Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:28, реферат
Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, период эпохи Возрождения долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.
1. Исторические предпосылки Возрождения:
1.1. Конец противостояния мусульман и христиан;
1.2. Установление мира в Европе;
1.3. Упадок господства церкви на начало государственного абсолютизма.
2. Идеологические (духовные) предпосылки Возрождения:
2.1. Исчерпанность средневековой христианской культуры;
2.2. Приобщение через Византию и арабов до культуры античности.
3.Особенности культуры эпохи Возрождения:
3.1. Антропоцентризм;
3.2. Просветительство;
3.3. Оптимизм;
34. Реалистическое искусство.
4. Особенности философии деятелей эпохи Возрождения:
4.1. Освобождение от церковного опекунства;
4.2. Возрождение античных философских школ;
4.3. Обогащение философской мысли деятелями эпохи Возрождения.
5. Гуманизм:
5.1. Понятие гуманизма деятелями Возрождения;
5.2. Личности гуманистов эпохи Возрождения;
5.3. Понятие гуманизма в современных условиях.
6. Натурфилософия:
6.1. Натурфилософия как философия о природев целом;
6.2. Натурфилософы эпохи Возрождения;
6.3. Наука эпохи Возрождения.
7. Концепции идеального общества:
7.1. Отрицание церковных взглядов;
7.2. Николо Макиавелли;
7.3. Томас Мор;
7.4. Томазо Кампанелла.
7.5. Франсуа Рабле;
7.6. Томас Мюнцер.
7.7.Мишель Монтень.
8.Заключение.
9.Литература.
Министерство образования и
наук
Национальный фармацевтический университет
Кафедра общественных наук
Реферат на тему:
«ФИЛОСОФИЯ ПЕРИОДА ВОЗРОЖДЕНИЯ.»
Подготовила студентка 2 курса, группы ТПКС -4 Шелестова Анастасия
|
Харьков 2011 |
1. Исторические предпосылки Возрождения: |
1.1. Конец противостояния мусульман
и христиан; |
2. Идеологические (духовные) предпосылки Возрождения: |
2.1. Исчерпанность средневековой
христианской культуры; |
3.Особенности культуры эпохи Возрождения: 3.1. Антропоцентризм; |
4. Особенности философии деятелей эпохи Возрождения: 4.1. Освобождение от церковного
опекунства; |
5. Гуманизм: 5.1. Понятие гуманизма деятелями
Возрождения; |
6. Натурфилософия: 6.1. Натурфилософия как философия
о природев целом; |
7. Концепции идеального общества: 7.1. Отрицание церковных взглядов; 8.Заключение. 9.Литература. |
1.
Исторические предпосылки
1.1. С середины 15 столетия прекратилось бескомпромиссное - не на жизнь, а на смерть! - противостояние в международном плане ислама и христианства. О христовых походах или о священном газавате уже не могло быть и речи. Мусульмане окончательно овладели землями южного средиземноморья, а после захвата Константинополя (1453 год) окончательно вытеснили христиан из Азии. Христиане, в свою очередь, окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы, уничтожив в 1492 году ( в год открытия Колумбом Америки) на Пиренейском полуострове Кордовский халифат. Все населения Европы было окончательно христианизовано.
1.2. После окончание Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира. Создались условия для того, чтобы спокойно осмотреться, уяснить свое историческое местонахождение, сделать из пройденного пути принципиальные выводы... Под эпохой Средних веков настало время подвести итоговую черту. Средневековье закончилось. Надлежит начинать новый этап исторического продвижения вперед. Неуклонно наступала эпоха Возрождения, Ренессанса.
1.3. Третьим важнейшим историческим фактором стал упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стан Западной Европы. К этому времени христианство идеологически законсервировалось и в принципе оказалось неспособным к дальнейшему прогрессу: развитию или усовершенствованию. К этому присоединялось внутреннее моральное разложение церковной иерархии, вследствие чего она потеряла бывшую власть над светскими государями. В свою очередь феодализм, как социально-политический строй, еще не исчерпал резервов своего прогрессивного развития. Более того, именно к рассматриваемому нами времени для расцвета феодализма. При этих условиях светская власть освобождается от церковного верховенства над собой. Церковь и христианство вытесняется с дороги исторического прогресса на маргинальные (побочные, второстепенные, только - сопутствующие) позиции. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной. В Англии это осуществлено со времени утверждения на престоле династии Тюдоров (1485 год), во Франции - Людовика ХI (1461), в Испании - Изабеллы и Фердинанда (1479), в России - Ивана ІІІ (1462), в Венгрии - Матвея Корвина и так далее.
Ослабление, а то и - подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы. Мы отставим в сторону детали и анализ социального и исторического аспектов периода Возрождения. Нас сейчас интересует, прежде всего, культурная жизнь европейских народов, в частности и главным образом - развитие и состояние философской мысли.
2. Идеологические (духовные) факторы эпохи Возрождения.
2.1. Культура исторически развивается только в меру органического усвоения достижений культурного наследства. Только кроманьонец и троглодит начинал развитие свое и всего человечества с пустого места. Средневековье, как мы уже знаем, начало свое культурное развитие с уничтожения исторически предшествующего ему, Средневековью, пласта культуры - культуры античности. В духовном отношении Средневековье до конца 14 столетия окончательно себя исчерпало. Оно к этому времени завершило свое исторические и культурное развитие. А после себя Средневековье оставляло, практически, только свою собственную, в высшей мере схоластизированную теологией культуру - культуру христианскую. Вот почему следующая за Средневековьем культура в поисках новой опоры своего дальнейшего развития вынуждена была переступить через христианство.
2.2. Целесообразно будет не только сказать, но и подчеркнуть, что в отличие от христианства ислам (мусульманство) воспринял и почти полностью сохранил в себе и в арабской культуре культуру античности. В исламе античная культура нашла свое естественное продолжение и развитие. Именно в этом кроется причина того, что арабы из скопища кочующих племен на протяжении буквально нескольких десятилетий создали могущественную и наиболее высокоразвитую и культурную в то время страну. Датой возникновения ислама считается 622 год, а в 644 году арабы уже владели кроме Аравийского полуострова еще и Сирией Палестиной, Египтом и Персией. Вплоть до 13 столетия исключительно арабская культура по всем параметрам превосходила культуру христианизованных народов, была образцом для последних. Как не удивительно может показаться, но культура античности вернулась к народам Европы благодаря... арабам.
Вернувшись из четырех крестовых походов (1096-1204) крестоносцы принесли в Европу новую для нее культуру. У арабов рыцари научились правилам аристократического поведения ("куртуазности"); в подражание арабам начали более тщательно следить за своим телом: ходить в бани, пользоваться косметикой; развлекаться чтением, игрой в шахматы... А самое главное - из Византии и, в основном, из Арабского Востока крестоносцы доставили в Европу книги Аристотеля, Платона, Евклида, Пифагора, Эсхила и других выдающихся деятелей античной культуры. Эти книги переводились на латинский язык, изучались пропагандировались. Именно таким образом, благодаря исламу и крестовым походам в Европе (практически - среди окатоличенных народов) начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура да еще с тем довеском, который присоединили к ней арабы. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству. Отметим главные аспекты этого противопоставления.
3. Особенности культуры эпохи Возрождения.
3.1. Средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.
3.2. Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух, поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.
3.3. Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников.
3.4. И наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре - Пессимизма.
4. Особенности философской мысли деятелей периода Возрождения.
Перечисленные особенности Возрождения стимулировались его философией и в тоже время именно в философском творчестве находило свое осознание и наиболее полное отражение.
4.1. Социально-политические и культурные условия Возрождения благоприятно повлияли на развитие философской мысли. В этом плане прежде всего следует указать на то, что философия этого времени освободилась от христианско-церковного гнета, перестала были служанкой (рабыней) богословия и начала развиваться по своим собственным законам. Это - во-первых.
4.2. А во-вторых, в философской мысли того времени - особенно в ранний период - возродились и начали активно действовать почти все направления и оттенки античной философии. Здесь можно было увидеть и очищенный от религиозной схоластики аристотелизм (Петр Помпонацци, Забарелла) и неоплатонизм (Георг Плетона, Марсио Феччино, Мартин Лютер, Томас Мюнцер) и стоицизм (Петрарка), и эпикурейство (Лоренцо Валла, Франсуа Рабле), и скептицизм (Монтень) и другие.
4.3. Но философия эпохи Возрождения не ограничилась только возрождением и развитием (приспособлением к своей современности) античной философии. Наряду с этим и в органичной связи с этим Возрождение обогатило историю и содержание философии всего человечества разработкой новых и важных проблем мировоззрения. Важнейшими среди них, не потерявшими острой актуальности и в современных условиях, является постановка и разработка проблем Гуманизма, Натурфилософии, Науки, Идеального общества, Скептицизма. Рассмотрим краткое содержание этих , разработанных деятелями Возрождения, мировоззренческих проблем.
5. Гуманизм.
5.1. Гуманизм (от латинского слова “homo” - человек; “humanus” - человеческий) - термин, которые ввели в культуру деятели Возрождения. Они противопоставили гуманизм - теизму (от греческого слова "theos" - Бог, "theism" - религиозное мировоззрение, которое выше всего и в центре всего ставит Бога.
Христианское религиозное мировоззрение, которое исповедывала господствующая в период Средневековья христианская церковь, культивировал пренебрежительное отношение к достоинству человека. По учению Библии, человек - это, прежде всего, грешник, прах земной, червь. В одной из молитв православный верующий, обращаясь к Богу с молитвой, говорит о себе: "Аз есмь червь, а не человек, поношение человеком и уничижение гобзующих"; "Аз во грехах есмь и во грехах родила меня мати моя". Назначение этих рекомендованных православной церковью молитв - заставить человека осознать себя ничтожеством и боятся Бога. Деятели Возрождения решительно выступили в защиту человека, а отсюда - против церкви, против религии.
5.2. Наиболее выдающимся гуманистов
периода Возрождения был Дезидерий Еразм
Ротердамский (1467-1536). Современники
называли его "Светочем знания"; писали,
что "слава о нем звучит от Англии до
Италии и от Польши до Венгрии". Его
произведение "Похвальное слово глупости"
за жизни Еразма переиздавалось 40 раз,
а сейчас является одним из наиболее известных
современникам и читаемых ими произведений.
Схоластику и богословие он называет "царицей
глупости", "зловонным болотом",
"ядовитым растением".
Необходимо сказать, что деятели Возрождения
не отгородились китайской стеной от современной
им религиозности народа, большинство
из них сами были верующими людьми и сами
способствовали, так сказать, религиозному
просвещения современников. Так, Еразм
Ротердамский первый на основании имеющихся
в его распоряжении многочисленных старинных
рукописей издал полный текст Библии на
греческом и латинском языках. Затем под
давление церкви он вынужден был в последующих
изданиях вносить в первоначальный печатный
текст Библии значительные изменения.
Третье издание Библии Еразма Ротердамского
стало потом основой так называемого "Textus
Receprus" (Общепринятый Текст), который
практически лег в основу утвержденного
на Тридентском соборе 1565 года католической
церковью канонического текста Библии,
в основу всех переводов Библии на национальные
языки.
Из-под пера другого гуманиста, Рейхлина (1455-1522)
вышло произведение "Письма старых
людей" (Epistole obscorum virorum). Антицерковное
содержание произведения и его меткое
название имело ошеломляющее влияние
как на его современников, так и на последующую
историю культуры. Название произведения
"Письма" (Epistole - Письмо, Послание)
саркастически повторяет название "Посланий"
(Epistole) апостолов. Латинское двузначное
слово "virorum" одновременно означает
и "мужи" , и "верующие". А слово
"obscurum" (темный) благодаря Рейхлину
послужило образованию понятия "обскурантизм"
(мракобесие, воинствующее невежество).
Видным немецким гуманистом был Ульрих фон Гутен
(1488-1523). Сравнивая свое время с предыдущим
Средневековьем, он восклицал: "Разум
пробудился! Жить стало наслаждением!!"
В адрес религиозных споров между католиками
и протестантами он бросил: "Пожирайте
друг друга, пока вас самих не съедят!".
Французского гуманиста Петра Рамуса
католические убийцы уничтожили во время
печальной известности Варфоломеевской
ночи в 1592 году.
5.3. Гуманизм, основы которому заложили деятели Возрождение, на протяжении последних пяти столетий развивался и пополнялся новым содержанием. Сейчас в понятие гуманизм вкладывают целый спектр человеческой культуры, которые отражают величие человека и способствуют его утверждению в реальной действительности. Лозунгами гуманизма стали слова: "Все - для человека, все - в имя человека!" Авторитет гуманизма вырос до такой значительной меры, что в современных условиях даже церковь старается подделаться под гуманизм и выдавать христианство за что ни на есть гуманной религией. Но как по своему происхождению и первоначальному значению, так и по своему современному содержанию гуманизм по своему содержанию остается антирелигиозным и антихристианским элементом культуры. Исторически и по своему содержанию гуманизм с религией и верой в Бога лишен своего смысла. И религия, которая по своему содержанию всегда, постоянно и везде, повсеместно в центр своего мировоззрения ставит Бога, не имеет никакого смысла в объединения с гуманизмом. Гуманизм и религия как в эпоху Возрождения, так и в наше время были, есть и всегда будут явлениями несовместимыми.