Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:18, реферат
Одна из центральных проблем зоопсихологии – вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения животного. Этот вопрос тесно соприкасается с изучением онтогенеза поведения. Важно оценить, какие элементы поведения передаются особи по наследству (а значит, генетически закреплены), а какие - приобретаются в ходе индивидуального развития. Над этой проблемой работали многие ученые – зоопсихологи, все они высказывали различные мнения о взаимоотношениях элементов поведения в ходе онтогенеза.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ……………………….4
3. МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ……………………………………7
4. СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ………………………………………………10
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………. …………15
6. ЛИТЕРАТУРА………………………………………...………...……16
СОДЕРЖАНИЕ
ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ……………………….4
3. МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ……………………………………7
4. СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ………………………………………
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….
…………15
6. ЛИТЕРАТУРА………………………………………...……
1. ВВЕДЕНИЕ
Одна из центральных проблем зоопсихологии – вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения животного. Этот вопрос тесно соприкасается с изучением онтогенеза поведения. Важно оценить, какие элементы поведения передаются особи по наследству (а значит, генетически закреплены), а какие - приобретаются в ходе индивидуального развития. Над этой проблемой работали многие ученые – зоопсихологи, все они высказывали различные мнения о взаимоотношениях элементов поведения в ходе онтогенеза.
Онтогенез поведения тесно
На ход онтогенеза поведения
оказывает влияние степень
В онтогенезе высших животных,
как правило, четко выделяется
такой период, как ювенильный
или игровой. Он явственно прослеживается
у зрелорождающихся детенышей, у которых
осуществляется созревание поведения
в ходе игр, причем происходит это задолго
до наступления половой зрелости.
2.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ)
ПЕРИОДЕ.
Для объяснения природы игр и их значения в онтогенезе поведенческих реакций существует две основные концепции. Первая концепция принадлежит Г.Спенсеру. В рамках этой концепции игровая деятельность представляется как расход некой энергии, которая в данных условиях является для организма избыточной. Эта энергия не нужна для совершения действий, необходимых для обеспечения жизнедеятельности. Аналогию в данном случае можно провести с так называемыми «действиями в холостую». В этой ситуации также осуществляются некоторые инстинктивные движения в условиях отсутствия ключевых раздражителей. Однако имеется и ряд существенных различий между игровой активностью и «действиями в холостую».
Вторая концепция игровой
В настоящее время стало ясно, что ни одна из этих гипотез не может полностью описать суть игрового поведения. У обеих теорий есть как сторонники, так и противники. Нет согласия даже по вопросу о значимости игр для формирования поведения взрослого животного. Как аргумент, подтверждающий, что игры не имеют для этого никакого функционального значения, ученые приводят тот факт, что нормальное поведение может быть сформировано и при отсутствии упражнений в ювенильном периоде онтогенеза. Например, концепция голландского зоопсихолога Ф.Бойтендайка основана на том, что игровое поведение приносит пользу животному лишь в эмоциональной сфере в момент игры, инстинктивное же поведение в любом случае созревает так, как наследственно закреплено, упражнения для этого процесса не нужны. Однако если полностью лишить детенышей возможности играть в детстве, психика взрослого животного в большинстве случаев развивается в искаженном виде. Например, у морских свинок становятся ненормальными реакции на сородичей, а в половом поведении наблюдаются инфантильные черты. Щенки койота при отсутствии в ювенильном периоде игрового поведения вырастают агрессивными. Особенно ярко проявляются эти особенности у обезьян. Отмечено, что если лишить их возможности играть со сверстниками, во взрослом состоянии они не способны нормально общаться с половыми партнерами, а также выполнять материнские обязанности. При этом важно, что половое поведение формируется должным образом, если партнером по игре было другое животное или человек.
Представления другого
Темброк указывает на отличия
игровой активности от «
С гипотезой Г.Темброка был
в корне не согласен
А.Д.Слоним предположил, что в
постнатальном периоде за счет
действия на организм
Большинство ученых все же
придерживаются взглядов на
Значение игривого поведения
для формирования и
Игры имеют такое значение
не только у обезьян, но и
у других млекопитающих.
Также были проведены эксперименты над детенышами шимпанзе, которых лишили возможности в раннем возрасте играть с предметами. У таких животных во взрослом состоянии была отмечена очень плохая координация движений передних конечностей, шимпанзе не могли точно определить места касания рукой, неуклюже ощупывали и брали предметы. Нормальные детеныши охотно цепляются за подходящего к ним служителя, однако детеныши в эксперименте не только не хватали его за одежду, но и не протягивали к нему рук. Важный элемент поведения шимпанзе – «реакция обыскивания» - у таких детенышей тоже не проявлялся.
3. МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ИГРЫ
Манипуляционные игры – это
игры с предметами, в ходе которых
происходит манипулирование
Лисенок до двенадцатидневного
возраста производит
Типичные движения лисят
Именно в этом возрасте в
поведении лисят появляются
Таким образом, двигательная активность в ювенильном периоде резко обогащается. Первичные действия изменяются, за счет достраивания на их основе формируются новые действия. Качественные изменения поведенческих реакций развиваются за счет созревания моторных (двигательных) и сенсорных (чувствительных) компонентов этого первичного манипулирования. Например, вначале, в раннем онтогенезе, развивается реакция хватания соска губами, а в ювенильном периоде на ее основе формируется способность брать игрушки ртом. Первичные функции ротового аппарата и передних конечностей в ходе игровых движений расширяются и усиливаются, т.е. игра - это развивающая деятельность.
Все описанные закономерности проявляются не только в сфере дополнительных функций, но и в области основных функций эффекторных систем. Это можно четко проследить на развитии манипулирования пищей. Первоначальное употребление в пищу молока матери требует от детенышей развития только одной реакции – сосания. Однако со временем пищевые объекты меняются, реакция сосания уже не может обеспечить их потребление. Животное должно овладеть другими, новыми для себя формами действий, которые позволили бы ему адаптироваться к таким переменам пищи. Эти движения формируются и совершенствуются в ходе манипуляционных игр. Например, лисенок начинает облизывать, а затем и хватать челюстями различные объекты. Первоначально хватательные движения челюстей служили ему исключительно для игр, а их участие в процессе поедания пищи связано с переменой функций поведенческой реакции.
Манипуляционные игры
Манипуляционные действия