Личностное и профессиональное развитие современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов как личностное развитие менеджера, его профессиональные характеристики, авторитет и власть. Для достижения цели необходимо выполнить следующие :
1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один современный менеджер
2. Подробно рассмотреть личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера………………………..…………………………………………..4
1.1 Профессия менеджера ………………………………………………….4
1.2 Основные черты самоактуализации по А. Маслоу …………………...6
1.3 Основные направления работы менеджера над собой ……………….8
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера………..12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств руководителя.12
2.2 Анализ своего предприятия …………………………………………...18
Глава 3. Методы совершенствования профессиональных и личностных качеств менеджера………………………………………………………….23
3.1 Типичные управленческие ошибки и способы их устранения………23
3.2 Основные компоненты и направления работы менеджера над собой 26
3.3 Реализация принципов отношения к профессии……………………...29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

личностное и профессиональное развитие современного менеджера.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

     - автономность (независимость суждений  и оценок от мнения и «давления»  окружающих);

     - непосредственность оценок;

     - демократичность

     - чувство юмора.

     Таким образом, самоактуализация – это именно то, что составляет ядро, основу любого действия менеджера – профессионала. Современный менеджмент, его человеческое измерение, невозможен без самоактуализирующихся людей. Самоактуализация – это полное использование и реализация способностей личности, её таланта и творческого потенциала.  

Роль  менеджера в организации 

     Менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в компании, они не все занимают одинаковую позицию; задачи, решаемые различными менеджерами далеко не одинаковы, и наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами далеко не одинаковы. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.

     Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд  причин:

    • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
    • менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
    • менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изменяющемся окружении;
    • менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
    • менеджеры являются основным информационным звеном связи организации с окружением;
    • менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
    • менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях. [4]

     Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли. Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том. Что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным, правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

     Во-вторых, это информационная роль, состоящая  в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько  он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

     В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри  и вне организации, мотивирующего  членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя  организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

     В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых им задач, характера  реализуемых функций, данные роли могут  быть присущи им в большей или  меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает  руководителем по отношению к  определенной организации. [5]

     Основные  требования, предъявляемые к менеджеру.

     Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы  быть хорошим менеджером надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. Кроме того, хороший  менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, и умеющим слушать других. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

     По  мнению Вересова Н.Н. «менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера – делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы «босса» и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных».[9]

     Я считаю, что менеджер должен обладать лидерством. Это искусство, мастерство, умение, талант. Некоторые люди обладают им от природы. Другие – обучаются этому в процессе получения знаний, и информации. А третьи никогда не постигают. На мой взгляд, в конце концов, каждый рано или поздно должен найти свой стиль руководства. Среди управленцев встречаются разные люди, с разными характерами и взглядами на свою профессию. Один динамичен, обаятелен, способен воодушевлять других. Другой – спокойный, сдержан в речи и поведении. Однако оба они могут действовать с равной эффективностью – внушать себе к себе доверие и добиваться того, чтобы работа выполнялась быстро и качественно. Но все – таки некоторые характерные черты, все, же присущи лидерам различных стилей.

     Лидер должен быть предан своей фирме, он не намерен, принижает свою фирму, в  глазах сотрудников и не должен унижать  своих сотрудников в глазах руководства  фирмы.  Если работа менеджера состоит  в управлении людьми, как он может  выполнять её хорошо, если не любит  людей. Лучшие лидеры заботятся о  своих сотрудниках. Их интересует, что  делают другие.

     Лидер всегда готов принимать решения. Требуется настоящая смелость, чтобы  принять решение, пусть даже и  ошибочное.

     К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования, в частности  следующие:

     - наличие общих знаний в области  управления предприятием;

     - компетентность в вопросах технологии  производства в той отрасли,  к которой относится предприятие  по виду и характеру своей  деятельности;

     - владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы в наиболее выгодных сферах применения;

     - принятие обоснованных и компетентных  решений на основе согласования  с нижестоящими менеджерами и  работниками и распределение  участия каждого в их исполнении;

     - умение анализировать деятельность  предприятий – конкурентов;

     - умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах, на рынках которых предприятие стремится усилить, либо удержать свои позиции.

     И всё же важнейшим требованием  к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Это умение включает:

     - знание в совершенстве своих  непосредственных подчиненных возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;

     - знание условий, связывающих предприятие  и работников, защита интересов  тех и других на справедливой  основе;

     - устранение неспособных работников  с целью удержания единства  и правильности функционирования  предприятия. Успешность работы  менеджера во многом зависит  от его способностей, личностно  – деловых качеств и опыта.  Со всеми его особенностями  его характера, формой взаимоотношения  с другими людьми. Как всякому  человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев зависит его стиль, метод, тип руководства.

1.3 Основные направления работы менеджера над собой

     Руководство это процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить – это значит быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией.

     Руководство как единый процесс может быть разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано  с оказанием влияния на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Готовность персонала  следовать приказам и распоряжениям  руководителя, определяется следующими факторами:

     - степенью понимания смысла распоряжения;

     - совместимостью распоряжений с  индивидуальными потребностями  и интересами сотрудников;

     - интеллектуальными и физическими  способностями подчиненных;

     - личных взаимоотношений;

     - организаторских талантов руководителя;

     - качества руководства;

     - мотивации.

     Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных  индивидов заставляют менеджера  либо выполнять их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они  не должны мешать достижению целей  организации. Для этого руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть.

     Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для  выполнения  ее. Ключ к мотивации  персонала следует икать так, чтобы выборочно использовать тот  вид воздействия, который соответствует  конкретным обстоятельствам, применимым к конкретному сотруднику.

     Индивидуальная  мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации  группы существуют определенные правила  и менеджеру необходимо их знать.

     Удачно  созданная руководителем группа работает ровно, без срывов, и и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней.

     По  словам Кабаченко Т.С., «изучая управление, многие ученые пытались определить степень зависимости хорошего руководства от менеджера. Какими качествами должен быть наделен руководитель, для того чтобы организация была процветающей? Бесспорно, личность менеджера играет важную роль в управлении организацией. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решение, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение менеджера, его отношение к делу и людям создают социально – психологическую атмосферу работы. И это может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или атмосфера уверенности, стабильности, доброжелательства и деловой активности. Несомненно, очень многое в деятельности любой организации зависит от личности менеджера, а именно – от его авторитета». [10]

      Я считаю, что работа менеджера над  собой начинается, во – первых, с осознания своих сильных и слабых сторон, а во – вторых, с преодоления некоторых стереотипов сознания, мешающих менеджеру строить эффективные отношения. Хороший, «сильный» руководитель должен:

      - обладать высокой сопротивляемостью к состояниям, возникающим при столкновении с препятствиями, кажущимися непреодолимыми;

      - уметь общаться с людьми;

      - быть способным отказаться от  своей точки зрения, если подчиненные  докажут, что она не оптимальна;

      - обсуждать свои качества, принимает  критику, но при этом сохраняет  уверенность в себе;

Информация о работе Личностное и профессиональное развитие современного менеджера