Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа
Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп
Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ
- определение и проведение в жизнь инвестиционной политики, включая непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности;
- стимулирование и регулирование предпринимательской деятельности в регионе, развитие и государственная поддержка среднего и малого бизнеса;
- обеспечение конкурентной среды на региональном рынке, проведение действенной антимонопольной политики, регулирование ценообразования и контроль за ценами на продукцию (услуги) монополистов;
- осуществление эффективной финансово-кредитной, бюджетной и налоговой политики;
- регулирование экономических связей с другими регионами и зарубежными странами;
- создание единой информационно-коммуникационной среды Республики Дагестан.
Для повышения эффективности деятельности республиканских органов власти и усиления их роли в обеспечении реализации Стратегии как первоочередная ставится задача осуществления Программы проведения административной реформы и внедрение современной информационно-коммуникационной системы государственного управления по результатам.
Для эффективного функционирования рыночного механизма и успешного государственного регулирования используется система регионального планирования. Она, помимо Стратегии до 2020 г., включает:
- комплексная программа социально-экономического развития Республики Дагестан, концепции развития отдельных территорий, отраслей и сфер экономики;
- республиканские целевые (в том числе отраслевые) программы социально-экономического развития и решения отдельных приоритетных задач;
- муниципальные программы социально-экономического развития территорий;
- республиканские адресные инвестиционные программы;
- система Федеральных целевых программ и Федеральных адресных инвестиционных программ, в реализации которых участвует РД и по которым осуществляется целевое финансирование из федерального бюджета;
- система индикативных планов и показателей оценки деятельности республиканских и муниципальных органов власти;
- схема территориального планирования Республики Дагестан;
- годовые и среднесрочные (2-3 года) республиканские и муниципальные бюджеты.
Важным и действенным инструментом реализации Стратегии до 2020 г. является поэтапная разработка и выполнение комплексных Программ социально-экономического развития Республики на среднесрочный (2-3 года) и долгосрочный (5-10 лет) период. На основе Программы будут разрабатываться оперативные планы Правительства РД и муниципальных органов, которые определяют конкретные количественные и качественные показатели и индикаторы оценки их деятельности. Тем самым будет обеспечиваться своевременная реализация Стратегии, а также связь между функциями и задачами муниципальных образований и республиканских органов управления.
Для успешной реализации Стратегии приоритетные стратегические направления и инвестиционные проекты государственной значимости будут включаться в Федеральные целевые программы, Федеральные адресные инвестиционные программы, программы развития отдельных отраслей и территорий, развития особых экономических и рекреационных зон и др.
Неотъемлемым и постоянно действующим элементом комплексного механизма является мониторинг и контроль за ходом реализации Стратегии.
Реализация Стратегии полностью изменит социально-экономическое положение республики, произойдут кардинальные перемены в ключевых сферах жизнедеятельности дагестанцев. Предполагается следующее видение Дагестана в 2020 году и более отдаленной перспективе.
Республика Дагестан - один из динамично развивающихся регионов России с уровнем доходов населения не ниже среднего по стране.
В республике широко развит образовательный и культурно-воспитательный процесс, сформированы научно-образовательные комплексы, предоставляющие качественное и современное образование, высокопрофессиональные «Центры знаний и инноваций»; отечественные, совместные и иностранные предприятия и фирмы на основе современных высоких технологий производят конкурентоспособную продукцию и услуги с высокой добавленной стоимостью, достигнут высокий уровень информатизации общества.
В республике развита гидроэнергетика, добыча нефти, газа, руд, строительных материалов и других полезных ископаемых, действуют высокотехнологичные и экологически чистые горнообогатительные и перерабатывающие предприятия, создающие конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью и образующие доходную базу республиканского и муниципальных бюджетов.
В плоскостной, предгорной и горной зонах республики развито сельское хозяйство, где с использованием современных агротехнологий производится высококачественная экологически чистая и конкурентоспособная продукция растениеводства и животноводства, объемы которой обеспечивает не только потребности республики, но и вывоз в другие регионы и экспорт таких высокодоходных видов, как овощи, плоды, виноград, мясо, а также продуктов их переработки.
Дагестан имеет устойчивые внешнеэкономические отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья, на мировом рынке на взаимовыгодной основе осуществляет обмен товарами и услугами, знаниями, квалифицированными кадрами, капиталами, благодаря чему поддерживает высокий инвестиционный рейтинг и привлекательность для отечественных и зарубежных инвесторов.
Республика Дагестан - один из уникальных регионов России, где, благодаря традиционному гостеприимству, атмосфере дружелюбия и неподдельного интернационализма, созданы исключительно благоприятные условия для жизни, воспитания детей, отдыха, творческого роста и деловой карьеры, обеспечены высокие стандарты уровня и качества жизни, гарантирован доступ к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, жилищно-коммунальным услугам.[10]
3.2 Реализация национального проекта «развитие АПК»: проблемы и перспективы.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее «Госпрограмма») включила в себя приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Обозначенные в этой связи соглашением минсельхоза РФ и правительства РД целевые индикаторы реализации Госпрограммы в Дагестане на начало 2009г. в принципе достигнуты.
Индекс производства продукции сельского хозяйства за 2008 год, запланированный в 104,5 % к уровню 2007 года, по итогам 2008 года составил 105,1 % по отношению к соответствующему периоду прошлого года. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года увеличилось поголовье крупного рогатого скота на 1,9%, производство мяса (в живом весе) - на 6%, молока - на 4,7% и яиц на - 1,9% .
В 2008г. по показателям развития сельского хозяйства Дагестан находится на 11 месте среди субъектов РФ по рейтингу Минсельхоза России.
Работа по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (Проект) стартовала с 2006 г. Значимость и серьезность намерений определилась сразу же, когда руководство реализацией приоритетных национальных проектов было возложено на первого вице-премьера правительства Российской Федерации.
Реальная реализация нацпроекта «Развитие АПК» особенно важна и актуальна для Дагестана в силу того, что АПК республики больше нуждается в реформировании, переоснащении и развитии, чем в других регионах России. Кроме того, сельское население Дагестана традиционно связано с животноводством, а в нацпроекте предусматривается, прежде всего, развитие животноводства.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» состоит из 3 разделов:
- ускоренное развитие животноводства;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;
- обеспечение жильем молодых специалистов, переехавших на работу в сельскую местность и занятых в сельскохозяйственном производстве.
Основной целью нацпроекта является оказание финансовой поддержки государства сельскохозяйственным товаропроизводителям, возмещением части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства и малых форм хозяйствования в АПК. В целях реализации нацпроекта разработан целый ряд нормативно-правовых документов.
Проектом по Российской Федерации в целом предусмотрено обеспечить рост производства молока на 4,5%, мяса – на 7,0%. В республике проведена соответствующая работа по реализации нацпроекта «Развитие АПК».
Министерством сельского хозяйства РД разработан согласованный с правительством Республики Дагестан план мероприятий по реализации нацпроекта и представлен в Министерство сельского хозяйства РФ еще в 2006 году. Образован Совет по реализации национальных проектов на территории Дагестана (Распоряжение Президента Республики Дагестан от 5 апреля 2006 г. №17-рп), возглавляющий самим президентом Дагестана, утверждено Положение о Совете. Распоряжением Правительства РД от 15 февраля 2006 года №31-р созданы рабочие группы по реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Дагестан. Министерству экономики Республики Дагестан поручено ежеквартально отслеживать, обобщать ход реализации и информировать Совет.
Правительством Республики Дагестан заключены соглашения о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» с министерством сельского хозяйства РФ и открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк». Также заключены трехсторонние соглашения между министерством сельского хозяйства РД, дагестанским филиалом ОАО «Россельхозбанк» и главами муниципальных районов по распределению полномочий в рамках реализации проекта. Своевременно приняты необходимые нормативно-правовые документы. Постановлением правительства Республики Дагестан от 25 апреля 2007 года № 111 принята Республиканская программа «Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Дагестан на 2007-2009 годы». В последующем в перечень отраслей сельского хозяйства, поддерживаемых государством в рамках реализации нацпроекта «Развитие АПК» по Республике Дагестан, были дополнительно включены отрасли «овцеводство» и «виноградарство». За весь период реализации нацпроектов велась разъяснительная работа среди населения на зональных семинарах-совещаниях, на различных тематических круглых столах. Эта работа систематически освещалась в средствах массовой информации. Президентом Дагестана в мае 2006 года в МО «Кизлярский район» по данной проблеме было проведено совещание с приглашением всех заинтересованных организаций и ведомств.
В 2005 - 2008 годах, как и во всей стране, при непосредственном контроле руководства республики реализовывался приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», мероприятия которого в дальнейшем стали составной частью Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. В рамках реализации приоритетного национального проекта сельхозпроизводителям республики по линии ДРФ ОАО «Россельхозбанк» выдано кредитов в общем объеме 3671,3 млн. рублей.
Распределение объемов выданных кредитных средств по направлениям и годам в Республике Дагестан (млн. рублей)
направления выделения кредитов | годы | 2005-2008 | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | ||
строительство и реконструкция животноводческих комплексов | 5 | 348,3 | 85,3 | 205,8 | 644,4 |
приобретение племскота | 19 | 65,3 | 20,3 | 48,3 | 152,9 |
приобретение техники и оборудования | 0 | 8,5 | 13,7 | 100,7 | 122,9 |
закладка виноградников | 0 | 0 | 5 | 36 | 41 |
развитие несельскохозяйствен. видов на селе | 0 | 0 | 0 | 10 | 10 |
стимулирование развития ЛПХ | 43 | 1009,9 | 483,4 | 370,1 | 1906,4 |
стимулирование развития КФХ (краткосрочные кредиты) | 0 | 148,6 | 59 | 155,8 | 363,4 |
стимулирование развития сельхозкооперативов | 0 | 84 | 41,5 | 123 | 248,5 |
Краткосрочные кредиты сельхозорганизациям | 0 | 0 | 0 | 181,8 | 181,8 |
Всего | 67 | 1664,6 | 708,2 | 1231,5 | 3671,3 |
Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан