Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:18, дипломная работа

Краткое описание

Одной из наиболее приемлемых сфер для внедрения рыночных отношений является аграрный сектор как наиболее дифференцированная система. Предпосылки для освоения рыночных отношений в АПК наиболее зрелы, хотя в его недрах существует множество факторов торможения рыночных преобразований. Агропромышленный комплекс является составной частью экономики России, где производится жизненно важные для общества продукция и сосредоточен огромный экономический потенциал. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере оп

Оглавление

Введение
3
ГлАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК
5
1.1. Сущность и особенности АПК
5
1.2. Государственное регулирование АПК
11
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ АПК
24
2.1. Анализ и особенности развития АПК РФ
24
2.2. Анализ основных проблем развития АПК РД
36
глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК В РД
57
3.1. Стратегия развития АПК до 2020г
57
3.2. Реализация национального проекта «Развитие АПК»:проблемы и перспективы
65
Заключение
75
список литературы
77
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 2.19 Мб (Скачать)

       Анализируя современное состояние агропромышленного комплекса следует, что сельскохозяйственное производство в настоящее время характеризуется недостаточной эффективностью и неустойчивостью финансовых и производственных параметров. Рост экономического риска объясняется низкой степенью использования имеющегося производственного потенциала и высокими прямыми потерями продукции. Сложившийся тип воспроизводства разрушает внутреннюю связь в АПК, а финансовый кризис неизбежно распространяется на смежные отрасли.[5]

      Повышение эффективности развития сельскохозяйственного производства в АПК. Ставрополье - это регион развитого сельскохозяйственного производства, которое является основополагающей отраслью экономики Ставропольского края. По объему валовой продукции сельского хозяйства на душу населения входит в число первых десяти регионов России. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 40%. С учетом многообразия природно-климатических условий десятилетиями складывалась оптимальная структура аграрного производства.                                                                                    

       Достаточно высок удельный вес производства сельскохозяйственной продукции  и в Российской Федерации. Так, в Ставропольском крае по всем категориям хозяйств был получен рекордный за последнее десятилетие урожай зерновых культур - 6,3 млн. тонн (в первоначальном весе), что составляет 7,3% от общего объема зерна по России; 0,69 млн. тонн сахарной свеклы и 0,25 млн. тонн подсолнечника, что соответственно составляет 4,4 и 6,9% от общего его объема по РФ.                                                                        

      Доля продукции животноводства в общем производстве по Российской Федерации колеблется от 1,5 до 3%. Основу экономики аграрного сектора составляет растениеводство, которое формирует до 70% общей выручки, в том числе производство зерна и подсолнечника, которые являются самыми высоко доходными и рентабельными культурами. Зерно стало убыточным во многих хозяйствах края, уровень рентабельности производства зерна составил 32,5%, подсолнечника 74,0%. Поэтому на Ставрополье основное направление повышения эффективности аграрного сектора видится в дальнейшем развитии зернового производства, возврате к технологиям выращивания пшеницы. В целом в течение последних трех лет ситуация в сельском хозяйстве  стабилизируется, что проявляется в укреплении финансово-экономического положения крупных и средних сельскохозяйственных предприятий. Значительно уменьшилось число убыточных хозяйств, по итогам хозяйственной деятельности сельскохозяйственные предприятия получили прибыль от 0,9 до 1,5 млрд. руб. Возросла рентабельность сельскохозяйственного производства: еще недавно она была отрицательной и составляла - 13,6%, а в 2008 году повысилась до 13,8%. В целом  относится к категории производящих (вывозящих) регионов, т.е. в состоянии обеспечить свое население основными продуктами питания, как на уровне минимальных нормативов, так и на уровне рациональных норм питания, рекомендованных ФАО РФ. При этом избыток продукции, произведенной в Ставропольском крае может поступать в межрегиональный обмен.                                                                         

      Переход к рыночной экономике требует от предприятий АПК повышение эффективности производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности, активации предпринимательства, инициативы и т.д. Одна из главных причин развала агропромышленного производства - утрата со стороны государства управляемости процессами, происходящими в аграрном секторе. Так называемые реформаторы считали, что рынок все отрегулирует, ликвидирует диспаритет цен и сделает экономику эффективной. Вместо цивилизованного рынка Россия получила настоящую анархию с хорошей почвой для роста криминальных структур. За годы реформ АПК практически утратил свои позиции. Реформирование АПК проходило в условиях общеэкономического кризиса в стране. Инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, низкая покупательная способность населения и другие факторы крайне тяжело сказались на деятельности предприятий, организаций всех отраслей аграрной сферы. Так,  в России по сравнению  с объемом капитальных вложений в АПК (в сопоставимой оценке) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50%. Посевные площади культур уменьшились на 32,2 миллиона гектар, или почти на треть. В 6 раз снизилось применение органических и в 7 - минеральных удобрений. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37%. Удельный вес отрасли в ВВП страны сократился с 16,4 до 7,1%. Даже в таком ведущем сельскохозяйственном регионе, общий объем валовой сельскохозяйственной продукции снизился на 63%. Сельское хозяйство стало нерентабельным. Сельскохозяйственные предприятия утратили собственные оборотные средства, превратились в убыточные. Кризис в аграрной сфере - следствие несовершенства действующего экономического механизма функционирования АПК, в том числе системы взаимоотношений аграрной сферы и несельскохозяйственных отраслей экономики.                                                                                                                         

      Несмотря на нерешенные проблемы, АПК Ставропольского края имеет огромные потенциальные возможности и сохраняет большие перспективы. По итогам Ставропольского края получили прибыль от сельскохозяйственной деятельности в размере 1,7 млрд. руб., что на 23% больше их производственных затрат. Основную часть прибыли, сельскохозяйственные предприятия получили от реализации зерна, но уровень рентабельности зернового производства из-за падения цен на зерно снизился и составил 32% против 70,5%. Животноводство по-прежнему остается убыточной отраслью, уровень убыточности ее  составил (-11,3%). Рост цен реализации и полученные дотации и компенсации, выделенные на поддержание производства животноводческой продукции, не устранили убыточности производства мяса крупного рогатого скота и свиней. Но самые большие убытки сложились от производства шерсти, так как затраты на ее производство в 2 раза превышают доходы от ее продажи. Вместе с тем в течение 2-3-х последних лет, помимо растениеводческой продукции, рентабельным для сельскохозяйственных предприятий является производство мяса овец и коз, молока и яиц. РФ может не только обеспечить себя качественной продукцией, но и поставлять конкурентоспособную продукцию на мировой рынок.                                                                                                                           

      Однако для этого нужно использовать достижения научно-технического прогресса, хорошо подготавливать кадры, а также перейти к инновационной модели экономики. Нестабильность состояния аграрной сферы требует адекватных мер. Во-первых, сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке, именно она должна стать центром в системе мер. Однако в целом доля сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета неуклонно снижается. Наоборот, развитые капиталистические страны официально рассматривают аграрную политику в качестве важнейшей и приоритетной. В странах ЕС государственные субсидии в доходах фермеров составили 49%, в Финляндии - 71, Норвегии - 77, Швеции - 59, Японии – 66%. Вторым важным условием выхода АПК из сложной ситуации следует считать всемерное развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная кооперация может стать базой мобилизации внутренних сил и ресурсов для подъема аграрной экономике. Именно кооперативы в состоянии защитить интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить им рынки сбыта и гарантированные цены на продукцию, создать службу агросервиса. Третьим важнейшим условием стабилизации развития сельскохозяйственного производства является сельская промышленность. Исследования показывают, что создание промышленных предприятий на селе - стратегическое направление в подъеме сельского хозяйства.                                                     

      При сочетании сельского хозяйства с промышленным производством приводит к росту его доходности. Это объясняется более рациональным использованием трудовых и сырьевых ресурсов, достижением ритмичности процесса труда. Организация производства, обработки и переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно в хозяйствах позволяет снизить издержки, сократить потери продуктов. Отходы переработки утилизируются в качестве корма для скота или для удобрения полей, а главное, дает возможность исключить из производственной цепочки многочисленную армию посредников. От переработки сырья на месте производства в готовый продукт выигрывают и потребители. Во-первых, в ценах - они более низкие, во-вторых, в качестве продукции - оно более высокое. Таким образом, ныне возникли предпосылки для восстановления возможности эффективного ведения сельскохозяйственного производства и установления стабилизации агропромышленного комплекса.  Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК.                     

     Одно из главных условий формирования высоко-эффективного конкурентоспособного АПК - создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспеченно только при сбалансированных межотраслевых отношениях. К сожалению, такие отношения между отраслями до сих пор не сложились. Отношение сводного индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые промышленные средства производства и тарифы на услуги составило  всего 0,23 . Не улучшилась ситуация и в 2008 году. Особенно это относится к ценам на горючее и смазочные материалы. Если цены на сельскохозяйственную продукцию в декабре 2008 года в целом были выше по сравнению с декабрем 2007 года на 17,7%, то на бензин - более чем на 35%, дизельное топливо - почти на 60%. Поэтому в структуре затрат сельскохозяйственных предприятий на энергоресурсы приходится около 53% общих расходов на приобретение промышленных средств производства. Этот показатель составлял лишь 12,2%. В результате прекратились связи сельского хозяйства со сферой производственных услуг, многократно уменьшилось приобретение машин и оборудования, строительных материалов, другой промышленной продукции.                  

      При таких невыгодных условиях обмена межотраслевые связи сельского хозяйства с другими сферами будут сворачиваться и дальше. Много нерешенных проблем в области финансово-кредитных отношений, лизинга, страхования, налогообложения, использования других инструментов государственной поддержки АПК. Роль агропродовольственного рынка в экономике настолько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики, избавления его от необходимости служить сырьевым придатком мирового рынка.  

     Агропромышленная политика в зависимости от правильности или неправильности ее построения способна превратить Ставропольский край либо в мощный экономический, либо в слаборазвитый край. Особенно сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается угрожающее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий. Основными причинами спада производства животноводческой продукции связаны с низким уровнем его доходности, платежеспособным спросом населения, прекращающимся "давлением" импорта на внутренний продовольственный рынок. Существуют проблемы и на зерновом рынке Ставропольского края. Они связаны, во-первых, с рисками спада производства из-за погодных условий, повторяются через каждые 5-7 лет. Во-вторых, для развития животноводства (особенно свиноводства и птицеводства) требуется значительное увеличение валовых сборов зерна, чего можно достичь лишь на основе современных технологий и технического перевооружения зернового хозяйства. В-третьих, продолжается сокращение посевов зерновых культур. Особое беспокойство вызывает вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При оценке условий и последствий этого акта для аграрного комплекса необходимо принимать во внимание, что ВТО - это организация экспортеров, ее цель - максимально расширить рынок для экспорта, улучшить условия для проникновения товара на него. Существует точка зрения, что при вступлении в ВТО в самом выигрышном положении окажется отечественное сельское хозяйство. Надо учитывать другие последствия, в частности, рост безработицы, а, следовательно, отток из села дееспособной части населения.

     Современное состояние российского АПК существенным образом отличается от положения аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, расположенных в сходных агроклиматических условиях. Сельское хозяйство в этих странах является приоритетной отраслью, на функционирование которой ежегодно выделяются крупные государственные средства. Важным направлением аграрной политике должны стать формирования новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.                                                                                        

         В процессе структурных преобразований сложилось многоукладное агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства. В АПК определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Нынче в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой - крупно товарный сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности представляет собой сложную и противоречивую картину. Наблюдается резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчивы, наращивают объемы производства, а остальные закредитованы и неплатежеспособны. Хозяйство населения, став основными производителями сельскохозяйственной продукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста. Кооперация в сфере сельскохозяйственного производства и его обслуживании могла бы стать важным средством защиты экономических интересов селян. Однако численность сельскохозяйственных производственных кооперативов неуклонно сокращается, а потребительских - растет крайне медленно. Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы в поддержке производственных и потребительских кооперативов, оказание стартовой помощи кредитным и страховым объединениям.                                                                   

      Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку подготовки кадров. Существенной проблемой остается формирование цивилизованного земельного рынка в интересах непосредственных сельхозтоваропроизводителей. До настоящего времени он преобладает вблизи городов и курортных зон, где осуществляется строительство жилых домов и дачных поселков, а также в регионах располагающих запасами сырья для добычи полезных ископаемых. В этой сфере распространены коррумпированность, теневой оборот, в котором участвуют огромные денежные средства. Крайне недостаточно влияние земельных органов на процессы, происходящие на рынке сельхозугодий. Сюда следует добавить неразвитость инфраструктуры, отсутствие информационного и консультационного обеспечения. Низкий доход не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю для ипотеки. Непростая ситуация сложилась с оборотом земельных долей в сельскохозяйственных организациях, в том числе и по причине несовершенства земельного законодательства. Существует реальный риск обезземеливания крестьянства, возникновение долговременных негативных последствий, которые возможны в результате этого процесса.                                                                                                                                       

Информация о работе Современные проблемы развития АПК в Республике Дагестан