Личностное и профессиональное развитие современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов как личностное развитие менеджера, его профессиональные характеристики, авторитет и власть. Для достижения цели необходимо выполнить следующие :
1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один современный менеджер
2. Подробно рассмотреть личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера………………………..…………………………………………..4
1.1 Профессия менеджера ………………………………………………….4
1.2 Основные черты самоактуализации по А. Маслоу …………………...6
1.3 Основные направления работы менеджера над собой ……………….8
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера………..12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств руководителя.12
2.2 Анализ своего предприятия …………………………………………...18
Глава 3. Методы совершенствования профессиональных и личностных качеств менеджера………………………………………………………….23
3.1 Типичные управленческие ошибки и способы их устранения………23
3.2 Основные компоненты и направления работы менеджера над собой 26
3.3 Реализация принципов отношения к профессии……………………...29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

личностное и профессиональное развитие современного менеджера.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

     Успех в управленческой деятельности зависит  не столько от силы власти, сколько  от силы личного авторитета менеджера. Авторитет – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у  подчиненных, вышестоящего руководства  и коллег по работе. Это признание  личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера  объективным требованиям. Авторитет  следует рассматривать как систему  отношений, ценности и результата работы. Авторитет менеджера, связанный  с выполнением его основных функций  согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и  высокими моральными качествами. Менеджер, пользующийся авторитетом, располагает  к себе людей, положительно влияет на них. Следует иметь в виду, что забота об авторитете менеджера – не только его личное дело, но и забота высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны этот авторитет укреплять, оберегать и повышать. Менеджер, который пользуется авторитетом, является для подчиненных примером добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности.

     По  мнению авторов, «авторитет следует  рассматривать как фактор, облегчающий  управление, повышающий его эффективность. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в  результате появляется мнимый, или  ложный авторитет»[14]

     Танаев В.М., Карнаух И.И. утверждают, что авторитет менеджера определяется целым рядом как объективных, так и субъективных факторов.

     К числу объективных факторов относятся, во – первых, положение менеджера, обладающего конкретными правами в отношении подчиненных, во – вторых, отношение к менеджерам, их положение руководителя.

     К субъективным факторам, определяющим авторитет менеджера, относятся  его личные качества:

     - чувство духа времени, инициатива, самостоятельность, смелость, деловитость, принципиальность, ответственность, требовательность, уважение к людям, самокритичность, выдержанность, личное обаяние и др.;

     - высокая техническая, экономическая и общеобразовательная подготовка, знание производственного процесса;

     - коммуникабельность, организаторские  способности;

     - владение научными основами управления.

     Несмотря  на важность объективных факторов, решающее значение для авторитета менеджера  имеют субъективные факторы.

     Для создания положительного имиджа менеджер должен обладать соответствующими профессиональными, деловыми и личностными качествами.

     Требования  к менеджерам в отношении этих качеств неодинаковы на различных  уровнях управления. На низших уровнях  в большей степени ценятся  решительность, коммуникабельность, а  на высших – на первое место выдвигаются  умение стратегически мыслить, критически оценивать ситуации, ставить новые  цели, организовывать эффективную работу подчиненных. Внешняя привлекательность  менеджера влияет на впечатление, возникающее  от его зрительного восприятия, и, таким образом, является составляющей его имиджа. Внешний вид менеджера  – это не только его личное дело, так как по его внешнему виду складывается первое впечатление (а оно иногда имеет решающее значение) не только о нем, но и его предприятии.  
 

3.3 Реализация принципов отношения к профессии 

     Предлагается  несколько позиций, которые можно назвать принципами мудрого отношения к профессии. «Эти принципы сформулированы исследователями в области психологии управления – теоретиками и практиками. Главное в них то, что они вполне реализуемы в повседневной жизни»[15].

     1. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот, достаточно ясный, принцип может быть реализован как в отношении к делу, так и во взаимодействии с людьми. Во – первых, он ориентирует нас на нахождение какой – то основной, доминирующей линии жизни или жизненной цели, предостерегает от погони за многими сиюминутными случайными целями. Очень часто именно в стремлении достичь их незаметно проходит вся жизнь. Во – вторых, этот принцип можно и нужно использовать при построении отношений с другими людьми. Часто бывает, что за какими – то внешними второстепенными деталями упускается главное в человеке, что действительно является его сутью и решающим образом определяет его поступки, есть всегда.

     2. Знать меру воздействия на  события. Этот принцип, так  же как и предыдущий, может  быть рассмотрен с двух точек  зрения. Во – первых, он призывает нас к реалистичности в оценке собственных возможностей. С другой стороны, следует помнить, что недооценка собственных возможностей по принципу: «Я человек маленький, это от меня не зависит», зачастую блокирует реально имеющиеся возможности действовать. Если решено сражаться и это того стоит, то прежде чем говорить, что от вас что-то не зависит, нужно сделать все, что от вас зависит. Очень часто это решает исход дела, хотя, действие не всегда лучше бездействия. Впрочем, не зря говорят, что сильный человек сомневается до того, как принял решение, а слабый – после.

     3. Умение подходить к проблеме  с разных сторон. Во многих  случаях одно и тоже событие, явление или проблема приобретают разные значения в зависимости от того, с какой позиции о них судят и их оценивают. Например, жизненная неудача одними воспринимается как катастрофа, крах, другими – как временное явление, как необходимая передышка для новой борьбы, для новых побед. Человек всегда и при всех обстоятельствах может взглянуть на многие вещи, проблемы, реально оценив различные стороны и аспекты предмета своих размышлений. И это не означает потерю собственной позиции.

     4. Готовность к любым неожиданным  событиям. Неожиданные, зачастую  весьма неприятные события время  от времени происходят. Никто  не застрахован от неожиданностей. Однако парадокс заключается  в том, что эти вполне естественные  события остаются непрогнозируемыми,  и порой их невозможно предсказать,  предвидеть. И поэтому, для того, чтобы они не выводили человека  из равновесия, следует быть готовым  к ним. Настраивая себя на  возможные и, тем более, на  непредвиденные повороты событий проявляется гибкость, реалистичность в подходе к действительности, избавляемся от однозначных, односторонних суждений, иллюзий, а порой готовиться к малоприятным новостям. Вместо того, чтобы расстраиваться из- за неудачи необходимо быть готовым к ним.

     5. Умение извлекать положительный  опыт из всего происходящего.  Говорят, что на ошибках люди  учатся. По наблюдениям исследователей, многие менеджеры вообще не  извлекают уроков из собственных  ошибок, возлагая всю вину за  прошедшее на судьбу. «Слабый  управленец» расстраивается из – за ошибки, «сильный» извлекает уроки. Однако, существует и другая сторона медали, а, именно, опыт – положительный. «Слабый управленец» радуется  успеху, сильный – кроме радости еще и анализирует условия, обстоятельства, действия, которые привели его к успеху.

     Таким образом, обобщая представленные выше принципы мудрого отношения к жизни и профессии, можно сделать вывод, что жизнь испытывает человека, и одни ломаются, а другие закаляются в этих испытаниях максимально используя опыт и извлекая уроки из ошибок. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, следует помнить, что не обстоятельства должны управлять руководителями, а руководители – обстоятельствами. Авторитет менеджера определяется целым рядом как объективных, так и субъективных факторов. Следовательно, современный менеджер – это человек, который не просто должен реагировать на некоторые внешние события, а активно влиять на эти события, актуализируя себя, свои способности управлять собой и другими людьми в любой ситуации. Для создания положительного имиджа менеджер должен обладать соответствующими положительными профессиональными, деловыми и личностными качествами.  

Заключение

      На  основании изученного материала можно сделать вывод, что эффективность руководящей деятельности, во многом зависит от личностных и профессиональных качеств менеджера, от применяемого им вида власти и, конечно же, от авторитета, которым он обладает.

      Для того, чтобы овладеть профессией менеджер, необходимо не только приложить немало усилий и иметь большое желание, но и обладать определенными внутренними качествами, необходимыми для достижения успеха в этой профессии.

      Главное для руководителя – это выбрать  наиболее приемлемый стиль руководства, сочетающийся с его личностными  качествами. Обладая реальной властью, руководитель существенным образом  воздействует на трудовой коллектив, а  через него – на характер и результаты функционирования самого объекта.

     Таким образом, работа менеджера над собой, самосовершенствование, саморазвитие является важнейшей задачей, работа над которой позволяет менеджеру  включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально полно развить  свои профессиональные и личностные качества, возможности и способности. Это будет способствовать более  эффективному управлению самой управленческой деятельностью в каждом её компоненте, а также в развитии коммуникативных  умений и навыков каждого менеджера. К менеджеру предъявляются большие требовании, которые хороший управленец сможет удовлетворить только тогда, если будет постоянно совершенствоваться. Требуется опыт и обучение, чтобы углубить свое понимание, приобрести новые навыки и подходы. Значительные личностные изменения, направленные в положительную сторону, предлагают повысить уверенность в себе, развить умения – делать все по – новому. Задача менеджера – найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по – другому.

     Работа  по развитию профессиональных и личностных качеств менеджера предполагает расширение собственного сознания путем  отказа от блокирующих стереотипов  сознания, как первое необходимое  условие личностного роста; овладение  принципами рационального отношения  к профессии и жизни и применение их на практике в той степени, в  которой они соответствуют определенному  типу личности; развитие в себе черт самоактуализующейся личности, так как только такая личность способна помочь раскрыть себя другим и, управляя людьми, проводить их к успеху и самореализации. Овладев принципами мудрого отношения к профессии, исключив блокирующие стереотипы сознания и типичные управленческие ошибки, на практике даст не только большой прямой, но и косвенный эффект, приведет к тому, что предприятие, организация станут более гибкими, способными к нововведениям, к преодолению трудностей в новых современных кризисных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Драчева Е.Л., Юшков Л.И. Менеджмент. – М.: Академия, 2002. ,с. 288;

2. Юткина Ю. Статья на интернет портале – Бизнес и образование в России и за рубежом., www.ubo.ru.articles?id=743;

3. А. Маслоу. Самоактуализация / Психология личности – Н-Й., 1958., с.54;

4. Веснин  В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004, с. 295;

5. Зайцев  Н.Л. Экономика, организация и  управление предпритием. – М.: Инфра – М, 2004.,с. 154;

6.  Одинцов А.А. Менеджмент организации. Введение в специальность. – М.: Экзамен, 2004, с.87-89;

7. А.  Маслоу. Самоактуализация / Психология личности – Н-Й., 1958., с.58;

8. А.  Маслоу. Самоактуализация / Психология личности – Н-Й., 1958., с.131;

9. Вересов  Н.Н. Психология управления, учебное  пособие, 2001, с.298;

10. Кабаченко Т.С. Психологи управления. – М.: Элит, 2000г., с.134;

11. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: Аст – Пресс Книга, 2004., с. 304;

12. Батаршев А.В., Лукьянов А.С. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом – М.: Юнити, 2001 г., с.342;

13. Корнилова  Т.В. Психология риска и принятия  решения.  – СПб.: Аспект – Пресс, 2003., с. 286;

14. Танаев В.М., Карнаух И.И. Практическая психология управления. – М.: Аст – Пресс Книга, 2004., с. 257;

15. Кричевский  Р.Л. Если Вы – руководитель – М.: Дело, 1992 г., с.147; 
 
 

      

Информация о работе Личностное и профессиональное развитие современного менеджера