цель. Такое отношение к жизни имеет массу следствий – широкие горизонты видения проблем, умение смотреть поверх мелочей, не застревая на них. Среди других черт самоактуализирующихся людей выделяются:

Информация о работе Личностное и профессиональное развитие современного менеджера