Личностное и профессиональное развитие современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение таких вопросов как личностное развитие менеджера, его профессиональные характеристики, авторитет и власть. Для достижения цели необходимо выполнить следующие :
1. Сделать описание качеств, без которых не сможет обойтись ни один современный менеджер
2. Подробно рассмотреть личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать менеджер.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2
Глава 1. Личностное и профессиональное развитие современного менеджера………………………..…………………………………………..4
1.1 Профессия менеджера ………………………………………………….4
1.2 Основные черты самоактуализации по А. Маслоу …………………...6
1.3 Основные направления работы менеджера над собой ……………….8
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера………..12
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств руководителя.12
2.2 Анализ своего предприятия …………………………………………...18
Глава 3. Методы совершенствования профессиональных и личностных качеств менеджера………………………………………………………….23
3.1 Типичные управленческие ошибки и способы их устранения………23
3.2 Основные компоненты и направления работы менеджера над собой 26
3.3 Реализация принципов отношения к профессии……………………...29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованной литературы……………………………………….33

Файлы: 1 файл

личностное и профессиональное развитие современного менеджера.docx

— 78.38 Кб (Скачать)

   - оказание на договорной основе  юридическим лицам и гражданам  услуг по предоставлению средств связи (организация пунктов международной, спутниковой и компьютерной связи), оказание услуг по организации безналичных расчетов и использованием кредитных карточек;

     - оказание лечебной, диагностической  и консультативной помощи, проведение  оздоровительных мероприятий;

     - торгово-закупочная деятельность, в  том числе оптово-розничная реализация  лекарственных средств, парафармацевтической продукции, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования и медицинской оптики;

     - производство лекарственных средств  и средств профилактики здоровья, разработка новых технологий для использования в практическом здравоохранении;

  • организация учебных и научно-методических курсов, издание и выпуск санитарно-просветительской и методической литературы по различным аспектам медицины;
  • оказание услуг по эксплуатации, ремонту и сервисному обслуживанию техники и оборудования, в т.ч.: легковых и грузовых автомобилей, строительных и дорожных машин, тракторов и сельскохозяйственных машин, разного производственного и непроизводственного оборудования;
  • автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов;
  • деятельность по оказанию транспортно-экспедиционных услуг и погрузо-разгрузочным работам;
  • деятельность по созданию и эксплуатации автозаправочных станций;
  • деятельность по созданию и эксплуатации автомобильных стоянок;

     - и другие виды деятельности, не  запрещенные действующим законодательством.

     Основными покупателями являются:

Таблица 2.

Наименование (город) Доля  в общем объеме затрат/выручки компании, %* Срок  сотрудничества с  данным контрагентом Структура оплаты, в долях  от суммы платежей по каждому из контрагентов, %**
      Отсрочка 
< 3 мес.
Отсрочка 
> 3 мес.
Бартер Взаимо- 
зачеты
Покупатели:            
ОАО "ВНПС" 1,68% с 2005г v      
ООО "Уралснабсервис" 2,82% с 2005г v      
ОАО "Газ-Сервис" 2,73% с 2005г v      
ОАО "УМПО" 5,98% с 2007г v      
ОАО "Уралтранснефтепродукт" 2,28% с 2007г v      
ОАО "Российские железные дороги" 11,00% с 2008г v      
ОАО "Благовещенский арматурный завод" 1,31% с 2006г v      
Муниципальные управления по благоустройству районов  г.Уфы 4,72% с 2006г v      
ФГУП "Гидравлика" 1,19% с 2007г v      
ООО "Автомолпром" 0,40% с 2005г v      
Совхоз  Алексеевский 0,20% с 2008г v      
ООО СФ "Жилпромстрой" 0,67% с 2009г v      
МУП "Горзеленхоз" 0,46% с 2006г v      
ОАО "Башнефтегеофизика" 0,50% с 2011г v      
ООО "Башнефть-Бурение" " УУБР" 1,27% с 2008г v      
МУ "Станция Скорой Медицинской Помощи" ГО г.Уфа РБ 3,14% с 2007г v      
ГОУ ВПО УГНТУ 1,10% с 2010г v      
ОАО "Салаватнефтехимремстрой" 4,95% с 2011г v      
ЗАО "Уралстальтранс" 30,16% с 2007г v      
ООО "Транссервис" 1,74% с 2010г v      
ООО ХК "Башуралэнергострой" 0,77% с 2010г v      
УПАТП №3 - филиал ГУП "Башавтотранс" 1,10% с 2004г v      
ГУП РПИИ "Башкирдортранспроект" РБ 0,55% с 2004г v      
ОАО "Интеграл" 0,60% с 2009г v      
БашРТС-Уфа-филиал ООО "БашРТС" 0,57% с 2010г v      
Прочие 18,11%          
 

     Взяв  за основу данной главы анализ деятельности управляющих данного предприятия, я сделала вывод, что множество  «побед» и «поражений» связано  с личностными качествами менеджера, являясь «производными» от них (сопротивляемость, общительность, выдержка, уверенность  в себе и т.д.).  Другая часть характеристик (способность видеть изменения, компетентность, умение использовать время, и т.д.) являются чисто менеджерскими (профессиональными) качествами, выработка которых требует специальных усилий. Такие черты как компетентность в управленческих проблемах, вообще требует специального обучения.

     Исходя  из данных сведений, напрашивается  вывод – одно из главных качеств  менеджера есть умение организовывать работу коллектива для достижения поставленных целей, то одной силы, даже силы принуждения, явно недостаточно. Для успешного  управления следует иметь в виду, что это – специфическая деятельность, которая предъявляет к человеку специфические требования. 
 
 
 
 

     Глава 3. Методы совершенствования  профессиональных и  личностных качеств  менеджера

3.1 Типичные управленческие ошибки и способы их устранения

     Перенос решения на завтра, (или вообще на неопределенный срок или откладывание). В основе этой ошибки могут лежать следующие проблемы или обстоятельства:

     - надежда на то, что вопрос каким-то  «чудесным» образом решится сам  собой или его решит кто-то  другой;

     - у менеджера нет ясного и  четкого представления о том,  чего он на самом деле хочет  добиться.

     У этого метода «откладывание на завтра», как и у любых методов решения  задач, есть некоторые реальные основания. Говорят, что если проблему не решать, то через некоторое время она  начинает решаться сама.  С другой стороны, следует помнить, что маленькие  проблемы, если их не решить, имеют тенденцию  превращаться в большие.

     Что делать для устранения этой ошибки? Рекомендуется несколько способов, в зависимости от причин, ее вызывающих. Если откладывание происходит от того, что у менеджера нет ясного представления о решении этой проблемы, представления о том, чего же он хочет. Следует выполнять следующие действия:

      - письменная формулировка ближайших  задач;

      - обсуждение проблемы с ближайшими  подчиненными и сотрудниками  данной организации;

      - установление жестких сроков  решения проблемы;

      - разделение задачи на части  и их поэтапное решение.

      Если  откладывание связано с неуверенностью в себе, с нерешительностью и страхом, то в этом случае можно воспользоваться  данными рекомендациями. Надо выделить в задаче тот компонент, который  более всего «напрягает», и преодолеть его.

      Для этого авторы Танаев В.М. и Карнаух И.И. в своей работе «Практическая психология управления» «предлагают сделать следующее:

      - спросить у себя «каков должен  быть мой первый шаг?». В  этом ответе заключается «энергия  движения».

      - представить (ярко, в деталях)  что будет, если менеджер будет  медлить, тянуть, представить последствия  этого в картинках, и сказать  об этом вслух.

      - вспомнить о том, что если  бы люди ждали или собирали  всю информацию и ресурсы, нужные  для дела, то 80% дел не были бы  сделаны.

Нужно начать, а все, что не хватает, появится на пути к цели. Даже если думать, что  готов к работе на все 100%, то стоит  только начать и станет ясно, что  это вовсе не так. Нужно остановить очередность дел по степени их важности, сфокусировать внимание на одной проблеме и заниматься ей до тех пор, пока она не будет решена, а затем перейти к следующей»[11].

      Следует установить сроки выполнения так, чтобы  об этом знали, и можно было бы попросить  кого-нибудь контролировать своё продвижение  к сроку.

      Для начала стоит взяться за самую  сложную часть работы. ВЫ противном  случае наиболее тяжелая работа останется на то время, когда накопится усталость. В первую очередь будет достаточно, если будут ясны начальные детали и конечная цель.

      Выполнение  работы наполовину. С точки зрения организации, в целях сохранения собственной деятельности, гораздо полезнее ограничиться окончательным решением только нескольких проблем, чем одновременно начинать множество дел, которые всё равно не удастся довести до конца. Необходимо заниматься только теми делами, которые можно решить сегодня. Если задача слишком объемная и сложная, то её следует разбить на части так, чтобы ежедневно можно было бы решать одну из них целиком.

     Стремление  все сделать сразу. Переходить к  решению новой задачи можно только тогда, когда предыдущая задача уже  решена или хотя бы получено ясное  представление о характере ее решения, о том, кто будет ее решать. Задача руководителя заключается в  том, чтобы создать условия для  эффективного функционирования системы, а не принимать участие во всех деталях или в ликвидации каждого  сбоя в работе.

     Стремление  все сделать самому. По словам авторов  – «дело руководителя – управлять, а не производить. Профессиональные менеджеры говорят: «Коллектив занимается развитием производства, руководитель – развитием коллектива»[12].

     Менеджер, работающий эффективно, занимается решением только тех задач, которые никто  кроме него решить не может.

     Убеждение, что менеджер знает все лучше  всех. Нельзя быть компетентным во всем. Какой смысл в старании узнать работу подчиненных лучше, чем они знают её сами?! Каждый должен заниматься своим делом. Если перед менеджером встает новая, нестандартная задача, то нужно, отбросив ложный стыд, обратиться за помощью к коллегам. Авторитет от этого не пострадает.

     Неумение  разграничить полномочия. Одна из основных бед организации – отсутствие четкого разграничения задач, служебных  функций сотрудников. Зачастую бывает так, что сотрудники знают свои должностные  обязанности лишь в общих чертах. Это приводит к тому, что возникают  соблазны переноса ответственности  за невыполнение работы на «чужие»  плечи, и неоправданного дублирования управленческих действий. Для избежания этих неприятностей необходимо четко определить круг обязанностей и ответственности каждого работника, создать ясные и недвусмысленные должностные инструкции.

     Сваливание  вины на других. Поиск «козла отпущения» дело совершенно непродуктивное. Энергия  менеджера при этом направлена в  прошлое, хотя исправить уже ничего нельзя. Гораздо продуктивнее нацелить деятельность на будущее. Задача руководителя состоит в том, чтобы установить объективные причины неудачи  и найти пути к их устранению.

     Почему, несмотря на очевидность типичных управленческих ошибок, несмотря на достаточно простые  способы их устранения, эти ошибки все равно совершаются? Может  быть, есть нечто, что вопреки очевидности  заставляет человека действовать не лучшим образом. Корнилова Т.В. отмечала, что «даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией  управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию»[13].

     Таким образом, результаты руководства изначально заложены в системе его осуществления и составляют основу профессиональных и личностных качеств менеджера. Работая над собой, каждый хороший менеджер должен развивать как личностные, так и профессиональные качества. Весь процесс руководства рассматривается как процесс использования своих личностных и профессиональных качеств.

     Следовательно, без постоянного и ежедневного  труда по совершенствованию и  саморазвитию стать и оставаться эффективным менеджером совершенно невозможно. Этого требует сам  характер управленческой деятельности. Ведь управление есть такое руководство  людьми, которое приводит их к успеху и самореализации. Развитие людей, развитие своей организации, фирмы, предприятия невозможно, если менеджер не развивает и не совершенствует себя.

     Только  при условии своевременного устранения типичных управленческих ошибок возможно принятие максимально эффективного решения при минимальном ущемлении  своих интересов и подчиненных. Каждый менеджер должен найти свой стиль. Свое собственное сочетание  личностных и профессиональных качеств, управленческих способностей и менеджерских умений и навыков, к этому всегда нужно стремиться и соответствовать  характеристикам сильного управленца. 
 

3.2 Основные компоненты и направления работы над собой 

     Работая над собой, менеджер включает в действие весь свой творческий потенциал, максимально полно использует свои возможности и способности. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:

     - развитие личностных качеств,  способствующих эффективному управлению;

     - развитие профессиональных (управленческих) умений, совершенствование самой  управленческой деятельности в  каждом ее компоненте;

     - развитие коммуникативных умений  и навыков. Можно подчеркнуть,  что блокирующие установки сознания  мешают ясно и точно оценить  ситуации, а значит эффективно управлять. Работа по преодолению стереотипов сознания – дело не одного дня. 

     Люди  не идеальны, у каждого есть собственные  недостатки. Правда, далеко не все осознают собственные недостатки, пытаясь  искать причины своих неудач в  других людей, в обстоятельствах  или астрологических прогнозах. И, тем не менее, профессиональные менеджеры, эффективные управленцы – это  люди, прекрасно осознающие свои личностные достоинства и недостатки. Осознавая  их, они стараются максимально  использовать свои достоинства и  свести к минимуму последствия своих  недостатков. Самовоспитание, то есть вырабатывание в себе соответствующих  личностных качеств, как раз и  начинается с осознания своих  недостатков, стереотипов сознания, заблуждений, внутренних барьеров и  преград, и преодоление их. Ведь, прежде чем бороться, требуется сначала обнаружить врага, противника. Это нелегко, и тем более, нелегко, если противник находится в самом руководителе. Поэтому, есть смысл более подробно рассмотреть эти личностные помехи, субъективные преграды на пути личностного роста.

Информация о работе Личностное и профессиональное развитие современного менеджера